о реквиеме Моцарта. биография Моцарта

* Вольфганг Моцарт
ИОГАНН ХРИЗОСТОМ ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ

композитор, пианист, органист
*****Дата рождения
27 января 1756 г.
Водолей
Возраст
35 лет
*****Дата смерти
5 декабря 1791 г.
******
****************************************

Реквием - не просто - стонет -
Он - вызывает - бурю слёз...
И радуга -
с волнением музыки - в раздоре,
всё же - проскальзывает -
семицветьем - в семизвучье -нот!

Кромсая сердце - мы - терзаем душу.
Но - раздирая - в мелкие клочки -
не только атрибуты -
мы сопоставляем -
а то -
насколько - сами - мы - крепки.

Холодным - разумом - нам не придётся -
осмысливать - то -  прожитое - всё...
И только - память - взрывом -
напрочь и серьёзно -
итоги - жизни -
подведёт... 
и наше собственное житиё...

Величие — в протяжных звуках:
Крещендо— с хором заодно,

Но тихо-тихо  Лакримоза (Lacrimosa dies illa (слезный день)
Коснётся каждого...
Покой, рождённый  чистотой аккордов —
Смятение — покинет верные сердца...
Апофеоз — и возвратится  Музыка опорой и поддержкой
Надежда —  не покинет больше никогда...

********************************
******* мои стихи:

о портрете Моцарта   http://www.stihi.ru/2014/08/20/3448 
На тему Моцарт  и. Сальери   http://www.stihi.ru/2013/05/06/3452
О реквиеме  Моцарта  http://www.stihi.ru/



edit&link=2019/11/12/8578
**********

Я - страстей сюжет...   http://www.stihi.ru/2011/12/04/1492
В душе рождая звук      http://www.stihi.ru/2012/01/25/4608
Твоя мелодия            http://www.stihi.ru/2012/04/06/6164
А первой - музыка была. Гимн Природе  http://www.stihi.ru/2011/02/25/7507
О старом рояле          http://www.stihi.ru/2011/07/26/3833
Ключи - звучащих нот!   http://www.stihi.ru/2011/09/10/8141
Askura- From Heart to Heart  http://www.stihi.ru/2010/11/17/6620
Если слышишь            http://www.stihi.ru/2011/04/18/5022
Музыка                http://www.stihi.ru/2015/07/10/3158
Концерт для NN  http://www.stihi.ru/2019/11/01/1697
**********
**********

