Неологизмы в русской поэзии Аполлон Майков

2.9. Неологизмы Аполлона Майкова

Единственный неологизм Майкова, образованный суффиксальным способом -  трелиться, находим в его стихотворении «Импровизация» (1856):

     Далёко ТРЕЛИТСЯ... но каменной стопой
     Неумолимое идёт, идёт страданье,   
     И каждый шаг его грохочет надо мной...
               
Неологизм трелиться можно передать выражением «слышится трель». Новое слово образовано  от известного глагола трелить, означающего «петь с трелями, делать или издавать трели» (23,38) и встречавшегося ранее в русской поэзии :

     Над берегом, в тени раскидистых ветвей,
     И трелил, и вздыхал, и щелкал соловей.
         Языков. «Вечер» (1826)
                [960]   

Существительное трель, означающее переливчатый, дрожащий звук (23) вошло в русский язык из французского (trille, tril) или из итальянского trillо, trillare, что означает дребезжать (23,159).
Это существительное использовал Фофанов в стихотворении «Нет, не зови меня! Нет, друг мой, не зови…» (1887):

     Нет, не зови меня! Нет, друг мой, не зови
     Из мира светлых чар и царственной любви…
     В нем все знакомо мне, все мило с колыбели –
     И звучных соловьев раскатистые ТРЕЛИ,
     И розы белые, и белые стихи…

Отсутствие других подобных неологизмов в поэзии  Аполлона Майкова  с лихвой возмещается ногочисленными новыми сложно-составными  обзованиями, на которые можно обратить внимание прочитав в  «Книге отражений» Иннокентия Анненского очерк о поэзии Майкова и её педагогическом значении (534).  Перечислим соотетствующие примеры таких новообразований в алфавтном порядке:

ЗЕЛЁНО-ТЁПЛЫЕ

     Быть может, на брегу ЗЕЛЁНО-ТЁПЛЫХ вод,
     Под тенью мАслины, густым плющом увитой,
     Доверчиво ему внимаешь ты - и вот
     Моя любовь и я - тобою всё забыто!..
          «Цинтии» (1841)

Кстати, мы произносим теперь не мАслины, а маслИны.

ЛИЛОВО-СРЕБРИСТЫЕ
                [961]   
     Кисти ты бросил, забыл о палитре и красках,
     Проклял ты Рим и ЛИЛОВО-СРЕБРИСТЫЕ горы...         
           «Художник» (1845)

МИРОДЕРЖАВНАЯ

     И лишь для резвого Эрота
     У жизнедавца и отца
     МИРОДЕРЖАВНАЯ забота
     Спадает с грозного лица.
          «Утопист» (1857)

МНОГОМЯТЕЖНЫЙ

     Всё кровь... А тут - покой кругом!
     Главу обитель вознесла,
     Что тихий остров на мирском
     МНОГОМЯТЕЖНОМ море зла...
          «Упразднённый монастырь» (1860)
               
РУМЯНОРОЖИЙ

     И силён РУМЯНОРОЖИЙ
     На споткнувшемся осле.
          «Барельеф» (1842)

СКВОЗЬСОННЫЙ
                [962]   
     ... И Лора горюет,
     Тщетно гадая, о чем ты тоскуешь, и смотрит
     В очи тебе, и порой ловит бред твой СКВОЗЬСОННЫЙ.
           Там же.

СНЕГОВЕНЧАННЫ

     И Апеннин верхи СНЕГОВЕНЧАННЫ,
     Шум мутных рек, бесплодные поля,
     И, будто нищий с ризою раздранной...
          «Campagna di Roma» (1844)

СЛАДКОСОЧНЫЙ

     Листьем душистым, плодом СЛАДКОСОЧНЫМ обвесит.
          «Приапу» (1840)
               
СМУГЛО-ПАЛЕВЫЙ

     Хозяйка стройная, с блестящими очами,
     Со СМУГЛО-ПАЛЕВЫМ классическим лицом...
          «Всё утро в поисках, в пещерах...» (1845)

СРЕБРОЗВОНКОЙ

     Иль нектар выжимал, смеясь, своей ручонкой
     Из золотых кистей над чашей СРЕБРОЗВОНКОЙ...
          «Вакх» (1840)
                [963]   
СЕРЕБРОКРЫЛЫЙ

     Над ним кружит,
     Жужжит, звенит,
     Блестит, сверкает
     И вверх и вниз
     Блестящий рой
     Жуков и пчел;
     СЕРЕБРОКРЫЛЫХ
          «Пан» (1869)

ТЁМНОПУСТЫННЫЙ   

     У входа тайного в свой грот                ТЁМНОПУСТЫННЫЙ               
          «Всё думу тайную в душе моей питает...» (1840)
               
ТЁМНОЦВЕТНЫЕ

     И там, в урочный час, с улыбкой уст приветных,
     В венце дрожащих звезд и маков ТЁМНОЦВЕТНЫХ,
     С таинственных высот, воздушною стезей,
     Богиня мирная, являясь предо мной…
          «Сон» (1839)

ЧЕРНОКУДРЯВОЙ

     Лохмотьями прикрыт, полунагой,
     Глаза как смоль и с молниею взгляда,
     С ЧЕРНОКУДРЯВОЙ, смуглой головой,
     Пасет ребенок коз пугливых стадо.
          Там же.
                [964]   
ШИРОКОБЕЖНЫЙ

     Чтоб дух мой крепнуть мог в борении мятежном
     И, крылья распустив, орлом ШИРОКОБЕЖНЫМ,
     При общем ужасе, над льдами гор витать,
     На бездну упадать и в небе утопать.
           «Раздумье» (1841)





Примечание: Этот раздел из работы "О литературных нормах в русской поэзии".


СНОСКА К ДАННОМУ РАЗДЕЛУ:

534. См. Иннокентий Анненский. Книги отражений.// А.Н. Майков и педагогическое значение его поэзии. - Москва: Наука, -1979.


Рецензии
Однако, интересно звучат неологизмы.
Для поэтов многое позволительно.

Духъ Поэта   08.11.2019 20:55     Заявить о нарушении