Реальный мир Ильи Репина

                Отказать себе в удовольствии посетить в Петербурге юбилейную выставку великого русского живописца Ильи Ефимовича Репина просто невозможно. Нужно только выбрать правильный день, чтобы очередь в кассы была поменьше. Начало рабочей недели показалось не худшим вариантом. К моему удивлению очереди на улице возле корпуса Бенуа не было. У дверей получалось что-то вроде непрерывного людского потока в обе стороны. Чтобы попасть на такую же выставку Ивана Айвазовского, мне пришлось отстоять на улице не меньше 40 минут.
                Признаюсь, что давно испытываю прочную зависимость от этого художника, мне периодически нужны встречи с ним. Получается какая-то особая духовная подпитка. После этого каждый раз хочется рисовать. Чаще всего, езжу для этого в усадьбу «Пенаты». Там всегда сохраняется особая атмосфера. Понимаю, что прежняя деревянная усадьба художника сгорела дотла и воссоздана заново. В годы войны здесь находился финский штаб, и туда пришлось бить нашей артиллерии прямой наводкой. Даже место могилы великого художника теперь определялось достаточно условно. Для меня всё это по-прежнему живёт, я себя там прекрасно чувствую…
                Каждый раз, как возвращение в детство. Могу предположить, что Репина в советские годы нам предлагали в слишком большой дозе. Автор хрестоматийных «Бурлаков на Волге» и «Ивана Грозного и его сына Ивана» был хорошо узнаваем людьми бесконечно далекими от изобразительного искусства.
                «Позвольте, - возмущённо воскликнет мой просвещенный читатель. - Убийство царевича 16 ноября 1581 года - совсем не исторический факт!» И он будет совершенно прав, говоря это об одной из самых загадочных картин из собрания «Третьяковской галереи». Так ли это важно для художественного реалистичного жанра? Не столь редкая в нашей жизни кровавая сцена домашнего насилия, для царских палат – тоже. Чувствуется напряжение, с которым отец прижимает к себе умирающего сына. Здесь не агрессивное чувство, а скорее нежность и сожаление. Раскаяние безумца - отца? Такого однозначного вывода тоже нет. Репин сознательно пытается добиться чувства замешательства. Он намеренно вводит нас в заблуждение и смятение. Он хочет поделиться с нами тем, что испытывает сам. Эта картина – его исповедь и попытка найти выход буре, бушующей внутри его самого. Это мир безумен или я в нем? Поищите ответ на эти вопросы в самом себе. Вы хотите защитить себя и не желаете страдать, но без этого нельзя воспитать душу и стать нравственным человеком.
                У художника ещё заметны сомнения на первых эскизах, но в его окончательном варианте их уже нет. Вообще-то самой картины на юбилейной выставке мы не увидим. Ее заменяет повторяющий этот сюжет рабочий этюд. Сама знаменитая картина сейчас находится на реставрации после последнего акта вандализма, совершённого в мае 2018 года.
                Таков Илья Ефимович Репин – выдающийся живописец XIX века, вершина русского реализма. Его глубокие, содержательные картины можно читать как романы Льва Николаевича Толстого, каждый раз открывая для себя что-то новое. Неслучайно, что их связывал взаимный интерес и длительная двадцатилетняя дружба. Что могло быть общего у столь разных людей? Перед обоими человеческая душа открывала свои тайны. У них даже вера в Бога была своя, особенная. Они верили в Бога, в людей и в социальную справедливость.
                Без репродукций великого живописца не могли обойтись даже наши школьные учебники. В советское время художника предпочитали считать сторонником революционных перемен. Когда политический маятник качнулся в другую сторону, Репина стали незаслуженно забывать. Теперь его имя меньше интересно молодому поколению. Кому-то и вовсе покажется, что реализм в изобразительном искусстве устарел и больше неактуален. Зачем грузить себя такими серьезными социальными темами? Сегодня многие хотят видеть в живописи очередную форму развлечения.
                Думаю, что Репин – это фигура слишком большого масштаба, чтобы принадлежать каким-то политическим течениям, платформам или творческим объединениям. Он быстро вырастал из них, и любые рамки становились ему тесными. Живопись художника – реалиста могла кому-то нравиться или нет. Здесь было всё, от безоговорочного поклонения и восторгов – до ее полного непринятия. Известную своей противоречивостью картину Репина «Какой простор!» и сейчас на моих глазах критично разобрали два маститых петербургских художника, намекая на примыкание её автора к модному стилю импрессионизма. Другое дело, что без его произведений теперь невозможно представить не только нашу русскую живопись, но и Россию, вообще.
                Творчество Репина и его взгляды складывались в реформаторский период. Это был передовой человек своего времени. Достаточно сказать, что в его усадьбе «Пенатах» прислугу признавали за совершенно равных себе людей. Хозяева жили просто и многое по дому делали сами. Такое в России могло показаться весьма странным для состоятельных представителей господского сословия.
                Уникально, но у художника, бывшего иконописца, народовольцы на полотнах проецировали на себя образы из Евангелия. Они у него мучились, страдали и жертвовали собой за светлые идеалы. На тайной вечерней политической сходке можно угадать двенадцать фигур апостолов, а в нежданно вернувшемся домой отце семейства легко признать «блудного сына». Все ли из нас заметили, что его лицо на картине пугающе темное? Вместе с ним в дом входило ощущение страха и оцепенения. На нем след не только перенесенных страданий, но и каких-то других дурных поступков, после которых человеческое лицо навсегда переставало светиться. Здесь вопрос получался более серьезным. А примут ли сюда обратно человека с таким лицом? Художник опять заставлял нас решать важную нравственную проблему. Репин не участник этих событий и не видел себя «едущим под конвоем по грязной дороге». У него, скорее внимательный или сочувственный взгляд человека с обочины, со стороны. Можно предположить, что интеллигенция того времени не всегда различала пропагандистов, за которыми не было серьезной вины и осужденных народовольцев, у которых на совести имелось убийство или покушение. Для многих современников они становились жертвами, сознательно идущими «на крест» ради общего народного блага. Но у самого Репина любое насилие вызывало только внутреннее отторжение.
                Жизнь распорядилась так, что сегодня художника считают своим в России, Белоруссии, на Украине и в Финляндии, где он прожил три десятка лет и умер. Получалось, что его творческое наследие объединяло осколки некогда распавшейся великой империи. Репин никому не принадлежал и оставался гражданином своей страны, не принявшим иностранного подданства и отказавшимся получить от большевистской власти звание «народного художника». Оно у него и прежде было всегда.
                Наверное, такие юбилейные выставки очень важны. Нужно же когда-нибудь узнать больше правды о великом художнике. Здесь он и сам мог немало рассказать о себе. Появлялась редкая возможность увидеть в одном месте произведения из фондов Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Художественного музея «Атенеум» (Финляндия), Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты», Музея-заповедника Абрамцево и других музейных и частных собраний. Это больше 250 живописных и графических работ, известных и ранее незнакомых.
