Синтаксический параллелизм

Одинаковое расположение
Сходных членов предложения
Вплоть до отдельных слов
В смежных предложениях
Текста прозаического, речи,
Стихотворных строк иль строф.
Такое построение
Соседних предложений,
Идущих рядом, параллельных,
Называют термином одним -
Приёмом стилистическим,
А если быть точнее с ним,
С «приёмом» этим...как его?
Бери словарь, ищи на -изм.
Нашёл! Название его
Синтаксический
Па-ра-л-ле-ли-зм:
   «Когда умирают кони - дышат,
   Когда умирают травы - сохнут,
   Когда умирают солнца - они гаснут,
   Когда умирают люди - поют песни.»
   (В. Хлебников);
   «Гляжу на будущность с боязнью,
   Гляжу на прошлое с тоской.»
   (М.Ю. Лермонтов);
   «Алмаз шлифуется алмазом,
   Строка диктуется строкой.»
   (С. Поделков);
   «В синем небе звёзды блещут,
   В синем море волны хлещут;
   Туча по небу идёт,
   Бочка по морю плывёт.» (А.С. Пушкин);
   «Жёлтый пар петербургской зимы,
   Жёлтый снег, облипающий плиты...»
   (И.Ф. Анненский);
   «Я звал тебя, но ты не оглянулась,
   Я слёзы лил, но ты не снизошла.»
   (А.А. Блок);
   «Твой ум глубок, что море.
   Твой дух высок, что горы.»
   (В.Я. Брюсов);
   «Когда идёшь по снежным гребням ты,
   Когда по грудь ты входишь в облака, -
   Умей глядеть на землю с высоты!
   Не смей глядеть на землю свысока!»
  (С.Г. Островой);
   «Познай, где свет, -
   Поймёшь, где тьма.» (А.А. Блок);
   «Что ищет он в стране далёкой?
   Что кинул он в краю родном ?»
   (М.Ю. Лермонтов).

Где есть прямой П., там и другой есть П.,
Горбатым быть не обязательно,
Сегодня он иной - обратный, не кривой,
А просто - отрицательный.
Параллелизм весь такой -
Он и прямой, и обязательный.
Сегодня он построен, тем не менее,
На отрицательном сравнении:
    «То не ветер ветку клонит,
    Не дубравушка шумит,
    То моё сердечко стонет,
    Как осенний лист дрожит.»
   (Народная песня)

Но то сегодня, а вчера,
Без всяких объявлений,
Он сообщил нам: не различия
В связях признаков явлений
Он обнаружил, как всегда,
А признаков их совпаденья!
И тот пример нам показал,
Как мысли подтвержденье:
   «Не стая воронов слеталась
   На груды тлеющих костей,
   За Волгой, ночью, вкруг огней
   Удалых шайка собиралась.»
  (А.С. Пушкин).
Начальный ход Параллелизма, -
Притчи, песни из народа,
Потом связался с Библией -
Псалмы пел за порогом,
Потом прибился к Атеизму.
Потом в поэзию... за -изм,
Потом сменил позицию на «ком-»,
И в тоне он композиционном
Словестно-ритмо-звуковом:
   «Ах, кабы на цветы не морозы,
   И зимой бы цветы расцветали;
   Ох, кабы на меня не кручина,
   Ни о чём-то бы я не тужила.»
   (Народная песня);
   Образ поэтически единый!
   «Забором крался конокрад,
   Загаром крылся виноград.»
   (Б.Л. Пастернак).
Параллелизм словесно-звуковой!
   «Когда волнуется желтеющая нива
   И свежий след шумит при звуке ветерка <...>
   Когда, росой обрызганный душистой,
   Румяным вечером иль утра в час златой <...>
   Когда студёный ключ играет по оврагу
   И, погружая мысль в какой-то смутный сон <...>.»
   (М.Ю. Лермонтов);
Но часто замечаем мы,
Как Параллелизм творит,
Живёт по принципу Анафоры:
   «Я тот, которому внимала
   Ты в полуночной тишине,
   Чья мысль душе твоей шептала,
   Чью грусть ты смутно отгадала,
   Чей образ видела во сне.
   Я тот, чей взор надежду губит;
   Я тот, кого никто не любит;
   Я бич рабов моих земных,
   Я царь познанья и свободы,
   Я враг небес, я зло природы...»
   (М.Ю. Лермонтов)
Параллелизм опять спешит к Анафоре.
   Чтоб сразу не ушла в отказе,
   Он прихватил с собою амфору.
   Ей нужно в каждой фразе,
   В её начале сказать Разве, Разве, Разве:
   «Базарову все эти тонкости непонятны.
   Как это, думает он, подготовлять и
   настраивать себя к любви? Когда
   человек действительно любит, разве
   он может грациозничать и
   думать о мелочах внешнего изящества?
   Разве настоящая любовь колеблется?
   Разве она нуждается в каких-нибудь
   внешних пособиях места, времени
   и минутного расположения,
   вызванного разговором ?»
  (А.Ф. Писемский)

В конце Анафора спросила:
-Ну и зачем тебе повторы
В начале предложений?
-Конструкции есть новые,
В меру синтаксические, -
Параллельные они. Тебе спасибо!


Рецензии