Маятник времени в лирике Надежды Бесфамильной

Кто-то теперь и не вспомнит, что собственно было с ним  24 апреля 2013 года, а вот мне лично этого дня и не забыть. Он навсегда отмечен белым камнем в моей собственной жизни, потому что именно в этот день мы встретились  в передаче «Вечерние стихи»  с Никитой Брагиным – это уже эпохальная встреча, которую я лично ждала, потому что читала, любила его удивительные строки раньше.  Но  там была и Надежда Бесфамильная – первое знакомство, как первая любовь – не забывается никогда.

И вот представьте себе на фоне мощного Никиты – этой поэтической глыбы, по-другому и не скажешь, появляется хрупкая невероятно обаятельная  дама с  не громким, но  очень сильным голосом. Так читают стихотворения только поэты, но мне лично другого чтения и не нужно, все актерское отступает на задний план. И с первых нот,  с первых строк ты уже во власти  этого поэтического мира. Подчеркиваю, это была первая  встреча, если я что-то и читала накануне, то это не в счет. А скорее всего, и не читала, потому что хотелось услышать, а потом уже погрузиться в текст на бумаге.

Тогда  в репортаже  больше внимания пришлось уделить критике, которая была какой-то невероятно агрессивной и жестокой. Такое случалось, иногда все летит мимо – они хвалят или молчат, иногда все в точку, все прекрасно, но тут и начинает артиллерия бить по своим.  Слово «свои» в данном контексте не мои лично, а именно настоящие  ПОЭТЫ, и тогда понимаешь, что  что-то сильно перепуталось в нашем мире.

 Может быть, это не так и плохо, ломается слабый, сильный только закаляется, как было с Мариной Шапиро, если бы не господин Арутюнов, то возможно, мы никогда бы и не узнали ту Марину, которую знаем и любим с той самой передачи. И она бы не сделала столько для нас для всех. Но все же, все же доставаться должно по заслугам, и не надо вносить смуту в душу тех слушателей, которые не  очень во всем разбираются, не определились, понимают, что перед ними филологи, которые якобы больше знают. И как бывает у нас, вроде бы и не согласен, но им виднее.

Так мы можем потерять не  Никиту Брагина и не Надежду, а тех, кто  близок, но сомневается в своих способностях, ведь люди, наделенные даром,   часто сомневаются в себе, это бездарности не ведают сомнений.

Но к запискам о том  вечере и о Надежде, это то, что я запомнила тогда, и сделала зарубки на память

24 апреля 2013 года

И вот появилась  Надежда Бесфамильная, по которой артиллерия критики  ударила, на мой взгляд, больнее, чем по всем остальным.

Сразу вспомнилось, как расправлялся  с Мариной Шапиро Сергей Арутюнов, сотворив в своих высказываниях  эротических миф о милом, прелестном стихотворении. Это был первый случай, когда можно было убедиться в том, что может породить  критика, если отказывают тормоза…

На этот раз звучала удивительная вязь стиха, ажурное плетение, поразившее даже некоторых безымянных гостей из чата, которые в высказываниях не стесняются.. Знаменитая фраза Станиславского: «Не верю» - прозвучала неожиданно странно. Ощущение после критики было такое, как у Блоковской героини из того самого «Демона»:

Дрожа от страха и бессилья,
Тогда шепнешь ты: отпусти...
И, распустив тихонько крылья,
Я улыбнусь тебе: лети.

И под божественной улыбкой,
Уничтожаясь на лету,
Ты полетишь, как камень зыбкий,
В сияющую пустоту...

Такое случается порой, но в адрес Надежды критика была явно несправедлива.
 Конечно, стихотворение «Записка Саше»,  непростое, но если мы что-то не так понимаем, не принимаем в таком варианте, как  дарит нам автор, то это вовсе не  дает нам право ставить на нем крест, и заодно и на всех других текстах автора. Но вот синдром Арутюнова остается в студии, к сожалению. Очень надеюсь, что Надежда,  не в первый раз публично выступающая, со временем примет это только как досадное недоразумение, тем более слушатели все слышали, и, к счастью, у нас есть и свое мнение по этому поводу.

