18ноября-избрание свт Тихона на Патриарший престол

      Сегодня, 18 ноября, Русская Православная Церковь воспоминает день избрания святителя Тихона на Патриарший престол. Надо особо отметить, что избрание предстоятеля Русской Церкви означало в то время и восстановление Патриаршества в России (по прошествии без малого 200 лет после его упразднения в 1721г. императором Петром I-м).
     Также сегодня чествуется память Отцов Поместного собора Церкви Русской 1917 – 1918 годов. (Житие http://stihi.ru/2015/10/09/4215)
    
     Февральский госпереворот 1917 года повлёк за собой серьёзные перемены не только в общественно-политической жизни Российского государства, но и в жизни Русской Православной Церкви. В апреле 1917г. был обновлён состав Священного Синода, куда вошли только «прогрессивные» иерархи. Из прежнего состава в Синоде остался всего один из его членов – митрополит Сергий (Страгородский), имя же архиепископа Тихона в список нового состава Синода включено не было. В этот период в России епархиальные структуры церковного управления стали выборными.
     Летом 1917г. в Москве состоялся Съезд духовенства и мирян Московской епархии, созванный с целью выбора правящего архиерея, на котором посредством тайного голосования главой епархии избрали архиепископа Тихона. В конце лета 1917г. он был возведён в сан митрополита и возглавил Московскую и Коломенскую кафедру. Участники Всероссийского Поместного собора 1917 – 1918 гг. вели оживлённую дискуссию о том, каким именно должно быть высшее управление в Русской Церкви, и значительная часть их высказалась тогда против восстановления в стране Патриаршества.
     Однако после большевистского переворота, совершившегося в Петрограде, дискуссия была прервана, и, по настоянию представителей крестьянства, присутствовавших на Соборе, было вынесено постановление о восстановлении Патриаршества.

     Избрание предстоятеля Русской Церкви решено было провести посредством тайного голосования, а затем – жребием. Самое большое число голосов было отдано архиепископу Харьковскому Антонию (Храповицкому), за ним следовал архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий). Имя Московского митрополита Тихона шло третьим по количеству набранных голосов, однако жребием именно ему суждено было взойти на российский Патриарший престол. 5 / 18 ноября 1917г., по совершении Божественной Литургии в Храме Христа Спасителя в Москве, был отслужен молебен, после чего старцем Зосимовой пустыни Алексием перед иконой Божией Матери, именуемой «Владимирская», которая была перенесена в стены храма из разрушенного кремлёвского Успенского собора, был вынут жребий, и было оглашено имя избранного Патриарха. Им оказался святитель Тихон, митрополит Московский.
     Став Патриархом, святитель Тихон взял на себя тяжелейший крест: руководить внутрицерковной жизнью ему пришлось во времена больших общественно-политических перемен в России.
     К власти пришли откровенно богоборческие силы, в стране шла гражданская война, повсюду царили голод и разруха, а единство Церкви было нарушаемо внутренними потрясениями и нестроениями, которые сеяли в те годы разного рода раскольники – «живоцерковники», «обновленцы», «автокефалисты» и др., вредоносным действиям которых первосвятитель, в свою очередь, активно противостоял.

     Уже пролилась кровь невинных, кровь новомучеников и исповедников. Восходя на Патриарший престол, святитель Тихон отдавал себе отчет в том, какой крест его ожидает и какие горькие жизненные обстоятельства предстоят не только ему, но и всем верным служителям Церкви Божией. В своем первом послании он говорит о том, что изнуряющая война и губительная смута терзают тело России. Какие точные слова!
     Только представьте: нарастающая внешняя угроза порабощения всей страны, фактически ее уничтожения, и одновременно внутренняя смута невероятной силы, перекликавшаяся с событиями начала XVII века, но куда более страшная. Конечно, святитель прозревал все опасности исторического развития страны, и поэтому уже в первых словах, обращенных к пастве, он говорит о Промысле Божием, о силе Божественной, о том, что все свершилось по воле Божией, о том, что на Бога Церковь и все верующие люди возлагают свою надежду и только в Нем видят опору и спасительную силу для исцеления недугов обезумевшей страны.
     И народ воспринял избрание святителя Тихона не просто как возведение в Патриаршее достоинство одного из иерархов, но как явление особой Божественной милости. В тяжелейший момент истории, после 200-летнего перерыва, какого Предстоятеля Господь дарует Русской Церкви!
     Вскоре после интронизации на Красной площади состоялся грандиозный крестный ход, в котором приняли участие сотни тысяч людей. Когда святитель Тихон преподал благословение тем, кто с восторгом молился о его предстоящем служении, вся площадь опустилась на колени в знак признания того, что Патриарху вручена особая миссия — молиться за народ Божий, за Русь Святую в самое тяжелое время ее исторического бытия. Люди действительно видели в Патриархе того, кто вдохновляет и духовно укрепляет всех, кто не утратил национальное самосознание, кто сохранил любовь к Родине, кто мечтал о возрождении страны. Но это понимали и те, кто пришел к власти и с первых дней стал уничтожать архиереев, священников, активных мирян.

