Судьба

Судьба.

Посвящено знаменитому танцору, хореографу, реформатору –
Сергею (Сержу) Лифарю.

Первая часть.

В мировой прессе называли:
«Богом танца» его тогда,
«Гражданином Вселенной» также,
Про Сержа Лифаря – рассказ.

А в СССР, всё по - другому,
Всё было там наоборот.
Того танцора называли,
Изменником родины, там.

Вошёл в историю балета,
Не только, как танцовщик он,
И хореограф. Но и также.
Как реформатор танцев тех.

Создал новое направленье.
Там «неоклассицизма», он.
В нём не было французской крови,
А жизнь в Париже он прожил.

(Более 60 лет)

Хотя всегда с большой тоской, он,
Киев родной всё ж вспоминал…
На родине же его имя.
До энных лет внесли в запрет.

(Впредь до 1990 год)

1904 – 1905 год
К какой – то год Сергей родился,
В Киеве. Из дворян пошёл.
В зажиточной  семье Сергей рос.
Отец, чиновником там был.

(Михаил Яковлевич был крупным чиновником))

Софья Васильевна же, мама,
Тоже имела там тогда,
Происхожденье, с благородных,
Все были украинцами.

(Их дом был полон казацкими клейнодами,
грамотами с сургучными печатями).

Можно сказать, брал род начало,
От «запорожских лыцарей».
В Киеве, те, свой дом имели ж,
На улице Тарасовской.

Все праздники там проводили,
Также каникулы всегда,
В имении родовом деда.
Вблизи Канева было то.

Сергей с детьми крестьян играл там,
И приобщался с малых лет,
К культуре там уже народной,
Также к традициям их всем.

Сергей в шесть лет пойдёт там в школу,
А через два года тогда,
В гимназию  он там поступит,
И очень знаменитую.

(В Первую Императорскую Александровскую гимназию)

Война «Первая мировая»,
Там началась. Сергей мечтал,
Совершить подвиг. И вместе с братом,
Решили всё ж сбежать на фронт.

Но, план их этот провалился,
Сергей ещё ж там посещал,
Консерваторию. Учился,
На фортепиано  играть.

Ещё ж на скрипке. И к тому же,
Прекрасным альтом обладал.
Пел в хоре древнего собора,
Софийского. Большой успех.

Революция 1917 года. Октябрь.
Жизнь в Киеве после событий,
Изменится сильно тогда.
То там петлюровцы мелькали,
То форма немцев  там везде.

То уже там «державной варты»,
Гетмана Скоропадского…
Красноармейцев лица также,
Иль, «золотопогонников».

Семье Лифарь там не удастся,
Участи злой всё ж избежать:
Под ранг, «проклятых там, буржуев»,
Попали те. Беда придёт.

«Дворянское гнездо» в Каневе,
Разграбят полностью тогда,
Большевики там расстреляют,
Бабушку той семьи Лифарь.

И вскоре там сформировали,
Из старшеклассников тогда,
«Милицию соколов». Бросят,
На бой с большевиками, всех.

Среди них и Сергей там будет,
В одном из боёв получил,
Ранение в руку. Сознанье,
Он потеряет там тогда.

(Был на волосок от смерти).

Отец, с двумя там сыновьями,
Скрывался от чекистов там.
Крестьянскую одев одежду,
Рубщиками  нанялись в лес

(Работали рубщиками леса и корчевщиками пней на окраине города).

Вторая часть.

В студию там попал однажды,
Сергей. Там, к балерине. Та,
Нижинская, то, Бронислава,
Ему открылся новый мир.

С первой минуты он там понял,
Что будет только танцевать.
Учеником он стать пытался.
Нежинской. Но, откажет, та.

Тогда в театр он поступит,
Там в экспериментальный. Тот,
Тогда в Киеве находился,
С названьем «Центростудия».

Великий педагог там выдаст,
Уничижительный вердикт,
Сергея назовёт «горбатым»,
С третьей попытки лишь пройдёт.

(Когда прошёл медицинский осмотр и выполнил класс)

Как одержимый он работал,
Без передышки, отдыха
Затем произойдёт там чудо,
Как «вознесения» там, то.

Вскоре всё стало получаться,
У Сержа. Начал танцевать.
Его ставили там в спектакли,
Но не на главную там роль.

Нижинская в Париж уедет,
Та, эмигрировала там.
От Дягилева тогда примет,
Та предложенье выступать.