********************************
***«Реквием» (лат. Requiem — заупокойная месса) —
***последнее, незавершённое произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал перед самой смертью, — траурная заупокойная месса, написанная на канонический латинский текст.
***Сочинение завершили ученики Моцарта,
главным образом Франц Ксавер Зюсмайер,
тем не менее,
«Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений.
***Произведение  состоит из 14 частей в следующем порядке:
*Introitus: Requiem aeternam (вечный покой) — хор, завершен Моцартом.
*Kyrie eleison (Господи, помилуй) — хоровая фуга, оркестровка, возможно Эйблера.
*Sequentia — в первых пяти частях оркестровка завершена Зюсмайером или Эйблером.
*Dies irae (день гнева) — хор
Tuba mirum (труба предвечная) — квартет для сопрано, альта, тенора и баса
*Rex tremendae majestatis (царь потрясающего величия) — хор
*Recordare, Jesu pie (вспомни, Иисусе милосердный) — квартет
*Confutatis maledictis (посрамив нечестивых) — хор
*Lacrimosa dies illa (слезный день) — хор, первые 8 тактов — Моцарт, далее Зюсмайр; хоровая фуга Amen (аминь), набросанная Моцартом, у Зюсмайера отсутствует.
*Offertorium — оркестровка завершена Зюсмайром
*Domine Jesu Christe (Господи Иисусе Христе) — хор и квартет
Versus: Hostias et preces (Жертвы и мольбы) — хор
Sanctus — предположительно написаны Зюсмайром по эскизам Моцарта
Sanctus (свят) — хор и соло
Benedictus (благословен) — квартет, затем хор
Agnus Dei (Агнец Божий) — хор
Communio:
*Lux aeterna (вечный свет) — хор, повторение второй половины Requiem aeternam и фуги Kyrie
***История написания:
В середине июля 1791 года Моцарт получил через посредника заказ на сочинение «Реквиема» на условиях секретности.  Предположительно Моцарт знал заказчика. 
Он получил аванс, по разным сведениям,  50 или 100 дукатов, столько же композитор должен был получить по окончании работы.
Как выяснилось позже, «Реквием» был заказан графом Францем фон Вальсегом ,
для ежегодного исполнения в память о его жене, умершей в феврале 1791 года. Граф был музыкантом-любителем и неоднократно выдавал заказанные у разных композиторов сочинения за собственные, а точнее — покупал у них авторство.  При первом исполнении «Реквиема» Вальзеггом в декабре 1793 года, на партитуре было указано: «Реквием сочинения графа фон Вальсега» (Composito dei conte Walsegg). Посредником выступал его управляющий Лойтгеб.
Таким образом, Моцарт должен был сочинять Реквием анонимно. 
Безденежье заставило композитора согласиться на это крайне унизительное для него условие, которое может служить объяснением большого количества заимствований (исследователи в различных частях Реквиема находят параллели с сочинениями К. Ф. Э. Баха, Михаэля Гайдна, Доменико Чимарозы и Франсуа Госсека). Впрочем, эти «заимствования» обусловлены скорее общими рамками и принципами церковной музыки XVIII века, нежели копированием чужих сочинений. Подобные параллели можно провести, к примеру, между темой фуги Kyrie и темой g-moll’ной фуги из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха;
тем не менее, в целом эти две фуги совершенно не похожи друг на друга.
*Таким образом даже несмотря на незавершенность, «Реквием» по своему значению является наряду с церковными сочинениями И. С. Баха одним из значительнейших образцов церковной музыки XVIII века.
Начав работу над Реквиемом, Моцарт в дальнейшем неоднократно её прерывал ради других сочинений: в августе он получил срочный заказ на оперу «Милосердие Тита», представление которой приурочивалось к коронации Леопольда II королём Богемии. По возвращении из Праги композитору сначала пришлось работать над «Волшебной флейтой», а потом над кларнетовым концертом и Масонской кантатой. По утверждению жены Моцарта Констанцы, в это время он часто жаловался на здоровье, и она даже вынуждена была забрать у него партитуру Реквиема, так как работа над ним пагубно влияла на его самочуствие.  18 ноября  Моцарт почувствовал себя лучше, он даже дирижировал своей Кантатой, однако 20-го он окончательно слег в постель, и, по свидетельству окружающих, продолжал работу над Реквиемом лёжа, вплоть до своей смерти 5 декабря.
*Моцарт успел полностью написать Introitus, а также почти полностью записать хоровые голоса и местами наметить оркестровку Kyrie, 6 частей Секвенции, кроме незавершенной Lacrimosa и наброска Amen  и оффертория.
Опасаясь, что заказчик произведения не только не заплатит гонорар, но и потребует обратно задаток, после смерти мужа Констанца обратилась к Йозефу Эйблеру с просьбой завершить сочинение. Эйблер написал инструментовку в частях вплоть до Lacrimosa и приостановил работу. После этого Констанца, по некоторым сведениям, обращалась к другим венским композиторам с аналогичной просьбой, но все они отказывали ей, и в итоге рукопись попала к ученику Моцарта Францу Ксаверу Зюсмайеру.
Последний, как сам потом утверждал, окончил незавершенную Lacrimosa и полностью написал Sanctus, Benedictus и Agnus Dei, а в завершении решил повторить фугу Kyrie на другой текст. Однако по сообщению Констанцы, после смерти мужа она передала Зюсмайеру некоторые листки с пюпитра, на которых предположительно были наброски недостающих частей. Это, а также явные связи между Sanctus, Benedictus и Agnus Dei и достоверно моцартовскими частями, позволяет предполагать, что Зюсмайер использовал наброски, а возможно, и прижизненные указания Моцарта при их написании.
***Долгое время считалось, что в оригинальной партитуре все было записано Моцартом. Эта информация исходила от Констанцы, в интересах которой было, чтобы Реквием считался подлинным полностью. Однако уже в 1838 году был найден подлинный автограф Реквиема, и в 1839 участие Зюсмайера в завершении Реквиема было признано Констанцей публично.
*В настоящее время известны 2 варианта автографа:
**Автограф А был передан графу Вальсегу в 1792 году. Содержит Introitus и Kyrie, записанные в основном Моцартом, а также остальные части Реквиема, записанные Зюсмайером.
**Автограф B состоит из двух частей и представляет собой партитурный набросок.
Первая из них содержит Dies Irae, Rex, Recordare и Confutatis. Сам набросок написан Моцартом, но имеются добавления в незавершенных местах, сделанные чужой рукой, а также комментарии, сделанный рукой аббата Штадлера.
Вторая часть содержит первые 8 тактов Lacrimosa, Domine Jesu и Hostias. Все написано Моцартом, чужих добавлений не сделано. Видимо, автограф B использовался Зюсмайером при написании автографа А, начиная с Dies Iraе.
Кроме того, в 1962 году был найден подлинный эскиз Моцарта, содержащий эскиз 16 тактов фуги Amen, которая должна была следовать за Lacrimosa и завершать Sequenz, эскиз 4 тактов к Rex tremendae, а также неидентифицированный отрывок.
Точная степень участия Зюсмайера в завершении реквиема является предметом дискуссий до настоящего времени.