А мне из многих великолепных стихотворений Надежды, еще до передачи запомнилось вот это:

И маятник времени в сканевом серебре

Надежда Бесфамильная

...И маятник времени в сканевом серебре
Устанет в полярные стороны день качать,
Она ему будет рассказывать о себе,
Помешивать ложечкой в чашке зелёный чай.

Он будет тянуть по глоточкам её рассказ,
Чаинки смущенья вылавливать из неё,
Дивиться немного восточному крою глаз,
Сквозь свитер разглаживать взглядом на ней бельё

И силиться вспомнить, в какой из прошедших эр
Вдыхал уже запах влекущий её волос
За вечность до «Красной Москвы» и «Коко Шанель»
...Она не ответит на этот его вопрос.

Она и сама не припомнит, когда и где
Из атомных звеньев составленный свой браслет
Он на руку ей и на память тайком надел,
И косточка на запястье не даст ответ.

А скань серебра ближе к ночи покроет чернь,
Сужая пределы тенями обитых стен,
Он формулу чая зелёного на плече
Наколет ей подбородком, небритым день.

Вживлённый под кожу, чужими неодолим,
Их маятник стронется с точки, едва толкни,
Похоже, что правильно в школе когда-то им
Пятёрки по химии ставили в дневники.

А здесь можно послушать песню на эти стихи.
Музыка: Сергей Митрофанов. Исполняют: Сергей Митрофанов и Инна Тхорик

http://stihi.ru/2012/03/28/40

Уникальное повествование, которое воскрешает в памяти знаменитый фильм «Мужчина и женщина».  Я его посмотрела совсем недавно, а до того момента слышала только восторги наших мам и бабушек по поводу этого фильма, и все время сожалела о том, что нет у нас в поэзии такой вот  возможности передавать чувства, полутона, нюансы отношений.

Когда стихотворения такого плана не звучат в передаче, то кажется, что они и не написаны. По поводу Надежды могу сказать,  что она редкое исключение, -потому что у нее такие  стихотворения есть. Конечно, после незамысловатых откровений Вики Май, их можно не услышать и не расслышать, но они есть, и это очень радует.

В первый раз ловлю себя на том, что пишу и не могу остановиться, так много хочется сказать.
№№№№№№№№

Это на самом деле была самая большая и самая подробная статья в 2013 году,  и очень рада, что  та атмосфера никак не изменила ни поэтику Надежды, ни  ее желание стоять у микрофона.

Один из мужей не слабых помнится, сказал в тот вечер, когда я спросила о впечатлении:

-Меня бы после такой передачи увезли в психушку.
Точнее и не скажешь.

Но что еще удивительнее,  и сегодня, через 6 лет я начала бы анализ творчества Надежды именно с этого стихотворения.  Оно не  меняется, не стареет. Хотя мы сами прожили не  маленький отрезок времени, многое изменилось и в реальности,  и в нашей личной жизни. Фильм «Мужчина и женщина» уже помню не так ясно, тогда только посмотрела накануне. Но тема –то вечна – случайная не случайная встреча в поезде, мчавшемся на север. И очень тонкими штрихами нарисовано все, что происходит между людьми,
Удивительный образный ряд и порядок слов, запахи, звуки, приметы и чувство влюбленности. Многие ли из нас могут передать это так точно, даже если ощущали и переживали?

Что остается после прочтения?  Воспоминания  о  таких  встречах,  светлая печаль  и ощущение, что ты человек, который способен чувствовать и переживать такие   мгновения особенно остро,  и без этих эмоций жизнь бы казалась серой и унылой..

