Параллельные судьбы Лирика Инны Заславской

 
Параллельные судьбы Мир И.Заславской


Женская поэзия давно стала совершенно серьезным, многогранным, важным явлением, что подтвердили  и «Вечерние стихи». Да и потом с большим интересом мы слушаем выступления Прекрасных дам,  открываем для себя новые имена.

Инна  появилась  в  ВС  29  мая 2013  года. Вот что было написано тогда


 Удивляет  гармония и  сила их  поэтики, гармония между формой и содержанием, и высокая лирическая нота, которую обеим удается взять. На экране это хорошо видно, ведь упреков  в том, как они читают стихотворения практически не было. А под критическим обстрелом вели себя просто выше всяких похвал, редкое мужество для прекрасных дам.

Выбрала стихотворение Инны, которое мне показалось близким по теме,  и не ошиблась. Надо сказать, что  если женщина выбирает тему С.Дали, то надо отдать ей должное, а именно в  этом контексте  я  и воспринимаю "Сон разума" : сползает позолота, на последней октаве обрывается голос, ландыш каплет кровью – и оказывается, что это просто осень.

Почти уверена, что художнику такой стихотворный рисунок  очень  бы понравился, вряд ли кто-то еще дарил ему что-то подобное.

Сон разума

Инна Заславская

Здесь лишайники желтым и серым
Бесконечные ткут галуны
На стволах, обращенных на север,
И закутаны в мох валуны.

Здесь сползает с барочной дубравы
Позолоты заржавленный слой
И, достигнув последней октавы,
Обрывается голос живой.

Каплет ландыш запекшейся кровью
На упавшую навзничь траву.
Это – осень в лесах Подмосковья,
Это – разума сон наяву.

 http://stihi.ru/2012/11/09/173
               
В этом отношении и стихотворение о трех поэтессах Ахматовой- Цветаевой и Б.Ахмадулиной тоже показалось очень сильным. Но стало обидно за последнюю, когда Ольга Воронина как-то исключила ее из этого ряда, пройдясь по ее творчеству   так между прочим, а ведь Инна очень точно почувствовала и показала нам это трио. И отыскала у нее стихотворение
 
Слово о сирени

Инна Заславская

Сирень в окне цветет-горит,
То розовата,  то лилова.
Ищи слова хоть до зари,
И все ж не выдумаешь слова
Под стать ее пожару. Как,
Когда все сказано и спето,
Представить звездный полумрак
В зарницах ультрафиолета?
Они встают со всех сторон,
И языки соцветий дерзких,
Касаясь бликами окон,
Подпаливают занавески.
А ветер – юный фантазер,
Тревожа лиственные своды,
Все жарче делает костер
Любовной прихоти природы.
Зачем ему слова твои,
Их неумелое сплетенье,
Когда рыдают соловьи,
Сгорая в мареве цветенья.
                2013 г
http://stihi.ru/2013/03/09/148

Помня о том, сколько гимнов ей пропела Ахмадулина, какие это были благоуханные стихо-творения, захотелось еще раз прикоснуться к подобной поэтике и все-таки за Ахмадулину вместе с Инной замолвить слово перед нашими разошедшимися не на шутку критиками.

№№№№№№№№№

Для меня лично мир Инны Заславской интересен по трем причинам – хочу их сразу обозначить – первое – Шапировские вечера и сама Марина Шапиро, открывшая нам  столько  имен, осветившая их своим  ярким  светом. Второе -  это то мифотворчество  в лирике, невероятно близкое мне лично  и творение литературного мифа -  «Офелия»,  на мой  взгляд,  одно из сильнейших стихотворений  Инны,  и третье - то послевкусие, которое остается после ее стихов, как после дорогого самого лучшего вина.

