Русские сонеты

Уважаемые любители поэзии и поэты! Хочу привлечь ваше внимание к сонету – 14-строчной строфе, позволяющей чётко раскрыть интересующую тему в сжатой форме.
В поэзии нашли активное применение 3-и вида сонетов:
  1. Итальянский сонет – включает два катрена (четверостишия) и два терцета (трёхстишия) с классической схемой рифмовки: АббА; АббА; ввГ; дГд (где заглавными буквами обозначаются «женские рифмы»; а прописными буквами – «мужские»).
2. Английский сонет – три катрена (четверостишия) и двустишие.
3. Пушкинский сонет – «Онегинскую строфу», которая близка к английскому сонету, но отличается своеобразием построения рифмовки. А именно: АбАб; ВВгг; ДееД; жж. То есть:
- первый катрен – перекрёстная рифмовка (АбАб);
- второй катрен – парная рифмовка (ВВгг);
- третий катрен – охватная рифмовка (ДееД);
- двустишие – с попарной рифмовкой (жж).
По содержанию все сонеты строятся по следующей схеме:
1 – я строфа – даётся общее содержание темы;
2 – я строфа – развивает содержание темы;
3 – я строфа – вносит противоречие в содержание темы;
4 – я строфа – подводит итог (синтез) темы.
Полагаю, что поэтам всё это известно. Пытаюсь раскрыть сущность сонета для читателей не знакомых с теорией поэзии.
Предлагаю Вашему вниманию четвёртый вариант, назавём его «Русским сонетом», включающим два семистишия, связанных следующей рифмовкой:
АббА;ввА; гДДг;ЕЕг или
аББа;ВВа; ГддГ;ееГ. Возможны и другие варианты рифмовки. То есть, два семистишия каждый ис двух связанных рифмовкой катренов. Первое семистишие - завязка и развитие теммы, второе семистишие - противоречие в теме и вывод (синтез) по теме соннета.
Привожу возможные варианты таких сонетов: 

1
Ещё вчера в саду старался
И черепицей крышу крыл,
Глаза ладонями прикрыв,
Гусиным клином любовался;
За взмахами широких крыл,
Пока их горизонт не скрыл,
Всё наблюдал и улыбался...

Сегодня - смерть сдавила грудь.
Как будто жизнь отмерив летом,
Решился он за стаей этой
Отправиться в далёкий путь,
Туда, где, как гласят заветы,
Не ждут заботы и запреты,
И есть возможность отдохнуть!

2
Был беспощаден к жертвам он,
Его их стоны не смущали,
А злость и алчность вдохновляли
Быть адским дьявольским перстом!
И всех припомнить мог едва ли,
Кто в страшных муках умирали,
Чей он алкал предсмертный стон!

Но зло настигло и злодея:
Другой мучитель, как и он,
Бесовской властью опьянён,
Над ним куражился, потея.
Палач, рождавший боль и стон,
Был сам в мученьях обречён
Найти конец в руках злодея!

3
Он полон сил и страсти пылкой.
Отцовских избежав забот,
Вольготно, празднично живёт,
Любовью тешась и бутылкой.

А сын оставленный растёт
Среди заброшенных сирот
Под ветром гнущейся былинкой...

Отец состарился, а сын
Достиг высот завидных ныне,
И старец вспомнил вдруг о сыне,
Оставшись без гроша один!..

Но зря тащил с надеждой к сыну
Свои морщины и седины
Жизнь промотавший господин!

4.
Врача, что выкупа не дал,
Не стал поклонником Аллаха,
Ты безоружного, без страха
Перед Всевышним, расстрелял.

Но, к счастью, выжил врач-бедняга –
Другой, достойный раб Аллаха
Погибнуть смертнику не дал.

Теперь ты сам смертельно ранен,
Твой под вопросом путь земной,
Смерть с беспощадною косой
Спешит к тебе на поле брани!

Но спас тебя никто иной,
Как врач, наказанный тобой —
Христианин — не мусульманин!

2000 год










Рецензии