     За своё безстрашное служение Богу и Его Святой Церкви Святейший Патриарх Тихон подвергался гонениям и притеснениям от властей, был арестован и отправлен в заточение, а однажды было даже совершено покушение на его жизнь. Невзирая на эти гонения и подорванное во время заточения здоровье, первосвятитель Тихон не оставил своего архипастырского служения, продолжая принимать нескончаемый поток людей в стенах Донского монастыря, где он последние годы жизни проводил в уединении, неизменно совершая богослужения по воскресеньям и в праздники.
     В конце марта 1925г. он в последний раз отслужил Божественную Литургию в храме Вознесения Господня, и вскоре, 7 апреля, в день празднования Благовещения Пресвятой Богородицы, пребывая в молитвах, мирно отошёл ко Господу. Погребён он был в стенах московского Донского монастыря.
     В октябре 1989г. (года празднования 400-летия установления на Руси Патриаршества) Архиерейским собором РПЦ святитель Тихон (Белавин) был прославлен в лике исповедников, возглавив Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

     Гонения обрушились на нашу Церковь с первых дней Октябрьского переворота.
     «Мы знаем, - говорит Святейший Патриарх Кирилл, - что революция совершалась под очень привлекательными для народа лозунгами. Говорили о мире, что было так важно для действительно истерзанной войной страны. О передаче земли тем, кто на ней трудится, что было так важно для тех, кто реально трудился и производил материальное богатство страны. Но, как заявила новая власть, для достижения этих целей необходимо бороться с нажившими свое богатство за счет народа. Таких людей назвали эксплуататорами, капиталистами и на них обрушили свой гнев.
      При чем же здесь Церковь? А Церковь стала страдать раньше всех капиталистов. Четыре года спустя в стране снова появились капиталисты, которых прозвали нэпманами, и для многих стало очевидно, что не с капиталистами боролись, совершая переворот, — боролись с чем-то более значимым, в первую очередь с Церковью и духовной жизнью. И борьба не прекращалась на протяжении семи с лишним десятилетий, — кровавые гонения, начавшись сразу после революции, усугубились тем, что происходило и в 30-х годах, и в послевоенное время.
     Почему же так? При чем тут Церковь? Если есть желание строить справедливое общество, то зачем уничтожать Церковь и веру в Бога? А только потому, что вера в Бога дает людям внутреннюю силу и автономию от внешних давлений, способных разрушить сознание человека и его внутреннюю духовную жизнь.

     Вот и сегодня то, что происходит в мире, в так называемых просвещенных странах, удивительным образом напоминает случившееся после нашей революции. Изгоняется имя Божие из сознания людей, насаждаются греховные идеи и модели поведения, которые разрушают нравственную основу человеческой жизни. Для чего это делается?
     Прежде всего для того, чтобы люди потеряли внутреннюю автономию, внутреннюю свободу, стали легко манипулируемыми. В послевоенные годы было необходимо заставить народ делать то, чего от него хотела власть. А власти не были нужны люди внутренне свободные, со взором, обращенным к небу, способные проверять все то, что они слышат, соотносить человеческие устремления с тем, что говорит Слово Божие.
     Ведь для того чтобы человека поработить, сделать его марионеткой, подчинить власти денег или идеологии, которая обслуживает интересы сильных мира сего, его нужно лишить веры, а тем самым — и нравственного чувства, и способности совершать подвиг жизни.