Стихотворения, хорошие стихотворения, остальные в расчет не берем, делятся  на две категории – первые читаются с удовольствием, пьянят вроде, а когда прошло все,  то испаряются и они. Вроде нравилось, заглядываешь на страницу снова – и тот же самый эффект, прочитал, как  будто скатился с горки и забыл.  Но есть совсем другие тексты, те, которые  не забудешь  никогда. И более того, они  остаются в душе, к ним снова возвращаешься в  определенной ситуации, а если потерял страничку, то это настоящая потеря. Они остаются зарубками на памяти. Вот у Инны примерно  так получается. И еще одно, они очень созвучны мне лично… Об Офелии, о трех поэтессах писала, размышляла  не раз сама.  И  когда открываешь такой  совершенный текст на заданную тему, любимую тему, то отношение  особенное, внимание тоже. Начинаешь размышлять о параллельных судьбах.

Кстати, вышел  роман о том,  как Офелия не погибла, и что стало потом и с ней, и с принцем, останься она жива. У старых мифов есть свое особое чарованье.

Но вот голос Инны, послушайте ее «Офелию», и тема  о любви к принцу, сегодня в связи с  женитьбой принца Гарри ,  стала еще более актуальна. Но если вернуться к одному из самых любимых мифов, что же нового  возникает там, в стихотворение Инны?

Офелия
Инна Заславская
Бедная девочка, как тебя наставляли:
Будь осторожна, помни, кто – он, кто – ты.
Взгляд его цвета навеки замерзшей стали
В каменных гнездах комнат на коже стыл.

Чуяла – нет, не умом – потаенным вздохом:
Плесень коварства въелась в заломы штор.
Плохо у нас в королевстве, милорд, так плохо!
Хуже нет мышеловки, чем Эльсинор.

Губит декабрь все живое, слова и лица.
Властным магнитом тянет к себе вода.
Ты никому не нужна – ни отцу, ни принцу,
Юность твоя – не годный для жизни дар.

Плохо у нас в королевстве, милорд, так плохо:
Подлости дружат с лужами лживых слез.
Принц все никак не найдет языка с эпохой,
Ты же нашла ответ на его вопрос.
                2010 г. 
http://www.stihi.ru/2010/04/03/8214

Образные ряд невероятный – взгляд цвета замерзшей стали, представляете себе какой это взгляд, каменные гнезда комнат, плесень коварства в заломах штор.  Кто может со всем этим справиться?  Точно не Офелия,  там  нужна  дочь Ярослава Мудрого Анна, которая все поставит на свои места и того самого Гамлета заставит  служить себе даже в чужом мире, у нас были такие  княжеские дочки, рожденные и воспитанные королевами,  но бедная Офелия не из их числа.

И горький  вывод, который так четко прописывает  Инна

Ты никому не нужна – ни отцу, ни принцу,
Юность твоя – не годный для жизни дар.

Трагедия именно в том, что она сама и даже юность ее, чем могут похвастаться  сегодня многие девицы,  только ненужный дар.  Так и  развивается драма для юной беззащитной девушки в мире, где правит коварство и ложь.  Как там  говорил герой  Высоцкого

Я знал — мне будет сказано: "Царуй!" —
Клеймо на лбу мне рок с рожденья выжег.
И я пьянел среди чеканных сбруй,
Был терпелив к насилью слов и книжек.

 http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/stihi/444.htm

А ведь мы все,   всеми правдами и неправдами прорывавшиеся на Таганку, видели именно такого Гамлета. Кто еще кроме Высоцкого  нам мог  показать на сцене и силу, и страсть, и власть. И в таком контексте судьба Офелии была предрешена, а еще и тот мир, ее окружавший, был губительно –страшен.
Финал для  Офелии  предопределен, ей не  вырваться из объятий смерти,  и в финале стихотворения расставлены все точки.

Принц все никак не найдет языка с эпохой,
Ты же нашла ответ на его вопрос.

Женская судьба во все эпохи, во все времена трагична, но  иногда она бывает просто невыносима. Именно об этом и в следующем удивительном тексте Инны  о триединстве русских поэтесс. Не вижу ничего   страшного в определении - женская поэзия, как принято считать.  Она сегодня поднялась на очень высокий уровень, и о ней давно уже можно говорить всерьез. Но не надо забывать о тех первых самых главных наших  Поэтах  женского рода, боюсь их поэтессами назвать, обидятся Марина-Анна-Белла.   А ведь Б.Ахмадулина  столько написала великолепных строк о своих предшественницах.  Так четко все в их судьбах обозначила, но  от этого стихотворение  Инны не стало менее интересным, и читается не только с любопытством, а что же еще она нам скажет после Ахмадулиной самой. Но  есть еще что-то, заставляющее медленно двигаться по этому тексту, его загадка и тайна необыкновенная.

