Парцелляция

Фигура стилистическая,
Ин-то-на-ци-он-на-я,
В паузах ритмическая,
В значениях логическая,
А в тексте, в речи, как всегда,
Ин-но-ва-ци-он-на-я!
Разделит предложение
На несколько отрезков.
И все самостоятельны
В принятии решений.
У каждого - своя нагрузка,
У каждого - свои движения.
И каждый из отрезков -
Одно из предложений.
Поскольку инновации-
Это те же авторы, -
Их предложения построены ,
По смыслу, интонации,
И соблюдать настроены
Все знаки пунктуации.
Есть паузы меж ними,
Чтоб разделить их в тексте, -
Обычно «точки», есть другие,
Где смысл с эмоциями вместе:
   «А ночь. Растёт. В глазах. Обсерваторий.
   Сплошной туман. За пять шагов - ни зги
   Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
   Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть.
   И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
   Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись.»
   (П.Г. Антокольский);
   «Но шла Россия. Шёл литейщик, пахарь,
   Боец, подвижник. Тяжко, трудно шёл.
   Неодолимо шёл! К социализму!»
  (Г.А. Шенгели);
   «А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,
   Откуда моды к нам, и авторы, и музы:
   Губители карманов и сердец!
   Когда избавит нас творец
   От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
   И книжных и бисквитных лавок!»
  (А.С. Грибоедов);
   «... Но горы близко.
   И снег на них. Мы время проведём
   У печки. В Имеретии. Зимою.
   Как в Переделкине, как под Москвою.»
  (В.М. Инбер);
  «Боюсь гостиниц. Может потому,
  Что чувствую, что в номере когда-то
  Остаться мне случится одному.
  Навеки. В самом деле. Без возврата.»
  (Е.М. Винокуров);
  «Ночь, улица, фонарь, аптека,
  Бессмысленный и тусклый свет.
  Живи ещё хоть четверть века -
  Всё будет так. Исхода нет.» (А.А. Блок).

Порою Парцелляция
Способна в интонациях
Активно поучаствовать
В непринуждённой речи.
Она проста, жива и безупречна:
  «Об детях забывал! Обманывал жену!
  Играл! проигрывал! в опеку взят указом!
  Танцовщицу держал! и не одну!
  Пил мёртвую! не спал ночей по девять!
  Всё отвергал: законы! совесть! веру!»
  (А.С. Грибоедов).

С Парцелляцией случается,
Когда она в своём творении
К основе смысла прикасается
В ином стихотворении:
  «Но если ты, случится как-нибудь,
  По глупости, по молодости ранней,
  Решишь податься на постыдный путь,
  Забыв о чести, долге и призванье:
  Товарища в беде не поддержать.
  Во чьё-то горе обратить забаву.
  В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.
  С недобрым другом поравняться славой, -
  То прежде ты - завет тебе один:
  Ты только вспомни, мальчик, чей ты сын.»
  (А.Т. Твардовский).
К Парцелляции относим
Всю мелодику, по нотам.
При прочтении стиха
По коротким строкам.
И слоговая есть она.
Пар-цел-ля-ци-я:
  «А вы знаете, что у,
  А вы знаете, что па,
  А вы знаете, что пы,
  Что у папы моего
  Было сорок сыновей.» (Д. Хармс);

  «Ша-

  Гай

  Круче!

  Целься

  Луч-

  ше. »

  (В.В. Маяковский).

В литературе Парцелляция -
Фигура мелодики речи.
Всё больше удивляет нас -
Похожего не встретишь:
  «Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет.»
  (В.М. Шукшин);
  «С девушкой он вскоре поссорился.
  И вот из-за чего.» (Гл. Успенский);
  «У Елены беда тут стряслась. Большая.»
  (Ф.И. Панферов);
  «Флёров - всё умеет. И дядя Гриша Дунаев.
  И доктор тоже » (М. Горький);
  «Митрофанов усмехнулся, помешал кофе.
  Сощурился.» (И.И. Ильина)


Рецензии