Песенка четырёх скоморохов

            1-й  -  Чмоки -Чпоки; благообразный, прилично одетый, вечно стеснительный, хорошо поющий и самый маленький изо всех;
            2-й  -  Бларин; самый высокий из всех,  женоподобный, но с щетиной, в одеянии балерины, по женски приятно поющий, поющий как бы и за 4-го, но способный лишь на припевы или повторы;
            3-й  -  Арлещей; грубый, в очках и трико, что-то среднее между арлекином и новогодним кощеем безсмертным;
            4-й  -  Гальюр; безмолвный, но с гармошкой, говорящей за него; что-то вроде Юрия Гальцева, в котелке и клетчатом пиджаке... и в шортах яркого цвета;
            Исполняемая ими песенка хоть и грустна по содержанию, всё-таки бодра и жива по звучанию и представлению;

     ( все  -  испуганно озираясь, трясясь и толпясь, помогая друг другу выйти);
     (по неловком молчании, 1-й, волнуясь, неуверенно начинает):

        Где-то вдалеке
        Девушка купалась;
        Весело плескалась
        В розовой реке.

      (2-й, отчаянно улыбаясь и выбегая, из-за чего 3-й тянет его назад, а 2-й, порываясь, делает плавательные и плескательные движения руками, поёт задыхаясь):

         Где-то вдалеке-е
         Девочка купалась;
         Весело плескалась
         В розовой реке!..

       (3-й, озлясь на 2-го, поёт неожиданно и грозно, раздирая потом складку на груди, за которой изображено треснутое сердце):

         Жаль, того же дня,
         Тем же утром рано  -
         Вот на сердце рана  -
         Не было меня.

       (2-й, вздрогнув из-за 3-го и застыв, закатывая глаза и осуждающе качая головой, показывая потом на сердце 3-го, а затем на себя, более мягко повторяет):

         Жаль, того же дня-а,
         Тем же утром рано  -
         Вот на сердце рана  -
         Не было меня.

       (4-й, проникновенно, два наигрыша гармошкой; из-за чего все остальные будто только теперь и увидели его, отчего 4-й, продолжая играть, всё-таки смущается и чуть не уходит);

       (1-й, спасая от развала, с чувством продолжает):

         Где тогда я плыл,
         Сам, увы, не знаю.
         Только, вспоминаю,
         Глупым очень был.

       (2-й, стуча пальцем по шляпе 1-го, повторяет нежнее его):

         Где тогда я плы-йл,
         Сам, увы, не знаю;
         Только, вспоминаю,
         Глупым очень был.

       (3-й, опять неожиданно и грозно, из-за чего 2-й снова вздрагивает и застывает):

          Эта вот тщета
          Жизнью и зовётся.
          Дальше остаётся  -
          Страсть и маята.

        (2-й, отнимая руку от сердца, осуждающе поправляет 3-го):

           Эта вот тщета-а
           Счастьем и зовётся.
           Дальше остаётся  -
           Страсть и маета.

         (4-й, очередные два наигрыша, проявляя первые признаки и переживаний, и разстройства);

         (1-й, прижимая руки к груди):

           Боже, ты была;
           С кем-то целовалась.
           И  -  отмиловалась;
           Юностью прошла.

         (2-й, заламывая руки и с надрывом):

           Боже! ты была-а!!!
           С кем-то целовалась!
           И  -  отмиловалась;
           Юностью прошла.

         (3-й, с волнующей хрипотцой):

           Жаль, что та река
           Вспять не повернётся.
           Хоть и остаётся
           В сердце на века.
         (прикладывает руку к треснутому сердцу);

         (2-й, уже только осуждающе закрыв глаза из-за 3-го, и тоже приставя пальцы к груди):

            Жаль, что та река-а
            Вспять не повернётся.
            Хоть и остаётся
            В сердце на века.

          (4-й, начиная плакать, а там и рыдать, вдруг заходит на лишний наигрыш, из-за чего остальные, жалея, начинают ему сочувствовать; а 3-й и грозить, и жалеть);
   
           (1-й,успокаивая 4-го, а затем и 2-й, убедительно представляющий купальщицу, по очереди):

             Где-то вдалеке (-е)
             Девушка(Девочка) купалась.
             Весело плескалась
             В розовой реке...

           (спевши, обречённый повторять, показывает, не глядя, кулак 3-ему  - мол, не пугай);

           (3-й и 2-й по очереди, повторяя указующие движения):

             Жаль, того же дня(-а),
             Тем же утром рано, -
             Вот на сердце рана  -
             Не было меня.

            (4-й, уже успокоясь, с мокрыми глазами, просветлённо и с приплясом выйдя, очередные два наигрыша, удивляя остальных)...

            (вдруг 2-й, как бы ревнуя к 4-ому, и наконец-то дорвавшись до зрительской любви, выбегает вперёд, чуть ли не прыгая от радостного возбуждения):

              Где-то вдалеке-е...
              Где-то вдалеке...
              Где-то вдалеке...

             (видимо, заело, почему 3-й топает ногой,  из-за чего 2-й, вздрогнув, продолжает, как бы плывя а затем плеща с подпрыгами):

               Девочка купалась.
               Весело плескалась
               В розовой реке.

               В розовой реке-е...
               В розовой реке...
               В розовой реке...

              (опять, из-за чего, получив кулаком по спине от 3-го, застывает; а сей напослед докачивает):

               Весело плескалась.

              (и кланяется; все за ним тоже; гармошка протяжно падает одной стороной с руки 4-го; вновь смущённое толпение, пугливое озирание по сторонам, отступание лицом к зрителям: 1-й, сильно смущаясь, пятится, закрывая иногда глаза пальчиками; 3-й, то и дело скалясь или кивая, утаскивает 2-го, который, изступлённо порываясь, тянет руки к зрителям; и только 4-й, не оглядываясь, плача, с подрагивающими плечами, уходит, волоча разтянувшуюся гармошку)...

 Разумеется, что я упомянул основные только движения скоморохов, кои тоже могут быть исправлены; в общем, полный простор для скоморошьей изобретательности или т. н. клоунской импровизации.


Рецензии