                Только так можно проследить весь процесс творческого поиска художника над крупными известными полотнами, его многодневную черновую работу на этюдах, в эскизах и набросках, угадать тщательную предварительную работу над каждой деталью. Получалось, что ты входил в мастерскую художника и учился у него.
                Первое, что приходило в голову, что при всем этом многообразии стилей и направлений, художники того времени умели прекрасно рисовать. Для Ильи Ефимовича вообще не было ничего невозможного. На выставке казалось, что он умел делать абсолютно все: писать великолепные пейзажи, картины исторического и бытового жанра, создавать работы на библейские темы. «Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие…»
                Им была создана блистательная галерея портретов современников, простых людей и великих русских ученых, актеров, писателей и художников. Прежде всего, по ним мы теперь складываем своё представление о них. Конечно, на этой выставке мне захотелось найти свои любимые, тонкие психологические работы художника. Это портрет чугуевского колдуна «Мужик с дурным глазом», его совершенный шедевр русской живописи «Протодьякон», автопортрет художника 1878 года и, конечно же, жизнерадостный портрет его дочери Верочки - «Стрекоза».
                Среди больших полотен Репина всегда отдавал предпочтение «Крестному ходу в Курской губернии». В нем много истинной веры, правдивый портрет нашего общества на все времена. Традиционно считалось, что картина изображает крестный ход, сопровождавший чудотворную Курскую Коренную икону Божией Матери. Такое шествие верующих собирало во второй половине XIX века от 30 до 60 тысяч своих участников. На картине какое-то особое, несвойственное ни одному русскому живописцу сочетание красок. Голубое небо, освещенное летним полуденным солнцем, словно застывшее в истоме и переливающееся яркими, неповторимыми красками. Сверкание и блеск хоругвей, икон; яркие одежды толпы; насыщенность воздухом, несмотря на большое количество фигур. И все это на фоне скучного окружающего пейзажа, изнуряющей жары и страшной пропасти народной бедности. Из такого многообразия складывалась настоящая симфония человеческой жизни. По части изображения лиц, одежды и предметов, казалось, что здесь их можно было просто трогать руками.
                На картине особо выделяю для себя фигуру молодого горбуна. Физические недостатки его не портят, он полон душевного обаяния, им двигает сильная вера, он рвется к святыне. Он точно знает, что сейчас его судьбу можно изменить. Конечно, такая картина художника устраивает не всех. Кому-то сегодня очень захочется увидеть на ее месте совсем другую Россию, приукрашенную известным кинорежиссером, с непременным хрустом «французской булки» и развлекающимися юнкерами. Тогда стоит напомнить, что по большей части, все мы являемся потомками именно этого «лапотного» сословия, чего сегодня глупо стыдиться.
                Признаюсь, что мне ближе такая обидная, суровая правда. Главное действующее лицо – простые бедные люди, это им нужна защита Богородицы. Наблюдательному зрителю можно заметить, что на картине почти нет полицейских. Как ни старался, а насчитать больше четырех нижних полицейских чинов и десяти конных сотских для соблюдения порядка, не смог. Вся эта многотысячная толпа верующих могла спокойно идти через населенные пункты не один десяток километров. Вы можете представить себе такое сегодня? Заметим, что и тогда такую икону было от чего охранять. В 1898 году не совсем здоровый на голову юноша Анатолий Уфимцев устроил в Знаменском соборе взрыв с целью уничтожить икону. Поскольку тогда дело обошлось без человеческих жертв, государь легко простил преступника, прекратил уголовное преследование и сослал его на пять лет в Акмолинск.
                Задаю себе сегодня простой вопрос: отнимите у русского человека эту веру, во что он после этого превратится? И ведь отняли же… На более поздних картинах художника возбужденная революционными событиями толпа похожа на неуправляемых, опьяневших от вседозволенности страшных безумцев.
                Всегда любопытно видеть, как замечательны и интересны лица на репинских портретах. Те, что были заказаны художнику персонами русского императорского двора, тоже не являлись исключением. Они могли рассказывать о людях так много, что приводили зрителей в изумление. Правда, Третьяков однажды написал Репину, что «некоторые художники утверждают, будто у него в картинах и этюдах все лица некрасивые, ухудшенные против их натуры». Поймал себя на мысли, что очень хотел бы однажды увидеть коллективный портрет наших чиновников или депутатов за обсуждением национальных проектов, исполненный талантливым современным художником. Много ли там будет настоящей правды? По такому поводу, меня иногда мучают большие сомнения. Слишком много попадает на наш телевизионный экран застывших лиц, тусклых и пустых глаз персонажей, имитирующих какой-то очередной вид государственной деятельности.
                На выставке хорошо заметно, как росло мастерство художника, как менялась его техника. Он никогда не стоял на месте в своем творчестве, как губка впитывал все новое. Несвойственное его убеждениям и позиции, художник всегда решительно отвергал. У каждого мастера в творчестве была своя высшая точка взлета. У Репина она пришлась на последнюю четверть XIX столетия. Позднее, у него стала отказывать правая рука из-за ежедневной многочасовой работы. Великий труженик, он тогда начал переучиваться и писать левой рукой.
                Говорят, что перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки. Друзья стали прятать от него рисовальные принадлежности. Однако, это не останавливало Репина, «который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила». Без своего любимого занятия он просто не умел и не хотел жить.
                Проведя в залах выставки несколько часов, вышел на улицу уже затемно. Молодой человек с алебардою, крашенный золотой краской - живая скульптура и примета нашего странного времени - предлагал прохожим фотографироваться. Ряженные в одежду петровского времени актеры, исполняли под музыку какой-то незамысловатый танец. Рядом были яркие витрины дорогих магазинов, в которые никто никогда не заходил. Все шли мимо, не обращая никакого внимания, потому что во всём этом уже не было ничего настоящего и реального. Оно так и осталось там, за тяжёлыми дверями музея корпуса Бенуа…
-------------------------
Примечание
Сотский, или сотской, выборный из крестьян низший полицейский чин в дореволюционной России. Обязанности исполнял, как правило, безвозмездно, в порядке натуральной мирской повинности. Выбирался ежегодно на общих сельских сходах по одному от 100-200 дворов. В рассказе Чехова «По делам службы» выведен забитый мужичок, сотский Лошадин, именующий себя «цоцкай». Должность эта, судя по рассказу, была незавидная. 
На фото - автопортрет художника 1878 года


