О психологической культуре на основах духовности

               
               

       История и  жизнь украинского народа обозначена высокой духовной культурой: ритуалами и народными обычаями, образцами пословиц и афоризмов. Они явственно преломляются через психологию и быт народа. Особого внимания заслуживают некоторые церковные обряды, так тесно связанные с народными, что подчас невозможно наверняка определить, под чьим влиянием они возникли [7]. Обряды освящения, поминальницы  проявляют множество моментов, которые указывают на необыкновенно тесную связь между церковью и жизнью украинского народа. Прежде всего, об этом свидетельствуют такие после празднования, как благовест, помикольщина и другие. Мировоззрение народа проявляется в характерных чертах его фольклора. В нем присутствует как обрядово-практическая, так и эстетическая цели. Особое значение имеют баллады – сюжетные лирико-эпические песни об чрезвычайных событиях или жизненных конфликтах с трагическим концом. В них звучат картины злых чар, кары за грех, материнского проклятья и др. явления, стимулирующие этическую мотивацию на примере фантастического финала. Встречаются баллады, в основе которых заложены мотивы из реальной жизни: о гордости, о жизни и смерти, о непослушности. Свидетельством духовности Украинского народа являются религиозные песни. Их тематика заимствована из Святого Письма, истории церкви, жития святых, а также  из церковных песен. Все они имеют морализаторскую тенденцию: раздумья о тьме и мрачности этого света, о грешной душе, о смерти, страшном суде, кривде и правде и т. п. Такие песни (т.н. псалмы) составляли репертуар песенников –  лириков и кобзарей. Для них характерно то, что в их содержании религиозно – моральная тема тесно связана с социальной.
      
       Немало есть также оригинальных юмористических песен, которые высмеивают людские пороки: гордыню, нечестность, лень. Они часто затрагивают тему любви и брачных взаимоотношений. Смешные ситуации, гиперболические образы, ироничные сравнения, пародийные рисунки событий или действий из семейной и бытовой жизни – такие способы художественного отображения действительности здесь используются.  Морально-поучительные сказки, легенды с церковно-религиозным основанием и морализаторской тенденцией на основе Библии, апокрифы, сказания об чудотворных иконах и монастырях помогают уяснить взгляды народа на исторические события и историю личностей. Новеллы на основе действительных событий, анекдоты, пословицы и поговорки, отображающие философию украинцев, его опыт, оценку жизненных фактов и явлений – все это  живые жанры украинского
2
фольклора. Данные проявления духовности формировались на протяжении столетий под влиянием социальных, культурных, политических, экономических условий и  быта народа. В них своеобразное состязание мудрости, испытание коллективного разума, чистоты душевной и духа людей. Даже в годы проведения антирелигиозной политики не утратилась преемственность  поколений  в проявлении духовности. Прежде всего, эта политика менее повлияла на крестьянство, которое стабильно сберегало традиции, связанные с христианством. Антирелигиозное влияние школ и гражданской жизни встречало отпор патриархального окружения. Тайком выполнялись дома религиозные обряды, сберегались семейные традиции и воспитывалась молодежь, которая, несмотря на стесненные обстоятельства , массово принимала обряд церковного крещения. Известно, что все новое – хорошо забытое старое. Так  и психологические законы сродни духовным. На протяжении веков заданная христианством, смыслообразующая цель человеческого существования наполнялась конкретными ценностями, нормами морали и реализовывалась в конкретной практической деятельности.
Антропные (социально-гуманитарные) знания сливаясь с естествознанием, приобретали нравственное измерение. Исходя из того, что нравственность  становилась внутренним кодом, определяющим человеческие поступки, философия, как и религиозная традиция,  создавала ключ к расшифровке его, свое учение об этике.

     «Нрав» или «норов» человека представлялся веселым или печальным, добрым или жестоким. При определении этических норм поведения людей в обществе применялась система «отклассифицированных» нравов приемлемых  ( должных, добрых) и неприемлемых (недолжных, злых). Под такой системой, совокупностью принципов понимают мораль. Поступки человека – есть результат взаимодействия его нрава (его природы, свободы) и моральных норм (долга, обязанностей). Множество их комбинаций составляет реальность нравственных отношений.