———————————————
*****

*******************
*******************

 

 


24.06.2012  17:50
***************

Биография

Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет в Зальцбурге 27 января 1756 года.
***Его отцом стал композитор и скрипач Леопольд Моцарт, работавший в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха (князя-архиепископа зальцбургского). ***Матерью прославленного музыканта стала Анна Мария Моцарт (в девичестве Пертль), происходившая из семьи комиссара-попечителя богадельни небольшой коммуны Санкт-Гильген.

В общей сложности в семье Моцартов родились семь детей, однако большинство из них, к сожалению, скончались еще в юном возрасте. Первым ребенком Леопольда и Анны, которым удалось выжить, стала старшая сестра будущего музыканта Мария Анна (родные и близкие с детства называли девочку Наннерль). Примерно через четыре года на свет появился Вольфганг. Роды были крайне тяжелыми, и врачи долго опасались, что для матери мальчика они окажутся фатальными. Но через некоторое время Анна пошла на поправку.

***Семья Вольфганга Амадея Моцарта
Оба ребенка Моцартов с ранних лет демонстрировали любовь к музыке и прекрасные к ней способности.
* Когда отец начал учить Наннерль играть на клавесине, ее младшему братику было всего около трех лет. Однако доносившиеся во время уроков звуки так взволновали маленького мальчика, что с тех пор он нередко подходил к инструменту, нажимал на клавиши и подбирал приятно звучащие созвучия. Более того, он даже мог проиграть фрагменты музыкальных произведений, которые слышал до этого.

Поэтому уже в четырехлетнем возрасте Вольфганг начал получать от отца свои собственные уроки игры на клавесине. Впрочем, разучивание менуэтов и пьес, написанных другими композиторами, достаточно скоро наскучило ребенку, и в возрасте пяти лет к этому виду занятий добавилось сочинение юным Моцартом своих собственных небольших пьес. А в шесть лет Вольфганг освоил скрипку, причем практически без посторонней помощи.

Вольфганг Амадей Моцарт с сестрой
Наннерль и Вольфганг никогда не ходили в школу: Леопольд дал им отличное домашнее образование. При этом юный Моцарт всегда с большим рвением погружался в изучение любого предмета. К примеру, если речь шла о математике, то после нескольких усердных занятий мальчика буквально все поверхности в комнате: от стен и пола до полов и стульев – быстро покрывались меловыми надписями с цифрами, задачами и уравнениями.


Путешествие по Европе

Уже в шестилетнем возрасте «чудо-ребенок» играл настолько хорошо, что мог давать концерты. Прекрасным дополнением к его вдохновенной игре стал голос Наннерль: пела девочка просто прекрасно. Леопольд Моцарт был настолько впечатлен музыкальными способностями своих детей, что решил отправиться с ними в продолжительные гастроли по различным европейским городам и странам. Он надеялся, что это путешествие принесет им большой успех и немалую прибыль.

Семейство побывало в Мюнхене, Брюсселе, Кельне, Маннгейме, Париже, Лондоне, Гааге, нескольких городах Швейцарии. Поездка затянулась на многие месяцы, а после непродолжительного возвращения в Зальцбург – и на годы. В течение этого времени Вольфганг и Наннель давали концерты ошеломленной публике, а также посещали оперные театры и выступления прославленных музыкантов вместе со своими родителями.