Тут  немного приглушенный вариант Пушкинского «Я помню чудное мгновение»,  хотя  произносится это не так громко, не так восторженно,  но в этом есть особая прелесть.

Как и тогда пишу и трудно остановиться, если перед глазами текст такого уровня.

Надежда переводчик по профессии, но  она еще умеет переводить с языка  чувств и ощущений,  что удается только  очень большим поэтам.

Кто-то в «Турнире поэтов» говорил о том,  что красиво, но не очень понятно,  ускользает смысл, и права Г.Седых, ускользает он от тех, кто не способен слышать, воспринимать, и вина ли это поэта. Ну как вариант, почитайте с листа, может быть это поможет.. А если уж и это никак,  посочувствовать остается бедняге. Да и кто вам сказал, что  поэзия такого уровня предназначена для всех?

Еще  одно стихотворение из этого же цикла -  только о первой  школьной любви, которое многозначительно называется «Классики» – это  и игра в детстве, знакомая каждому, и определение для  великих поэтов и писателей. И что же будет в самом тексте, какой из смыслов станет самым главным?
Классики

А помнишь, мой североглазенький,
Сидевший на соседней парте,
Как рисовали мелом классики
На чуть просохнувшем асфальте?

Под тополями и под липами -
Где раньше снег сойти успеет -
Как прыгали по клеткам лихо мы
Весь март до самого апреля.

…………………………………….
По старой банке гуталиновой
Домашней тапочкой нацелясь,
Смотрю в окно, где свет малиновый
Весны предвосхищает прелесть.

И, хоть последним словом выругай,
Североглазенький мой мальчик,
Не прыгать хочется, а выпрыгнуть
Куда-нибудь к чертям собачьим.

http://www.stihi.ru/2014/03/11/2358

Это все-таки детские забавы, воспоминания о  прекрасном беззаботном  времени, опять же  ассоциации  рождаются у каждого свои,  но это приятные воспоминания. Тут и сероглазый король  А.Ахматовой, конечно вспоминается, но идиллия обрывается внезапно, неожиданные последние строки перечеркивают  все, что сказано выше

Не прыгать хочется, а выпрыгнуть
Куда-нибудь к чертям собачьим.

Вот тот контраст,  который вдруг возвращает в реальность, и реальность не самую прелестную, приятную. Это уже наш сегодняшний день, и героиня беспощадна и ко времени и к себе. И ведь многие из нас готовы присоединиться именно к этому высказыванию.

Но  в одном из лучших стихотворении Надежды из подборки  к четверть финалу «Турнира поэтов» - она его участник и сегодня, чему я лично очень рада, потому что у вас есть возможность увидеть и услышать ее. Здесь  тоже тема летящего в ночь поезда, где как мы все знаем,  крепко спится усталым людям, даже тем, кого дома мучает бессонница.

 Крепко тебе на горошинах слов спалось
Сна, говоришь,  на перинах своих лишён?
Незасыпайка мешает,  поэтский голос?
Знаешь, где можно бы выспаться хорошо?
Эта постель называется «Дальний поезд».

Способ, проверенный  жизнью – забить на всё.
Вытянись в струнку, а хочешь – свернись в калачик…
Мчится из N-ска, на полке тебя везёт,
И чемоданы твои с бытиём впридачу.

Ляжешь  и тут же провалишься в ямку сна –
Бух и отплыли,   и сразу – стена глухая,
Вот он – твой лакомый небытия кусман,
И наплевать на соседей,  пускай бухают.

Там у них свой, невозможно какой, приват,
Ночь напролёт разговоры-объятья-склочки…
Спи, не горюй, без тебя колеса квадрат
Ровно к рассвету в стихи укатает строчки.

Через породу и примеси  бьёт родник,
С крепкого слова смывая налёты пыли…
Тронет рукой надоедливый проводник:
Всё, просыпайся, прынцесса. Вокзал. Приплыли.

