Неологизмы в русской поэзии. Блок

2.12. Неологизмы и окказионализмы Блока

2.12.1.Неологизы Блока в словаре Сергея Толстого

Сергей Толстой включил в Словарь неологизмов  (267) 14  авторских неологизмов Блока, в том числе два сложно-составных неологизма:
                [975]
многопенный и огнекрасный;  пять неологизмов, образованных приставочно-суффиксальным способом: беззакатный, надвьюжный, переслюнить, празелень, предзакатный и семь неологизмов, образованных суффиксальным бесприставочным путём: маревный, перий, таль, тяжелить, угрюмство, утреет,чарый.
Приведём соответствующие примеры, добавив к указанным Сергеем Толстым ещё и другие неологизмы и окказионализмы Блока, распложив их в алфавтном порядке.

2.12.2. Сложно-составные неологизмы Блока

БЛАЖЕННО-СТРАННЫЙ 
               
     Ночь - как века, и томный трепет,
             И страстный бред,
     Уст о БЛАЖЕННО-СТРАННОМ лепет,
     В окне - старинный, слабый свет.
           «Чёрная кровь» (1909-1914).  7-е стихотворение

ГНЕВНО-СВЕТЕЛ

     Но не спал мой грозный Мститель:
     Лик Его был ГНЕВНО-СВЕТЕЛ…
          «Как свершилось, как случилось?» (1913)

ДЫМНО-СВЕТЕЛ

     Есть демон утра. ДЫМНО-СВЕТЕЛ он,
     Золотокудрый и счастливый.
          «Есть демон утра. Дымно-светел он…». Из «Кармен» (1914)
                [976]
МНОГОПЕННЫЙ

     Даже имя твое мне презренно,
     Но, когда ты сощуришь глаза,
     Слышу, воет поток МНОГОПЕННЫЙ,
     Из пустыни подходит гроза.
         «Чёрная кровь». 3-е стихотворение

НЕПОДВИЖНО-БЛАЖЕННЫЙ

     Синий, синий, певучий, певучий,
     НЕПОДВИЖНО-БЛАЖЕННЫЙ, как рай.
          «Ты — как отзвук забытого гимна…» Из «Кармен» (1914)
               
ОГНЕКРАСНЫЙ  и ЧЕРВОННО-КРАСНЫЙ

     Разлетясь по всему небосклону,
     ОГНЕКРАСНАЯ туча идет.
     .............................            
     ОГНЕКРАСНЫЕ отсветы ярче
     На суровом моем полотне...
     Неотступная дума всё жарче
     Обнимает, прильнула ко мне...
          «Разлетясь по всему небосклону...» (1914).

     Но как ночною тьмой сквозит лазурь,
     Так этот лик сквозит порой ужасным,
     И золото кудрей — ЧЕРВОННО-КРАСНЫМ,
     И голос — рокотом забытых бурь.
          «Есть демон утра. Дымно-светел он…». Из «Кармен» (1914).
                [977]
ТЯЖЕЛОЗМЕЙНЫЕ

Сложносоставной неологизм тяжелозмейные находим в стихотворении   «Снежное вино» (1906):

     И вновь, сверкнув из чаши винной,
     Ты поселила в сердце страх
     Своей улыбкою невинной
     В ТЯЖЕЛОЗМЕЙНЫХ волосах.

2.12.3. Неологизмы и окказионализмы  Блока, образованные префиксно-суфиксальным способом
               
БЕЗАРОМАТНЫЙ

          К чему слова, слова и звуки,
          БЕЗАРОМАТНЫЕ цветы,
     Без слез страдания и муки,
     Без вдохновения мечты?
               «Писать ли Вам, что тайный пламень…» (1898)

БЕЗБУРНОСТЬ

Существиетльное безбурность образовано от известного по Словарю Даля прилагательного безбурный, означавшему безмятежный и спокойный (93):
    
     И в БЕЗБУРНОСТИ зорь красноватых
     Не видать чертенят бесноватых,
     Но вечерняя прелесть
     Увила вкруг него свои тонкие руки…
                [978]
     Предзакатные  звуки,
     Легкий шелест.
          «Болотный попик» (1905)

БЕЗЗАКАТНЫЙ

     Видишь день БЕЗЗАКАТНЫЙ и жгучий
     И любимый, родимый свой край…
          «Ты — как отзвук забытого гимна…» Из «Кармен» (1914).

НАДВЬЮЖНЫЙ

     ...Так идут державным шагом,
     Позади - голодный пес,               
     Впереди - с кровавым флагом,
     И за вьюгой невидим,
     И от пули невредим,
     Нежной поступью НАДВЬЮЖНОЙ,
     Снежной россыпью жемчужной,
     В белом венчике из роз -
     Впереди - Исус Христос.
          «Двенадцать» (1918)

Слово надвьюжный вошло в Словарь неологизмов, составленный Сергеем Толстым (267).
Это  «индивидуально-стилистический неологизм»,  по определению в Словаре-справочнике лингвистических терминов Дитмара Розенталя  и Маргариты Теленковой (Болдиной-Самойловой) (115).               
                [979]
Такой  «неологизм, созданный автором данного литературного произведения с определенной стилистической целью и обычно не получающий широкого распространения, не входящий в словарный состав языка» (671) сродни окказионализму, но в отличие от него не выходит за рамки существующих грамматических или литературных норм.
Этот неологизм создан Блоком для художественного выражения «поступи Христа», возвышающегося над вьюгой, т.е. «надвьюжной».

