Критика известной строчки

«Быть знаменитым некрасиво…» - знаменитая строчка стихотворения Б.Пастернака, полного в дальнейших строфах весьма сомнительных установок (если не сказать – откровенной чуши). Строчка знаменитая (кстати) и используемая сплошь и рядом без понимания её спорности, её контекстного появления. Это был период (1956 год), когда официальная пропаганда искусственно поднимала одних поэтов и гасила, запрещала других. Чувствуете контекст? Пастернак говорил совсем-совсем о другом!
Третья строфа с конца стихотворения – это вообще нечто – то ли страх поэта, то ли затурканность (то ли – что ещё хуже – снобизм и пижонство).
Слово «знаменитость» от слова «знамя»(«знак»). Не для этого ли творчество вообще –обозначать знаки и пути движения человеческой мысли? Для кого? Для узкого круга «избранных в подполье»? Конечно, нет…
Строка Пастернака категорически противоречит евангельскому слову Христа в Притче о зажженной свече под сосудом: "14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Евангелие от Матфея 5:14-16).
Если пойти более мирскими и простыми сравнениями – сравните размышления о славе и знаменитости Пушкина ( в т.ч. и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).
Если вы наберете в Гугле или Яндексе анализ стихотворения Пастернака , то ничего , кроме невнятного и неубедительного лопотания девятиклассников в анализе этого стихотворения не обнаружите. Есть пара серьезных литературоведческих анализов, но – повторюсь – они О КОНТЕКСТЕ появления этого стиха, а не о его «умности».

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.


Рецензии