    Главные моральные принципы фундаментальны и универсальны. Они являются центральными и определяющими для профессиональной деятельности гуманитариев. Разнообразие культур определяется лишь этническими деталями, частично отличающими их друг от друга и от конечных этических ценностей.  Суть религиозно-деонтологической этики состоит в принципе бытия, связанном непосредственно со служением ближнему. Нет смысла перечислять общеизвестные истины о том, как надлежит вести себя верующему, необходимо объяснять и обосновывать, почему эти ценности получают статус основных, какова природа их обязательности?

      Во-первых, необходимо понять, что психологическая культура это попытка познать человека сквозь призму его культуротворчества и проявления заложенного в человеческой природе и оформляющегося в бытие смысла.   Во-вторых, проявленное человеком культуротворчество  это способ существования «человеческого мира», идеалов, составляющих собственно культуру [4]. По мнению В.Леви, нет людей совершенных и иногда «Кто-то» или «что-то» должно владеть нами. Это могут быть:  законы, морально-этические принципы, религиозные установки, инструкции запрещения. Однако, единственно, кто может ограничить свою сущностную свободу, это сам человек.
      
     В христианской традиции любой грех это потеря свободы, проявление социального и нравственного зла. На первое место ставится любовь к Богу, затем любовь к ближнему. Но только тот, кто умеет любить себя, способен любить других. «Любовь измеряется мерой прощения, стоит ли совершенствовать то, что не любишь?» - спрашивает нас психолог.[3]  Духовное благополучие невозможно без искреннего покаяния в «грехе». Путь самооправдания, обвинения других не принесет  истинного очищения души или совести. Исполняя заповеди, субъект становится Человеком, ориентируясь на любовь к ближнему, на самопожертвование и свободу выбора между добром и злом. Грех становится для него нравственно неприемлемым, он видит его последствия для личности и для общества. Преодоление греха становится условием его духовного очищения и составляющей частью духовного возрождения общества. В-третьих, психологической культура не может быть без конкретных социокультурных и исторических условий. Если история позволяет применять правила религиозной этики с целью формирования психологической культуры,   общество их применяет.
    
     Психологическая культура консервативно и неотступно следует правилам взаимоотношений  в  процессе  деятельного  творчества: правдивости,  конфиденциальности, ответственности, компетентности, коллегиальности.   Она пользуется диалогической формой взаимоотношений, обучая сопереживанию, культуре чувства, эмпатии, а не стремлению уйти в себя, свои проблемы. Истинная культура проявляется в диалоге, именно при этом общении, основанном на доверии, возникают уникальные человеческие качества. Рост внутренней сущности осуществляется в процессе выработки отношений человека к другим людям. Важным средством выступает факт диалога - встречи с необходимым нравственным, знающим и добросердечным профессионалом.

     Искреннее желание общения, непосредственность и открытость, уважение к собеседнику без тени самолюбования и лицемерия, которые дают уникальную возможность самореализации человека,   являются его непреходящей ценностью бытия психических процессов. Диалог протекает на нескольких уровнях: телесном, душевном и доходит до духовного[2].Именно в диалоге человек находит место для своей уникальности и ответственного поступка, в нем он ищет альтернативу будущего и выбор в пользу жизни, в пользу света, в пользу добра.

     Для  человека  в  православии  на  пути  от   «я – реального»   до «я – идеального» предусмотрена возможность  трансценсуса: преодоления своей ветхой природы, объединения двух горизонтов бытия путем аскетического существования. Значение такого пути состоит в изменении разума, приобретении новой стратегии бытия. В таком изменении своя интроспекция (самонаблюдение),  своя борьба со «страстями», « невидимая брань» за чистоту души и познание себя. В результате через усилия воли подвижника и действие благодати  приходит состояние беспристрастности.
   
       Тренировка воли аскета, его опыт и духовное мастерство состоит в совершенствовании постепенно развивающегося умения препятствовать «образованию страстных состояний»  собственно и называемого «невидимой бранью».  На подвиг подвижничества способен не каждый человек, это  путь избранных, а то,  что  избрано  одним,  становится   общечеловеческим   приобретением [ 5 ]. Традиционные формы подвижничества, его психотехники, формы самонаблюдения и исследования психики человека, методы самоусовершенствования изучать чрезвычайно важно, так как они проверены временем, оказываются эффективными для практического применения людьми, заинтересованными в гармонизации своего бытия , в аналогичном преобразовании общества.

