560. Мечта агронома

В деревне Поддубки, у моего деда Петра Григорьевича Кабанова, был большой сад. В нём росли различные фруктовые деревья - Антоновка, Штрейфлинг, Коричное, Китайка, сливы и других. Там я появился на этом свете и с этим местом связано много моих воспоминаний.

Когда мои родители отделились, купив в Жестылёве дом и перевезя его в Поддубки, отец посадил на новом участке яблони. Деревца были маленькие и слабые. Несколько саженцев погибли. До настоящего времени сохранились только две Антоновки. Они до сих пор дают хороший урожай, но не каждый год.

Вокруг деревни были большие колхозные сады, как молодые, так и плодоносящие. Один из них относился к селу Подчёркову. Он находился близко к нашей деревне за оврагом в небольшом лесном массиве.

Сад был особенным, потому что агрономом этого сада был Николай Матвеевич Смирнов, о котором хорошо знали не только в округе и в стране, но и за её пределами. Николай Матвеевич был учеником и последователем Ивана Владимировича Мичурина и всю жизнь посвятил благородному делу развития садоводства.

Работая в Подчёрковском саду, он "не ждал милостей от природы", а сам добивался богатых урожаев, используя систематическую подкормку яблонь в течение всего вегетационного периода. Садоводы вели с ним переписку, успешно применяли его приёмы советы и рекомендации. Изучали его научные труды.

Я был маленьким, но очень хорошо запомнил красивую книжку с красными яблоками на обложке, она имелась в нашем доме. Я часто брал её и долго рассматривал непонятные картинки. Позднее выяснилось, что книга называется "Яблоня", а написал её Николай Матвеевич Смирнов. Она являлась руководством по разведению и уходу за фруктовыми деревьями. Эта книга сохранилась и находится в нашем деревенском доме.

В этих местах проходило детство всех мальчишек и девчонок. Мы любили проводить время в окрестных лесных чащах и в оврагах и возле речушки. В жаркие летние дни они хранили прохладу и необыкновенные лесные запахи. Там собирали кислицу, землянику, малину, орехи, грибы, жгли костры, пекли картошку, ловили рыбу купались и играли в войну.

Когда начинала цвести черёмуха, в оврагах было белым-бело. Много росло там ландышей, а птичий гомон стоял с утра и до захода солнца. Зимой в лесу было сказочно-красиво. Я любил побродить по этому лесу в тихую не морозную погоду. Лес в это время становился волшебным. Там я впервые увидел белку, которая легко перелетала с дерева на дерево. В лесу водилось много дятлов со своими "кузницами" и, чтобы их увидеть, нужно было долго ждать... По лесу всегда прокладывалась лыжня.

В глубоком овраге бил родник, который не замерзал. К нему вели все лесные тропинки. Летом мы часто встречали у родника или на тропинке Николая Матвеевича. Он казался нам высоким худощавым старцем. О нём ходило много слухов и рассказов.  Для нас же он был как "лесной святой". Он ухаживал за большим садом, проводил научные исследования и опыты, писал статьи и книги. Слух о сладкой Мичуринской рябине, которая росла в саду, будоражил наше детское воображение...

Сад окружал смешанный лес. На краю сада стоял жилой дом - высокий терем со шпилями. Это был живописный уголок родного края.

В то время я учился во Внуковской сельской школе и любил рисование. Когда объявили конкурс на лучший рисунок, мне захотелось нарисовать этот терем. Стояли ясные морозные дни. Я добрался на лыжах до места, долго выбирал точку наблюдения.

Работа оказалась такой трудной, что запомнилась на всю жизнь. Несколько раз приезжал я к терему. Руки быстро замерзали , настроение и желание закончить рисунок пропадали. И всё-таки я закончил начатое, а всю акварельную работу продолжил дома у печки. Я был доволен своим произведением, отнёс его на конкурс и долго ждал, когда скажут о результатах...

Шло время. Николай Матвеевич умер. Дача, - так все называли это место осталась без присмотра и сгорела... Мне до сих пор жалко этот терем - ведь с его красотой связаны мои самые чистые воспоминания о детстве и юношестве...

Но вернёмся к "Мечте агронома". Николай Матвеевич мечтал, так же как и И.В.Мичурин, о повсеместном разведении плодово-ягодных деревьев в Дмитровском районе и получении богатых урожаев. Наш район входит в зону рискованного земледелия и, зачастую, в весенний период во время цветения яблонь и других фруктовых деревьев приходят заморозки, которые наносят ущерб урожаю.

В настоящее время в районе продолжают заниматься садоводством садоводы-любители и фермеры. Мой старший брат Александр вырастил в своём саду несколько новых сортов яблонь. Восемь лет назад он посеял зёрна диких лесных яблонь с целью вырастить зимостойкий подвой. Саженцы успешно развивались. Для формирования  корневой системы нужной формы саженцы несколько раз пересаживались. Когда, через три года, подготовительная работа была завершена и можно было прививать к выращенным деревцам диких яблонь черенки культурных, Александр Иванович привёз из Тимирязевской Академии черенки новых сортов яблонь: "Услада", "Осенняя радость", "Зимнее наслаждение" и "Новое Коричное".

Привитые черенки все пошли в рост. Молодые яблони требовали особого внимания и заботы и они их получали. Восемь лет ждал Александр Иванович результата своих трудов и в этом году свершилось неожиданное обильное плодоношение всех яблонь... Погода была благоприятной и цветение завершилось успешно, что и привело к невиданно богатому урожаю такому о котором и мечтали И.В.Мичурин и Н.М.Смирнов.

Александр Иванович был весьма озабочен предстоящему обилию яблок. Встал вопрос - куда их девать и что сними делать. Первым созревал "Белый налив" - ароматный и нежный, но скоропортящийся фрукт. Попытка продать яблоки на городском рынке успеха не принесла, ибо этих яблок у всех было "завались"...

Я отыскал в Интернете простой рецепт приготовления повидла из "Белого налива" с корицей и мы приступили к "спасению урожая". Повидло получалось быстрым и вкусным. Его мы закрывали в стерильные банки. С первым наплывом яблок мы справились без особого напряжения.

После "Белого налива" наступила "яблочная передышка" после которой пришла забота о кабачках. У нас впервые появилась своя кабачковая икра в банках. Осваивать технологии приготовления консервов приходилось, что называется с "нуля".

По мере приближения основных сроков созревания яблок увеличивалось количество паданки - естественный процесс регуляции яблоней для обеспечения плодов необходимым, для вызревания, количеством питания.

Продолжение следует.

   

Март 2007г. - ноябрь 2019г.
Рис. Марии Кравченко      


Рецензии