Ни бронзою, ни мрамором, ни глиною
Инна Заславская

Ни бронзою, ни мрамором, ни глиною
Уже  не повторить твои черты,
И голос с поволокою полынною
Не выманить из темной немоты.

Парижем ты ходила или Прагою,
Арбатом или берегом Оки,
Была всегда твоя  перчатка  правая
Для левой приготовлена руки,

Как мета непокорной непохожести,
Отличности от века своего,
Как  с горькой одуванчиковой кожицей
И горечью рябиновой – родство.

Беспомощная в прихотях обыденных,
Слабеющая в ласке  как в вине,
Ты видела, о как ты много видела
Внутри себя, но более – вовне!

Мариною звалась ты или Анною,
Иль Беллою тебя мы назовём,
Величье, красотою осиянное,
Просвечивает в облике твоём.

К земным властям не чувствуя пристрастия,
Прошу я у дарующих небес
Стране моей оставить троевластие
И триединство русских поэтесс.
                2010 г.
http://www.stihi.ru/2010/12/04/150

Вначале речь ясно идет о Марине Цветаевой. Географические названия о том свидетельствуют, хотя и Ахматова была в Париже, но Прага – это город Марины точно, да и Арбат тоже « У меня в Москве колокола звонят».  Но  правая перчатка с левой руки – это ведь знак Ахматовой, хотя он стал таким  универсальным, что может  определить и характер Марины, еще более точно, чем облик самой Анны Андреевны. И снова одуванчики и рябина, тут уж совершенно точный знаки и символы Цветаевой.

Но  уже становится понятно, что три образа неразделимы, и не важно кому и какой  из символов принадлежит, кто и что написал. И вот это тоже для них для всех

Величье, красотою осиянное,
Просвечивает в облике твоём.

А вот в финале самое интересное и трогательное, и важное останется, Инна вообще мастер финалов в своих стихотворениях, даже если мы сразу не воспроизведем в памяти  весь текст, то уж финал точно запомним

Прошу я у дарующих небес
Стране моей оставить троевластие
И триединство русских поэтесс.

Остается надеяться на то, что небеса ее услышат, они навсегда останутся с нами, такие разные и такие любимые.

И тут не могу не  вспомнить о  стихотворении Игоря Царева, обращенном к Марине Цветаевой

Когда в елабужской глуши
Игорь Царев

Когда в елабужской глуши,
В ее безмолвии обидном,
На тонком пульсе нитевидном
Повисла пуговка души,
Лишь сучий вой по пустырям
Перемежался плачем птичьим…
А мир кичился безразличьем
И был воинственно упрям…
Господь ладонью по ночам
Вслепую проводил по лицам
И не спускал самоубийцам
То, что прощал их палачам…
Зачтет ли он свечу в горсти,
Молитву с каплей стеарина?
Мой Бог, ее зовут Марина,
Прости, бессмертную, прости.

http://stihi.ru/2012/04/18/7493
Уж если Маргарита в свое время просила за Фриду,  как не попросить о прощении для Марины, и о троевластии для русских поэтесс.

Но в любом случае власть их огромна, необъятна, и не многим после ухода Б.Ахмадулиной удается об этом поговорить так открыто и прямо. Мы  не умеем ценить то, что у нас есть.

И третья моя любимая тема у  Инны, это тема  сказок и  сказаний, а не литературных мифов, о которых говорилось выше. Для меня лично это  тема Марины Волковой на протяжении многих лет, но она  отражена прекрасно и здесь, в лирике Инны Заславской

 Произнесите сами вслух эту удивительную вязь, которая завораживает с первых строчек и погружает нас в сказочный мир, в ощущение праздника и вечности, потому что в таких стихотворениях время перестает течь привычным чередом.