*В 1764 году в Париже были изданы первые четыре сонаты юного Вольфганга, предназначенные для скрипки и клавира. В Лондоне мальчику повезло некоторое время поучиться у Иоганна Христиана Баха(младшего сына Иоганна Себастьяна Баха), который моментально отметил гениальность ребенка и, будучи виртуозным музыкантом, дал Вольфгангу множество полезных уроков.

За годы скитаний «чудо-дети», у которых и без того от природы было далеко не самое крепкое здоровье, достаточно сильно устали. Утомились и их родители: к примеру, во время пребывания семьи Моцартов в Лондоне Леопольд сильно заболел. Поэтому в 1766 году вундеркинды вместе со своими родителями вернулись обратно в родной город.


Творческое становление

В четырнадцатилетнем возрасте Вольфганг Моцарт стараниями отца отправился в Италию, которая была поражена талантом юного виртуоза. Приехав в Болонью, он успешно принимал участие в своеобразных музыкальных соревнованиях филармонической академии наряду с музыкантами, многие из которых годились ему в отцы.

Мастерство молодого гения настолько впечатлило Боденскую академию, что его избрали академиком, хотя обычно этот почетный статус присваивали только самым успешным композиторам, возраст которых составлял не менее 20 лет.


После возвращения в Зальцбург композитор с головой ушел в сочинение разноплановых сонат, опер, квартетов, симфоний. Чем старше он становился – тем более смелыми и оригинальными были его произведения, они все меньше походили на творения музыкантов, которыми Вольфганг восторгался в детстве. В 1772 году судьба свела Моцарта с Йозефом Гайдном, который стал его главным учителем и самым близким другом.

Вскоре Вольфганг получил работу при дворе архиепископа, как и его отец. У него появилось большое количество заказов, но после смерти старого епископа и приезда нового обстановка при дворе стала гораздо менее приятной. Глотком свежего воздуха для молодого композитора стала поездка в Париж и крупные немецкие города в 1777 году, которую у архиепископа выпросил для своего одаренного сына Леопольд Моцарт.

В то время семья столкнулась с достаточно сильными финансовыми трудностями, и потому поехать с Вольфгангом смогла только мать. Подросший композитор снова давал концерты, но его смелые сочинения не были похожи на классическую музыку тех времен, да и подросший мальчик больше не вызывал восторга одним своим видом. Поэтому на этот раз публика приняла музыканта с гораздо меньшим радушием. А в Париже скончалась мать Моцарта, изнуренная продолжительной и безуспешной поездкой. Композитор вернулся в Зальцбург.


Расцвет карьеры

Несмотря на проблемы с деньгами, Вольфганг Моцарт уже давно был недоволен тем, как с ним обращался архиепископ. Не сомневаясь в своем музыкальном гении, композитор негодовал по поводу того, что работодатель расценивает его, как слугу. Поэтому в 1781 году он, наплевав на все законы приличия и уговоры родных, принял решение оставить службу у архиепископа и переехать в Вену.


Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который в те времена был покровителем музыкантов и располагал большой коллекцией творений Генделя и Баха. По его совету Моцарт попробовал создавать музыку в стиле барокко, дабы обогатить свое творчество. Тогда же Моцарт попытался получить должность преподавателя музыки для принцессы Вюртембергской Элизабет, однако император предпочел ему учителя пения Антонио Сальери.

Пик творческой карьеры Вольфганга Моцарта пришелся на 1780-ые годы. Именно тогда она написал свои самые известные оперы: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». Тогда же была написана и популярная «Маленькая ночная серенада» в четырех частях. В то время музыка композитора была крайне востребована, и он получал за свою работу самые большие гонорары в жизни.

Вольфганг МоцартВольфганг Моцарт
К сожалению, период небывалого творческого подъема и признания для Моцарта продлился не слишком долго. В 1787 году умер его горячо любимый отец, а вскоре его жена Констанция Вебер заболела язвой голени, и на лечение супруги понадобились немалые деньги.

Ухудшила ситуацию и смерть императора Иосифа II, после которой на престол взошел император Леопольд II. Он, в отличие от своего брата, не был поклонником музыки, потому рассчитывать на расположение нового монарха композиторам того времени не приходилось.
 