      Интроспективная религиозно - христианская психология является неисчерпаемым источником, использовавшимся ранее и используемым в настоящее время методом  самовоспитания сознания. Человек способен наблюдать, постигая разумом, свою деятельность при помощи внутреннего чувства – рефлексии (психолог.).  Субъекту понятны свои  желания; любое его чувство – не беспричинный психологический акт. Процесс самопознания осуществляется на фоне индивидуальных свойств психики и системы ценностей, выработанных человеком, генетически предопределенных и  фенотипически  развитых (или неразвитых), объективных и субъективных.
Человек, склонный к фантазиям представляет свой внутренний мир фантастически, пессимист  - сквозь призму пессимизма. Фальсификатор даже в собственных глазах приукрашивает факты, события жизни, свое значение и черты характера. По мнению православных психологов, причины этого заложены в желании человека оправдать себя в собственных глазах и в глазах окружающих. Этим они неосознанно  утверждают видение своей греховности, прячут ее в своем внутреннем мире.

     Самооценка  собственных усилий, возможностей, качеств и своей позиции в обществе может быть оформлена внешне и заложена глубоко внутри, недоступно для глаз окружающих. Адекватность самооценки сомнительна, очень приблизительна, что, также не осознается в полной мере личностью. По мнению Д.Карнеги мы все жаждем высокой оценки и признания и сделаем все, чтобы добиться их. Но никто не хочет фальши, стремясь оправдать хорошую репутацию. Создавая человеку доброе имя, мы помогаем ему жить в соответствии с ним. Нацеливая его на самопознание, мы открываем человеку путь к совершенствованию. Однако нельзя не учитывать, что рост самосознания приводит к «самости» (христиан.), к гордыне и «воцарению» личности в общественных условиях ее жизни. Закрывая глаза на собственные дефекты, такой субъект начинает отыскивать их в других, что порождает зло и изолирует его от общества[6].
      Можно найти множество красивых фраз в поэзии и литературе, чтобы высказаться о пользе духовного и психологического творчества  для человека. У каждого этот путь свой, единственный и неповторимый. Осилит дорогу идущий!      

ЛИТЕРАТУРА:

    1.Каминский О.В. Мат. метод. сем. АПН України. Психолого педагогічна  наука і суспільна ідеологія , м. Київ,1988, с.495-497.
2. Кулиниченко В.Л. Сб. науч. Трудов: Наука здоровья. Этюды валеологии. Севастополь, «Лаукар», 2000, стр. 139-165. 3. Леви В. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. М., Изд. «Знание»,1991, 256 с. 4 Леонтьева В.Н. Культуротворчество и  философско-идеологические основы образования. №1,  стр.220-224. 5. Любченко О. “Я – концепция” в православной аскетике: специфика, генезис, формы рефлексирования. №1,стр.386 –393. 6. Силуянова И., Этика врачевания. М.2001. 7.Энциклопедия Українознавства, загальна частина. Перевод в Україні. Репринт. вид. 1949 року. Київ, 1994, стр. 268 – 272.

   12.11.2019
    Полтава


Рецензии
Маргарита, приветик...интересная статья..есть над чем поразмышлять..но, уверен, что в сердце, то и определяет всех нас. Что двигало и движет человечеством...любовь, надежда, вера? Мм...пока загадка для меня, но уверен, из этих трёх вечных Муз, каждый выбирает свою близкую его сердцу. Спасибо, Маргарита, за интересное эссе. С искренним уважением и признательностью.

Дмитрий Виджл   13.11.2019 05:23     Заявить о нарушении
Дмитрий, Вы первый, кто откликнулся на эту статью. Хочу поблагодарить Вас и могу добавить, что во всем важна мера, мера достоинства, мера материальных устремлений,
даже мера в проявлениях сердечных устремлений, совести, которая "украшает", надежды, которая не бесконечна, и веры, которая не должна быть фанатичной и самодовлеющей. Гармония в человеческих отношениях это- МЕРА! Умеренность и уважение прав иной личности, а не только себя. Спасибо, за интерес к моим рассуждениям!

Маргарита Шелешко   13.11.2019 21:11   Заявить о нарушении