Рецензии
Добрый день, Сергей! Как объёмно и интересно написана ваша статья о Репине..Сразу видно, что вами не один раз обдумано и понято всё его творчество..С огромным удовольствием прочитала.. Может быть есть смысл написать вам новую книгу о художнике, о своём взгляде на всё его творчество..Тем более, что в вас совмещены оба таланта...
Из писем Бунина помню, что они были знакомы и Бунин приезжал к Репину на портрет по приглашению художника...в Финляндию очень морозной зимой...И увидев, что окна настежь и в доме и в мастерской да ещё и обед из травки (Репин был погружён в вегетарианство)... Бунин сбежал на вокзал и уехал...Извинившись телеграммой...
Кстати Бунин был не менее реалист в изображении жизни В России И крестьян и господ, да вы всё это знаете сами..
Удачи ВАм.. Ольга

Ольга Аннина   11.12.2019 12:09     Заявить о нарушении
Добрый день, Ольга. Об Илье Ефимовиче уже много написано его замечательными современниками. Мне кажется, что к этому, могу добавить только свои скромные личные впечатления. Бывает, что обо всем значительном, они не складываются сразу. Осмысление проходит проверку временем и нашей зрелостью. Так у меня было с творчеством Льва Николаевича Толстого и не только. Все идет по нарастающей. Мы же тоже меняемся, приобретаем какой-то жизненный опыт и знания. Теперь лучше его чувствую и понимаю. Они разные, писатель и поэт Иван Бунин и художник Илья Репин, а в чем-то, очень близки. Оба глубоко русские люди, с божией искрой в творчестве... С теплом и признательностью, Сергей

Сергей Псарев   12.12.2019 09:41   Заявить о нарушении
Совершенно с вами согласна! Добрый день!..Как всегда рада вас видеть.. Сейчас перечитываю "Анну Каренину"... Полное наслаждение и язЫком Толстого и его философией..Всех благ..

Ольга Аннина   12.12.2019 09:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.