     Сегодня наступило, казалось бы, совсем другое время, но в глобальном измерении Церковь Божия сталкивается с теми же вызовами, что и при Патриархе Тихоне. Вызовы мимикрируют под местную культуру, под обстоятельства жизни, но целеполагание то же самое. И потому так актуальна для нас сегодня молитва перед ракой святителя Тихона, чтобы он помог Церкви нашей хранить себя, хранить веру, хранить свой народ, никогда не ослабнуть в свидетельстве о Христе Воскресшем, никогда не преклонить колени перед силой, которая стремится увести людей в бездну.
     Святитель Тихон, как и его поколение в большинстве своем, погибли в этой борьбе. Физически погибли, но как же много они сделали! Какой светлый луч в нашей церковной истории — их жизнь, их подвиг! Этот луч имеет такую силу, что он и для нас высвечивает дорогу в будущее.
     И дай Бог всем нам идти по этому пути, имея то же мужество, ту же мудрость, крепость душевных сил и ясное понимание того, что Церковь борется не с политическими режимами, не с властью, а с миродержителями тьмы века сего, духами злобы поднебесной (см.Еф.6:12). И если это сознание будет отражаться в деяниях нашего епископата, духовенства и всего верующего народа, то, верю, сохранится Святая Русь — молитвами святых угодников Божиих, всех святых, в земле Русской просиявших, святителя Тихона, Патриарха Всероссийского».

     «Радуйся, святителю Тихоне, всея Российския земли добрый пастырю и дивный предстоятелю».
       
     Тропарь святителю Тихону, патриарху Московскому и всея Руси (прославление), глас 1
     Апостольских преданий ревнителя  и Христовы Церкве пастыря добраго, душу свою за овцы положившаго, жребием Божиим избранного Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим и к нему с верою и упованием возопиим:
     предстательством святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди,  расточенная чада ея во едино стадо собери,  отступившия от правыя веры к покаянию обрати,  страну нашу от междоусобныя брани сохрани  и мир Божий людем испроси.
 
     Ин тропарь,  глас 3
     В годину тяжкую Богом избранный  в совершенной святости и любви Бога прославил еси, во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, положил душу за Церковь, за люди своя,  исповедниче патриарше святе Тихоне,  моли Христа Бога,  Емуже сораспялся еси,  и ныне спасти землю Русскую и паству Твою.

     Кондак,  глас 2
     Тихостию нрава украшен, кротость и милосердие кающимся являяй, во исповедании православныя веры и любве ко Господу тверд и непреклонен пребыл еси, святителю Христов Тихоне. Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем.

     Величание
     Величаем тя, святителю Христов Тихоне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

                Молитва святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси

     О пастырю наш добрый, святый великий патриарше Тихоне, яко град горний ты явился еси — добрая дела твоя и доныне светятся пред человеки.
Вемы, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах пред Господем.
     Воззри и ныне на нас, грешных и недостойных чад твоих, к тебе бо, яко имущему велие дерзновение пред Творцем всяческих, ныне припадаем и усердно молимся: умоли Господа, да подаст нам решимость стяжать благочестие отцев наших, его же ты стяжал еси от юности твоея. 
     Ты в житии своем ревностный защититель и хранитель истинныя веры был еси, помози и нам незыблемо соблюсти веру православную.

     Тихая бо душа твоя зело преуспела в Божественном смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежной мудростию человеческой, но смиренным познанием воли Божией.
     Ты пред лицом лютых врагов Христовых Истинного Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти.
     Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, ибо не токмо от бед и скорбей избавление просим, но силы и твердости, великодушия и любви просим, дабы переносить оные напасти, восстающия на ны.
     Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господом и грехов отпущение.
     Отче святый! Укроти в стране нашей ветры неверия и смуты, да водворит Господь на земле Российстей тишину и благочестие и любовь нелицемерную. 

     Молитвами твоими да сохранит ю от междуусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Православную, да не оскудеет она истинными пастырями, добрыми делателями, право правящими слово евангельской Истины.
     Упаси и заблудшие овцы стада Христова. Наипаче же моли Господа сил, да возродится Русская земля святым покаянием
     и единым сердцем и едиными усты прославит Дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

     СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НАШ ТИХОНЕ, МОЛИ БОГА О НАС, ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ ПРАВОСЛАВНОЙ.




Источник:
http://www.patriarchia.ru/db/text/5064792.html
https://ermogen.ru/o-bratstve/novosti/18-
noyabrya-izbranie-svyatitelya-tikhona/
 


Рецензии