Ровно причалили, даром что вкривь и вкось
Сны выгребали из мути ночной –  с устатку!
Крепко тебе на горошинах слов спалось,
Будет ли ночь на перинах домашних  сладкой...

http://www.stihi.ru/2015/12/01/6820

Я совершенно понимаю Надежду, когда  вдруг в сон врываются какие-то самые крутые строчки. И чтобы не забыть их к утру – блокнот и ручка,  как правило,  лежат около кровати. А может быть и диктофон, сегодня мы пользуемся чудесами техники.  И они повторяются, являются снова – а какой тут сон? Но совсем другое дело, когда ты в дороге.

Атмосфера передвижения по стране  в поезде особенная, хотя мы редко задумываемся, еще реже пишем о том, а  ведь это особый мир и особый путь.
Что-то подобное было у Игоря Царева, только с названиями городов и рек, с  историями его передвижения по миру, а здесь чисто личные ощущения  - выспаться, отключиться от проблем и от творчества  отдохнуть.

Погружение в сон от  начальной к конечной станции – это особое состояние души, оно длится до тех пор, пока

Тронет рукой надоедливый проводник:
Всё, просыпайся, прынцесса. Вокзал. Приплыли.

И ведь действительно все так, спится в поезде и не спится дома на перинах, потому что там от забот и хлопот не уйти. Кстати, особенно  верны эти ощущения, когда из столицы возвращаешься домой и по другому никак от усталости не избавиться,  только глубокое погружение в сон.

Но ведь о том еще надо вот так написать.. И все-таки эта дивная легкость, которая достигается только большими поэтами и чаще в женской поэзии - это ее значимая особенность подкупает всегда.

Поэтика Надежды укладывается в понятие Мимолетного, тонкого, нежного и чувствованного, но паутинка эта очень прочная, она не рвется, она окутывает наши души и не выпускает их из своих объятий.

Мимолётное
Надежда Бесфамильная

И станет первая строка под стать картине:
Уносит ветер паука на паутине -
Легко, из августа в отрыв, путём извитым,
И только вслед ему смотри, теряй из вида…

Напрасно всматривайся в даль, туда, где сгинет,
Душой во облацех витай в горчащем сплине;
Паук не виден, тонкий след не узнаётся
На бледном небе в серебре слепого солнца.

За слепью солнечной грядёт небес болото,
От светлых вод до тёмных вод так мало лёта…
До этих вод, до этих рек лети отныне -
Ты птицерыбочеловек на паутине…
……………………………………….

Но что-то там произойдёт в холодных сферах,
Обратно ветер повернёт, приблизив север,
Паук с налётами ледка коснётся кожи,
И станет крайняя строка на снег похожей.

Вряд ли мы сможем так просто понять, как это творится –  часто ясно видно у других авторов как это связывается, сшивается, склеивается, но это не тот случай.  И только иногда  в финале появляются  еще более удивительные строки.  Но ведь они оправданы развитием сюжета, как в стихотворении «Классики» 

Паук с налётами ледка коснётся кожи,
И станет крайняя строка на снег похожей.

Да и во многих других стихотворениях Надежды финал  непредсказуем, появляется какое-то преломление в сюжете, и это цепляет и заставляет дочитать, дослушать стихотворение, потому что хочется понять, а что же там будет дальше.

И если вы хотите заглянуть в финал, а потом вернуться снова к началу, то боюсь, что  ничего не будет понятно, потому что  мы двигаемся по определенному пути вместе с автором и ЛГ,  а когда есть такое движение, то  прыжки невозможны или бессмысленны.

 Правильно говорит Г.И.Седых-  поэзия прекрасных дам шагнула далеко вперед. Ведь только А.Ахматова, по ее собственному признанию, «научила женщин говорить», а  какой прогресс, и главное, не надо их заставлять замолчать. Надежду точно не надо, иначе мы лишимся той особой атмосферы,   чувственной и очень лиричной ее стороны, которая в суматохе жизни просто необходима нам всем, и даже тем, кто не понимает, возмущается, и не готов пока слушать и чувствовать.

