Бабушка Акулина

                Иногда, летом, Сашка  отправлялся погостить у бабушки Акулины, матери отца. Зимой  бабушка жила у  дочери, в Архангельске, а летом приезжала на Пинежку   и жила  в их доме, который пустовал после того, как семья перебралась в Шенкурск. Бабушка Акулина была очень доброй и благодушной старушкой, глаза её светились тихим светом, а лучики-морщинки вокруг глаз  делали их ещё добрее и ласковее. Весь день она была чем-то занята:  пряла овечью шерсть на  деревянной прялке, удобно устроившись на лавке у окна,  вязала носки, рукавицы, шила, хлопотала у печи. Одевалась она в платья, которые сама и  шила, а поверх всегда надевала фартук. Фартуков  было несколько: в одном управляться по хозяйству, другой одевался  на день, когда грязные околопечные работы были сделаны  Если бабушка шла в магазин или в гости, то и платье, и фартук  менялись, и фартук был обязательно нарядным  из какого-нибудь весёлого ситца, а то и из шелковистого штапеля.
У Сашки же были свои дела, он постоянно пропадал на улице и забегал домой, когда проголодается.
                Как-то раз обедали они с бабушкой. Быстренько управившись с первым, Сашка выскочил из-за стола по каким-то своим надобностям. Вернувшись, обнаружил, что всё со стола уже убрано, а бабушка сидит на лавке у окна с вязаньем в руках. Блестящие спицы быстро и ловко двигались в бабушкиных руках, а предмет, который она вязала, всё более походил на шерстяной носок. « Всё, паренёк, вышел из-за стола, значит, сыт», - таким был бабушкин ответ на  вопрос внука, касающийся исчезновения со стола крынки с пшённой кашей.  Сашка пытался поканючить, говоря, что совсем он не сыт и что не наелся, но бабушка  невозмутимо продолжала вязание, ещё раз повторив, что нельзя выходить из-за стола, не закончив еду.   Александр это правило  больше не нарушал, а урок запомнил  на всю жизнь. Современному читателю это покажется странным и жестоким, но вот в семье бабушки, родившейся ещё в конце девятнадцатого века,  такой порядок был нормой и  оставался незыблемым. 
                И ещё один  бабушкин урок  Сашка усвоил сразу и  учил этому своих детей, а сейчас учит внуков. Прибежав с улицы, где они с пацанами  досыта наелись сладкой, чуть вяжущей рот, черёмухи, Сашка похвастался этим бабушке. «А бабушке принёс ягод?» - последовал вопрос. «Нет, не принёс, - растерянно ответил внук. «Ну, так пойди и принеси!».  Немного обидевшись, Сашка выскочил на улицу и побежал к той черёмухе у бани, где только что с ребятами срывал  веточки с крупной ягодой. Насобирал ягод для бабушки, и уже совсем без обиды, а наоборот, радостный и счастливый, вручил бабушке крупные чёрные гроздья спелой черёмухи.  «Вот так-то, паренёк! Бабушка тебя поит-кормит, и ты не забывай о бабушке». И Сашка не забыл: когда  с друзьями до отвала наелся сладкого гороха, который они собирали   по окрайкам колхозных полей,   насобирал тугих   гороховых стручков и  для бабушки. Бабушка, принимая этот дар от внука,  улыбнулась своими добрыми лучистыми глазами, обняла Сашку, ласково потрепала по голове. Порадовалась  за внука, отлично  усвоил урок.
                Помнит Сашка и маленький  дом бабушки, который теперь совсем осел в землю, и жить там  невозможно. Зато возле этого маленького дома росла огромная ель. Бабушка рассказывала Сашке, что посажена эта ёлка в честь рождения её старшего сына, Варлаама. Сашка, уже  став Александром Григорьевичем,  отлетав сотни тысяч километров по воздушным магистралям   северной глубинки на лёгком и вездесущем биплане АН-2, называемом в народе кукурузником,  был счастлив снова увидеть это могучее дерево во дворе  бабушкиного дома. Варлаам, или Варламко ( так называла сына бабушка Акулина) не вернулся в родную деревню, а ель растёт и растёт, поражая своим мощным стволом, который невозможно обхватить даже вдвоём, а под   могучими тёмно-зелёными лапами-ветвями можно  надёжно укрыться  от самого сильного дождя.
Варлаам прошёл всю войну, остался жив, но в мясорубке Великой Отечественной войны был не однажды ранен, и  у него были сильно повреждены, можно сказать, изуродованы, ушные раковины и нос. Супруга, дождавшись его с фронта, родила Варлааму детей, но жили они в Архангельске, на Пинежку не вернулись.
                Будучи  взрослым, Александр узнал ещё об одном  Варлааме, чьё имя связано с Пинежкой - Преподобном Варлааме Шенкурском (Важском). Имеет ли какое-нибудь родственное отношение этот священный старец к его дяде Варлааму да и к нему самому,  Сашке неизвестно, зато доподлинно известно, что  святой праведный Варлаам, небесный покровитель  Шенкурского края, жил и служил  в этих местах  в пятнадцатом веке.
                Вот что рассказывается на  сайте «Православный церковный календарь» об этом священнике: Новгородский посадник Василий Степанович Своеземцев был  богат и уважаем великими московскими князьями.  Своеземцевы первые завели на Ваге хлебопашество. До того времени местные жители добывали пропитание только охотой и ловлею рыбы. Святой тратил много средств для просвещения народа, помогал больным и страждущим. Исполняя заповедь Спасителя, он питал сирот, одевал нагих, лечил больных и упокоивал странников.  Он построил на полюбившейся ему Ваге несколько храмов, Пинежский городок на реке Пинежке. В 1444 году Василий Степанович Своеземцев основал на Ваге мужской монастырь в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
                Остаток своей жизни он решил  посвятить Богу и поселился в этом самом Иоанно-Богословском монастыре, приняв монашество с именем Варлаама.19 июня 1462 года преподобный Варлаам умер и был погребён на братском монастырском кладбище.
                В 1552 году во время разлива Ваги часть этого кладбища была размыта водой, так что показались из-под земли домовины похороненных давным-давно монахов. К этому времени их тела истлели. Но мощи преподобного Варлаама были обретены такими, как будто он был похоронен только что. И иноческая одежда на нём, и даже его гроб оказались нетленными.После обретения мощей преподобного Варлаама от них стали совершаться чудеса,  иноки поместили мощи  в монастырском храме, основанном  Варлаамом. В день его кончины – 2 июля по новому стилю - совершается ежегодный  крестный ход к преподобному Варлааму.
                Известно, что к потомкам Преподобного Варлаама Шенкурского относятся жители этого края с говорящей фамилией  Долгобородовы, которые с XVII века вплоть до закрытия храма в 1929 году были служителями Иоанно-Богословского монастыря.
                Заметим, что фамилия нашего героя – Долгобородов.

                Преподобне отче Варлааме, моли Бога о нас.


Рецензии
Это память. Память для твоей семьи, детей, внуков.

Учитель Николай   16.11.2019 21:19     Заявить о нарушении
Да, когда пишу все эти воспоминания, именно об этом и думаю. Уже внуку читала, слушал, широко раскрыв глаза и потом задавал вопросы. Спасибо, Коля, за отклик!

Галина Долгобородова   16.11.2019 21:58   Заявить о нарушении