Прочти мне сказки тетушки Зимы
Инна Заславская

Прочти мне сказки тетушки Зимы
На бересте заснеженной равнины,
Где всходят восклицаньями дымы,
Роняют многоточия калины,
Где пар, как междометие воды,
Над прорубью висит в морозной рани
И птичьими кавычками следы
Вокруг цитат из дедовских преданий.

Открой мне иллюстрации зимы
С алмазными насечками узора
На окнах, выплывающих из тьмы
В сияние рассветного простора.
Разгадывать их буду целый день
С усердием примерной ученицы,
Пока не зачернит ночная тень
Искрящиеся сахаром страницы.

Тогда все колыбельные зимы
Пропой мне, и слетят под наши стены
Пришептыванье снежной кутерьмы,
Молитвы и метельные рефрены.
Дурманящего чая до краев
Нальет луна в серебряное блюдце -
До самого журчания ручьев
Не выбраться, не выплыть, не проснуться.
                2016 г
http://www.stihi.ru/2016/12/17/11148

Что это, явь или сон? Да просто снежная сказка, в которую погружается душа ЛГ,  и там ей хорошо и уютно, и хочется «забыться и заснуть» в снежном мареве, видеть прекрасные сны.

Русь вообще часто сравнивают  с сонным царством, все наши Спящие красавицы, мир, погруженный в сон от сказок до произведений классиков – совершенно нормальное явление, и традиция эта не сегодня родилась и  не с к нами уйдет. Но откуда  же это дивное послевкусие, о котором я уже говорила выше…Что  там такого  особенного?

Оно во всем – и в порядке слов, и в том лирическом начале, и образный ряд великолепен. Здесь бесполезно перечислять  образы и знаки, потому что только в самом тексте в тех сочетаниях они создают неповторимый узор. И  самое удивительно открытие в финале состоит в том, что это не просто сказка, а колыбельная песня – способная усыпить и героиню, и читателя,  и целое царство, но опять же  финал звучит совершенно очаровательно

Дурманящего чая до краев
Нальет луна в серебряное блюдце -
До самого журчания ручьев
Не выбраться, не выплыть, не проснуться.

По-моему это самое очаровательное лирическое повествование о зиме. Но есть и еще более таинственное  зимнее стихотворение со сказочной основой, хотя опять же, там не столько сказки, сколько мифического начала, это видно в финале. Инна умеет совмещать разные жанры так виртуозно и незаметно, что читатель и не понимает, как он оказывается в совсем другом жанровом измерении. Ну, посмотрите сами:

Снегурочкой рассыпанная пудра
Инна Заславская
***
Снегурочкой рассыпанная пудра
Еще мерцает в круге фонаря.
Из дальней дали выплывает утро
Веселого рожденья января.

Промчалась ночь, и никуда не деться
От новогодней поздней дремоты.
Неслышней сна дыхание из детской,
Еловым духом стены налиты.

Горят шары загадочно и жарко
Среди ветвей, теснящихся в углу.
И, как волхвы усталые, подарки
В сугробах ватных дремлют на полу.

Из зимней сказки  мы переносимся в сказку Новогоднюю, и мы уже ощущаем запах новогодней елки в доме. Она описана так ясно, что хочется посмотреть в угол, нет ли там  елки, такой явной она кажется. И подарки – как усталые волхвы – ну не чудо ли, а ведь все начиналось со Снегурочки, рассыпанной пудрой.
Далеко не всегда нам удается запечатлеть мгновение, один день, а вернее ночь, так как это удается Инне. Здесь обозначено число, а вот  год может быть каким угодно. Это не так и важно на самом деле. Это мгновение самого нашего любимого праздника. Часто ли в стихотворении мы ощущаем запахи и настроение праздника? Вот это и удивительно.

А вот в финале повествования мне хотелось бы показать вам совсем другую Инну, когда,  покидая сказки и мифы, которые так благоуханны,  возвращаемся к суровой реальности творчества. Монолог обращен к любой из нас. Он перекликается  со стихотворением про трех поэтесс, но уже в современной реальности трудна судьба не Музы, а творца. Она была невыносима тогда, а сегодня стала еще тяжелее.