2.12.4. Неологизмы и окказионализмы  Блока, образованные суфиксальным способом

МАРЕВНЫЙ
               
Сергей Толстой неправильно включил прилагательное в Словарь неологизмов (267), указав его как авторский неологизм Блока, правда, без ссылки на источник. Слово маревный было известно и указано, например, в Словаре Даля как «относящееся к мареву» (93).
В русской поэзии это прилагательное использовано Клюевым в стихотворении «Льнянокудрых тучек бег…» (1916):

     Под березой зыбки скрип,
     Ельник в МАРЕВНЫХ пеленках...
     Кто родился иль погиб
     В льнянокудрых сутемёнках?

ПЕРИЙ

Этот окказионализм,  образованный суффиксальным бесприставочным способом от существительного перья вместо литературного перьев, находим в стихотворении  «Мэри» (1908 или 1911). См. «Арфы и скрипки» (1908 -1916):
                [980]
     Опять у этой двери
     Оставила коня
     И пухом светлых ПЕРИЙ
     Овеяла меня.

В некоторых публикациях этого стихотворения слово перий заменяется на прерий.

УГРЮМСТВО

В стихотворении «О, я хочу безумно жить…» (1914) Блок приводит окказионализм угрюмство, образованный от прилагательного угрюмый:
               
     Пусть душит жизни сон тяжелый,
     Пусть задыхаюсь в этом сне, —
     Быть может, юноша веселый
     В грядущем скажет обо мне:

     Простим УГРЮМСТВО - разве это
     Сокрытый двигатель его?
     Он весь — дитя добра и света,
     Он весь — свободы торжество!
 
В Энциклопедическом словаре крылатых слов и выражений Серова (30) цитируемый текст объясняется как «шутливо-иронический», означающий «призыв принять во внимание психологию человека,  увидеть доброе и
светлое за непривлекательным внешним видом» (30).

УТРЕЕТ

В стихотворении «Седое утро» (1913) Блок приводит этот неологизм по аналогии с известным словом вечереет:
                [981]
     УТРЕЕТ. С богом! По домам!

Следует сказать что этот неологизм в форме прошедшего времени глагола – утрела раньше Блока привёл Северянин в стихотворении «Намёки жизни» (1911):

     …УТРЕЛА комната. И не было троих.

Это факт был известен и Сергею Толстому (267).
               
Однако, несмотря на свою естественность и подобие глаголам вечереет и вечерело, новые слова утреет и утрела (по сути это один неологизм – утреть), не утвердились в современном русском языке.

ЧАРЫЙ

Это прилагательное, указанное Сергеем Толстым как авторский неологизм Блока (267), дано поэтом в стихотворении «Как свершилось, как случилось...» из цикла «Возмездие (1908 -1913):

     Приручил я ЧАРОЙ лестью
     Тех, кто первые пришли.

Действительно, прилагательное чарый мы не нашли в словарях русского языка. Было известно только соответствующее существительное чара, которое в современном русском языке имеет только форму мн.ч.,  означая волшебство, колдовство, а в переносном, книжном значении – обояние, пленительность  (24,38,93).
                [982]
Однако, в литературном языке XIX века употреблялась и устарелая форма ед. числа  ж.р. - существительное чара. Например, её использовал ещё Лермонтов в поэме «Аул Бастунджи» (1833-1834):

     Узнал ли ты, несчастный Акбулат,
     Свою жену, подругу жизни старой?
     Чей сладкий голос, чей веселый взгляд
     Был одарен неведомою ЧАРОЙ,
     Пленял тебя лишь день тому назад?..
          Глава вторая, строфа XXVII

В  стихотворении «Благословленны ваши домы» (1914) Северянин дал новое существительное чарунья:

     Бряцай пророчно, Златолира,
     ЧАРУНЬЯ грез, вещунья снов!

В  стихотворении «Prelude I» (1911) он представил новое прилагательное чаруний:

     На луноструне
     Пою ЧАРУНИЙ—
     Стрекоз ажурных…
          «Prelude I» (1911)





Примечание: Этот раздел из работы "О литературных нормах в русской поэзии".


Рецензии
Люблю Блока, хоть он многого не понял и ушёл слишком рано...
Спасибо за эссе, Пётр! Удачи тебе и всех благ!

Валерий Шувалов   16.11.2019 22:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий, за отзыв. Очень рад, что это эссе или, точнее, его набросок, над которым ещё, наверное, предстоит поработать, вызвал у тебя интерес.

Взаимных тебе творческих и всяческих жизненных удач!

Петр Анатольевич Полетаев   17.11.2019 10:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.