Личная жизнь

Единственной супругой Моцарта стала Констанция Вебер, с которой он познакомился в Вене (в первое время после переезда в город Вольфганг снимал жилье у семейства Веберов).

*Вольфганг Моцарт и его жена
Леопольд Моцарт был против женитьбы своего сына на девушке, так как видел в этом стремление ее семьи найти для Констанции «выгодную партию». Тем не менее, свадьба состоялась в 1782 году.

Жена композитора шесть раз была беременна, но немногие дети этой четы пережили младенческий возраст: выжили только Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг.

Смерть

В 1790 году, когда Констанция вновь отправилась на лечение, а финансовое состояние Вольфганга Моцарта стало еще более невыносимым, композитор решил дать несколько концертов во Франкфурте. Прославленного музыканта, чей портрет на тот момент стал олицетворением прогрессивной и безмерно красивой музыки, приветствовали на «ура», однако сборы от концертов оказались слишком малы и не оправдали надежд Вольфганга.

В 1791 году у композитора случился небывалый творческий подъем. В это время из-под его пера вышла «Симфония 40», а незадолго до смерти – незавершенный «Реквием».


В том же году Моцарт сильно заболел: его мучила слабость, ноги и руки композитора распухли, а вскоре он стал изнемогать и от внезапных приступов рвоты. Смерть Вольфганга наступила 5 декабря 1791 года, ее официальная причина – ревматическая воспалительная лихорадка.

Впрочем, и по сей день некоторые полагают, что причиной смерти Моцарта стало отравление известным в те времена композитором Антонио Сальери, который, увы, был вовсе не так гениален, как Вольфганг. Отчасти популярность этой версии продиктована соответствующей «маленькой трагедией», написанной Александром Сергеевичем Пушкиным. Однако никакого подтверждения этой версии на настоящий момент найдено не было.


Интересные факты

Настоящее имя композитора звучит как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart, однако он сам всегда требовал, чтобы его называли Вольфганг.
Вольфганг МоцартВольфганг Моцарт. Последний прижизненный портрет
Во время большого гастрольного путешествия юных Моцартов по Европе семейство оказалось в Голландии. Тогда в стране шел пост, и музыка была запрещена. Исключение сделали только для Вольфганга, посчитав его талант божьим даром.
Моцарт был похоронен в общей могиле, где располагалось еще несколько гробов: настолько тяжелым было финансовое положение семьи в то время. Поэтому точное место захоронения великого композитора неизвестно до сих пор.
************
************

мои стихи:

на тему Моцарт и Сальери     http://www.stihi.ru/2013/05/06/3452
 **********

Я - страстей сюжет...   http://www.stihi.ru/2011/12/04/1492
В душе рождая звук      http://www.stihi.ru/2012/01/25/4608
Твоя мелодия            http://www.stihi.ru/2012/04/06/6164
А первой - музыка была. Гимн Природе  http://www.stihi.ru/2011/02/25/7507
О старом рояле          http://www.stihi.ru/2011/07/26/3833
Ключи - звучащих нот!   http://www.stihi.ru/2011/09/10/8141
Askura- From Heart to Heart  http://www.stihi.ru/2010/11/17/6620
Если слышишь            http://www.stihi.ru/2011/04/18/5022
Музыка                http://www.stihi.ru/2015/07/10/3158


********


****************


Рецензии
Вихрь музыки, забудешь и дышать -
То Моцарт Амадей ворвался в залы.
Вокруг всё бурей, музыкою стало,
А чем ещё оно могло бы стать.

Колеблет ветер занавеси, свет
Аккомпанирует, цветёт розарий,
И музыка вновь интерьеры старит,
В дворянские их превращает. Лет,

Лет сколько миру, юность, но опять
Подёрнутые патиной предметы
Не антикварны ли. И всплески света.
И всё здесь карнавал, и все здесь знать.

Агата Кристи 4   13.11.2019 11:42     Заявить о нарушении
Люба!
Очень понравилось!!!

Пронзительно и умно привлечь на помощь старину!
Она впитала в себя — чУДной Музыки и невесомость и глубину!
Экс

Натали Ривара   13.11.2019 12:03   Заявить о нарушении
Ура, рада, что понравилось.

Агата Кристи 4   13.11.2019 12:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.