Женщина в мире мужчин, отдельная тема. А  она еще пишет стихи – удивлялся Н.Гумилев, думая об А.Ахматовой,  А.Блок был удивленно небрежен, когда слушал ее стихи. А М.Булгаков вовсе не собирался слушать,А. Ахматова говорила, что ни разу она их там не читала, хотя проводила целые дни  у постели М.А.Булгакова.

Ну если с нею так обходидись, то что же будет с нами со всеми? Вот об этом грустные размышления   сказочной и мифической поэтессы И.Заславской. Она мало чем отличается от судьбы Офелии, когда  миром правят Гамлеты-поэты.

Увы, боюсь, что и в этом случае Инна совершенна права. Можно ли это изменить? Можно, если ты воспитывалась королевой, как дочь князя Ярослава  Мудрого. Но вся беда в том, что мы другие, и мир совсем другой, потому и звучат так горько строки. Но остается надежда на то, что не сегодня так завтра все переменится. И надежда всегда умирает последней. Раз написано стихотворение, то она еще не умерла…

Всё ждешь вот заметят, прочтут, пригласят
Инна Заславская

Всё ждешь: вот заметят, прочтут, пригласят,
Оценят, представят к почетной награде.
И будут глаголить вельможные дяди,
Твоим дарованьям хвалу вознося.

Наивная девочка в буклях седых,
Когда это выбор являлся свободным?
Обряд сватовства режиссируют сводни:
Раскрутят сюжет - не узнаешь своих!

И тот, кто казался беспомощней всех,
В ком было достоинств до стыдного мало,
Объявлен первейшим. А как хлопотала
Фортуна, пророча другому успех!

Да только её предсказания - ложь.
Предвестник победы - удачная сделка.
Крути колесо, вдохновенная белка,
И верь, что когда-нибудь первой придешь.
                2015 г.

Целый  цикл стихотворений Инны называется «Параллельные судьбы» - лично я вижу эти параллели – и если за ними можно проследить, то открывается что-то новое, другая грань, новая тема. И эти открытия в поэзии  очень интересны, может быть самое интересное из всего, что она нам может подарить. Инна Заславская видит это, понимает, и об этом пишет, чему лично я очень рада..


Рецензии
Очень интересный взгляд на поэзию И. З. Спасибо.
Вот только удивилась заглавию _ разве поэты = не писатели?
Мне представлялось , что писатели - это поэты, прозаики, драматурги...
Как врачи - педиатры, хирурги, офтальмологи...

Василина Иванина   20.11.2019 17:09     Заявить о нарушении
Дорогая Василина!!!
Ну слова у нас вообще многозначны, и тут каждый может импровизировать. Я бы назвала это авторами, все-таки прозаиков принято называть писателями.
А Поэты причем в м.р как Ахматова и Цветаева считала -особая каста.
Сегодня же понятие писатель вообще несколько изменилось, это все, кто что-то пишут, увы. Как говорит наш декан - язык живет и развивается, часто не так, как нам хочется и видится.
Прозаики тоже не совсем верно, так как оно созвучно Про заяк - и скорее звучит насмешливо.
Вероятно, поэты на вас бы обиделись немного, ну те, из серебряного века точно.

Заглянула в современный словарь
Писатель — это тот, кто создаёт прозаические литературные произведения.
А Вы говорите о литераторах скорее, если хотите обобощающее слово для всех жанров найти
Любовь

Любовь Сушко   20.11.2019 17:37   Заявить о нарушении
Возможно, я ошибаюсь. Но ведь союз писателей,а не поэтов или прозаиков?
Благодарю за уточнение. Вы сподвигли меня поискать в ваших словарях и вот - что

Василина Иванина   20.11.2019 20:19   Заявить о нарушении
Значение слова «писатель»
ПИСА́ТЕЛЬ, -я, м. Тот, кто пишет литературные произведения. Талантливый писатель. Союз советских писателей. □ Знайте, что быть писателем в наши дни — великое счастье, ибо — Вас будет читать народ! М. Горький, Письмо А. С. Черемнову, 7 февр. 1907.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Писа́тель (реже, литератор) — человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления (а не только для непосредственного адресата).

Василина Иванина   20.11.2019 20:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.