И еще одно, если  лет через 6 даже  я снова открою ее страничку, думаю, не только новые, но и вот эти стихотворения останутся такими же любимыми, понятными и очень теплыми по своей сути, потому что  время тут не играет роли, они о том, что будет нас волновать всегда.

Время неумолимо течет, мы меняемся, и только настоящие  стихотворения не подвластны времени и переменам. А если стереть случайные черты того, что там  появится еще в жизни, то будет видно, насколько прекрасен мир  поэзии Надежды Бесфамильной.


Рецензии
Вот теперь мне стало понятно Ваше неоднократное появление на моём "Маятнике" в последние дни, Люба. Такое ощущение, что жизнь сделала виток и... нет, неправильно! - качнулась маятником из 2013 года в сегодняшний день и обратно в 2013-й вернула.
Меня после того апрельского эфира "в психушку не увезли", но психологический стресс был сильный, что и говорить. По-моему, тогда и весь экспертный совет, присутствовавший на передаче, тряхануло как следует, и внутренние разногласия там были немалые. И всё по поводу "Записки Саше". Кстати, с критикой о шероховатости одной строки я, переваривая тот эфир, согласилась и впоследствии легко переделала эту строку. Но вот по поводу эмоционального возгласа Жени: можно ли так писать о смерти близкого человека и выносить такие стихи на публику, и сейчас скажу с уверенностью - можно! Если почитать, что сейчас пишут и выкладывают на сетевых ресурсах на тему смерти, какие анатомические подробности отживания и ухода в мир иной поэтизируют! В то время как "Записка" - это всего лишь разговор с умершим другом-одноклассником и неприятие его смерти...
Но проехали, я о другом хочу сказать: Ваше эссе для меня сейчас, когда Турнир поэтов сезона 2019 выходит на этап полуфинала - отдельный балл за пределами таблицы голосования и отдельная мощная мотивация, которая поможет мне идти дальше и постараться держать марку в полуфинале, не беря во внимание того, что произойдёт после этого на голосовании.
Спасибо огромное, тронута до глубины души.

Надежда Бесфамильная   16.11.2019 00:42     Заявить о нарушении
Дорогая Надежда!!!
Ту фразу про психушку взрослого не слабого мужика помню до сих пор и поражаюсь мужеству тех, кто выходил и выходит к микрофону. И это скорее для тех, кто думает, что так легко и просто в прямом эфире рядом с критиками быть. Потому что одно дело беседовать с критиком дома, на кухне с чашкой кофе, а другое - в такой обстановке. Игорь Царев правильно сказал - Это шоу, но там ЖИВЫЕ поэты. Ваш пример оказался самым ярким, вот через 6 лет особенно хорошо видно.
Но зато какая Вы теперь закаленная. А то самое стихотрение, конечно, надо говорить, в этом и суть поэзии. И в такие моменты мы обычно начинаем мыслить стихами, по себе знаю, потому что в них концентрация значительно сильнее, в них суть, потом можно роман написать, но эпиграфом к роману станет стихотворение, и ушедшие люди, думаю, ждут от нас чего-то такого, самых главных строк, даже если они в чем-то неудачны. Женя была хороша для того самого шоу, но с поэтами она порой поступала необдуманно жестоко, это очевидно.
Вне зависимости от результатов Турнира, они могут быть каикми угодно, остаются записи и поэты, которые либо запоминаются, либо проходят без следа.
Открываю свои записки 13 года -70 процентов имен и текстов вообще ничего не говорят, никак не вспоминаются, как будто их и не было, зато остальные - это тот самый драгоценный металл, именно металл, ради которого все и затевалось. Вы уже победители..
Люба

Любовь Сушко   16.11.2019 07:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.