Робинсон Джефферс жизнь и творчество

Некоторые явления мирового литературного процесса получают в наше время популярность — особенно такие, которые выражают реакцию на изменяющиеся с развитием цивилизации условия жизни. К таким явлениям можно отнести творчество Робинсона Джефферса (1887-1962), интерес к которому растёт. Проводятся ежегодные конференции джефферсоведов, издается сборник исследований его работ. Поэмы Джефферса переведены и изданы в Германии, Японии, Чехии. В справочниках по экологии присутствует термин «негуманизм», выражающий квинтэссенцию его мировоззрения, не отводящего человеку исключительного места на планете Земля.
Джон Робинсон Джефферс родился в Питтсбурге, штат Калифорния, в семье профессора университета и церковной органистки, получил филологическое образование в Университете Южной Калифорнии и Цюрихском университете, после чего дополнительно изучал медицину и лесоводство в Вашингтонском университете. В 1914 году с женой Уной он поселился в городке Кармел на побережье Калифорнии, к тому времени ставшем колонией художников. Там они прожили всю оставшуюся жизнь. В 1919 году Джефефрс построил дом из гранита. Работая вместе с каменщиками, он открыл для себя второе дело жизни — строительство из камня. За 6 лет он построил трехэтажную башню, Дом Тор. Обычно с утра он занимался за столом, а после обеда работал с камнем и ухаживал за насаждённой им   рощей.
Как поэт, Джефферс созрел довольно поздно. Ко времени, когда он поселился в Кармеле, у него были опубликованы лишь две подборки стихотворений, в то время как его современники Паунд и Эллиот уже написали свои основные произведения. Когда в 1925 году была издана его книга «Чалый жеребец, Тамара и другие поэмы», Джефферс быстро стал заметной фигурой поэтического ландшафта, равной по влиянию Фросту и Эллиоту. Его репутация оставалась высокой 20-е и 30-е годы и была увенчана сообщением с фотографией на обложке журнала «Тайм» в 1932 году и изданием Избранного в 1938 году.
По своей творческой манере, Джефферс — реалист, его лозунгом было уярчение реальности, а не уход от неё, и возвращение поэзии в реальность путем воздействия на читателей.  Вместе с тем, он — поэт-визионер, в его поэмах присутствует динамика видений, мистических знаковых образов.
Поэмы в книге «Будь сердит на Солнце» (1941) отразили озабоченность поэта растущим насилием и террором в национальных и международных отношениях. Поэмы, написанные в период Второй мировой войны и собранные в книге «Двойной топор» (1948), воплощают ужас, углубляющийся до отчаяния. В поэме «Негуманист» (1947) Джефферс выходит за пределы своего отчаяния , привлекая гипотезу о термоядерной катастрофе. Мрачной выразительностью образов поэма напоминает «Потерянный рай» Джона Мильтона и «Божественную комедия» Данте.
Публикация книги «Двойной топор» привела к падению репутации Джефферса. Его мировоззрение было неприемлемо для Америки, только что одержавшей победу в войне и неудержимо втягивающейся в холодную войну. Правительственная пропаганда поспешила объявить поэта мизантропом, отвлекая публику от поднимаемых им серьёзных этических вопросов взаимодействия человечества с природой.
Вместе с тем, Джефферс на время стал кумиром нигилистически и протестно настроенной молодежи. Влияние его поэзии стало одним из факторов, приведших в начале 50-х годов к зарождению движения в защиту окружающей среды.
Поднятые Джефферсом проблемы вновь становятся актуальными. Поэмы Джефферса переведены и изданы в Германии, Японии, Чехии.
В поэме «Негуманист» поэт выразил свои философские воззрения в рассуждениях старого одинокого охранника, живущего на побережье. Его Старик сталкивается с живущими неподалеку людьми, вызывающими в нем то жалость, то сочувствие, то неприязнь. Раздираемый конфликтами, удаленный от Старика цивилизованный мир неминуемо движется к катастрофе, коренной причиной которой поэт считает врождённую склонность человека к вражде и агрессии.
Что необходимо, чтобы справиться со склонностью к вражде? Поэт пишет: «Чего бы я хотел, так это меленького благородства в человеке, которое бы соответствовало лишь тому, что есть в природе». Ещё, необходим мир.
В предисловии к поэме «Двойной топор» Джефферс предложил дополнить христианский принцип «любите друг друга» другим, эмоционально более холодным «отвернитесь друг от друга» - «повернитесь к той великой реальности, в пределах которой всё человечество есть лишь малая частица». Он писал: «Для людей христианской веры... я должен отметить, что сам Иисус … призывал к этому балансу: «...Бог в твоём сердце, разуме и душе».               


Рецензии