И ей прислать там попросила,
Пять лучших к ней   учеников,
Для зачисления в ту группу,
Дягилева. Для них – успех.

1922 год
Не будет Лифаря в том списке.
Но, он использует свой шанс:
Границы на замке все были,
Но он пересечёт её.

И в Польше тогда оказался,
Там перебрался и в Париж.
А там изменил своё имя,
Стал Сержем называться он.

И принялся он за работу,
С невероятным стал тогда,
Упорством, танцем заниматься.
Все тонкости хотел понять.

(Все тонкости балетного искусства).

И мастерство то, эмигранта,
Там с каждым днём уже росло.
И через год уж состоялся,
Первый выход на сцену там.

Апрель 1923 года
Это случилось там в балете,
«Свадьба Авроры». Где Сергей,
В нём танцевал в кордебалете,
А в декабре – первая роль!

Балет «Шехеразада» выйдет,
С его участием тогда,
И Дягилев его заметит,
В Италию сразу ж пошлёт.

(Для «огранки» его таланта, к выдающемуся балетному
Педагогу Энрико Чекетти)

Стареющий мастер поможет,
Сергею овладеть тогда,
Секретами того искусства,
Балетной классики там всей.

Третья часть.

В труппе «Русский балет» к Сергею,
Пришёл большой  уже успех.
Его партнершами уж были:
Карсавина, Павлова там.

1929 год
Сергей Дягилев умирает.
«Русский балет» распалась там.
В Гранд - Оперу Серж перебрался,
Ведущим там танцором стал.

(Парижская Гранд – Опера).

Он совмещать там умудрялся,
Роль главным балетмейстером,
И хореографом к тому же,
Конечно сам и танцевал.

В Гранд – Опере уже поставит,
Он, выдающихся, там, ряд,
Хореографических  премьер:
«На Днепре», «Болеро», «Икар»

Благодаря труду Лифаря,
Париж не только стал тогда,
Столицей мировой всей моды,
Столицей и балета стал.

Лифарь театр создал новый,
Ни сил, здоровья не жалел,
Но состоятельным не станет,
И обеспеченным тогда.

Не было собственного даже.
У Сержа тогда и жилья.
Отдавал большую часть денег,
На постановки разные.

Оплачивал со своего кармана,
И  музыку к балетам тем.
И концертмейстера услуги,
Ради балета делал всё.

1930 – е  годы.
Сергей Михайлович получит,
Там приглашение тогда,
Приехать в СССР. Взять, чтобы,
В руки всю хореографию.

В искренность Лифарь не поверил,
Приглашающей стороны.
От приглашенья отказался,
Потом, правда переживал.

Во время «Второй мировой», Серж,
Единственным с начальства там,
Театра. Париж не оставит,
Гранд – Оперу возглавит он.

От разорения спасёт театр.
А его тогда обвинят,
В сотрудничестве там с фашизмом:
«Он – коллаборационист!»

1944 год
На данные там опираясь,
Что не проверили тогда,
Французское Сопротивленье,
Сержа к смерти приговорят.

Лифарь в Монако перебрался.
Там труппу новую создал -
«Новый балет Монте – Карло», та,
И всё по новой воссоздал.

И только через три лишь года,
Все обвинения уже,
С Лифаря снимут. Он вернётся,
В  «Гранд – Оперу», в Париж опять.

1949 год.
На второй половине жизни,
Встретится он с музой своей.
С некой - Лиллан Алефельд – Лодвиг,
Графиней шведской та была.

Наследницей была магната,
«Стального». Женщиной была,
Заботливой, богатой также,
В принципе – дружеский союз.

1958 год
Там приглашение получит,
Приехать в СССР тогда,
«Гранд -  Опера». Мечта Лифаря –
«Федру» с Плисецкой ставить там.

Но СССР не даёт визу,
Лифарю. Для него – удар…
Лишь через три года приедет,
Он всё равно тогда в Москву.

1961 год
И там тайком в Киев приедет,
Но под контролем КГБ.
По городу он там походит,
Проведал и родной свой дом.

А на родительской могиле,
Он на колени тогда встал,
И очень сильно там рыдая,
Сказал такие там слова:

«Это я, ваш Сергунчик, я танцевал во всём мире, но вы,
Самые близкие мне люди, никогда этого не видели»

15 – 16 декабря 1986 года
В ту ночь танцор великий умер.
В Париже похоронен он.
На русском кладбище положат,
На Сент – Женевьев – де – Буа.



               


Рецензии