Инверсия
Членов предложения,
Перестановка
Смежных слов,
Разъединенье их
И постановка вновь
В порядке уж ином,
Не в том, - обычном
И «естественном»,
А в образно другом, -
Ин-вер-си-он-ном!
И прозвучать по-новому
При новой [ремы] встрече
Тех же слов и образов
В том же предложении,
С целью усиления
Вы-ра-зи-тель-нос-ти
В экспрессивной и
Эмоциональной речи!
Задача впрямь тактическая,
Но знаем мы из следствия,
Что всё-таки, Инверсия -
Фигура стилистическая!
А каковы последствия?!
Вот материал фактический:
«Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа...»
(А.С. Пушкин);
«Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики...»
(М.Ю. Лермонтов);
«Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням.»;
«И смертью чуждой сей земли
Не успокоенные гости.»
(А.С. Пушкин).
Приведём примеры, где
Члены предложения
Сменили отношения:
Кто обычно первым был
В тексте стал вторым!
Кто, по нашей версии,
В «теме» по Инверсии
Был вторым - стал первым!:
«Нет, не вьются там по ветру чубы,
Не пестреют в степях бунчуки...»
(А.А. Блок);
«Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.»
(А.С, Пушкин);
«Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом...»;
«Были все готовы
Завтра бой затеять новый.»
(М.Ю. Лермонтов).
И обстоятельства,
А с ними дополнения, и что они,
Вдруг, встали пред словами,
Относятся к которым?
Мы знаем ведь, по правилам,
Всегда стояли после них!
«Сначала очень была огорчена.»
(А.С. Пушкин);
«Мы щуку с яиц согнали,
Мы Волгу толокном замесили.»
(Салтыков-Щедрин);
«Из гроба тогда император,
Очнувшись, является вдруг...»;
«Трудами ночи изнурён
Я лёг в тени...» (М.Ю. Лермонтов).
«Из сырости и шпал
Россию восстанавливаю.»
(М. Цветаева).
А тут определения,
Стоящие пред словом,
С Инверсией оторопели,
И встали после слова:
«В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.»
(А.С. Пушкин);
«Над ухом шепчет голос нежный,
И змейкой бьётся мне в лицо
Её волос, моей небрежной
Рукой измятое, кольцо.»
(Я.П. Полонский);
«Вышел месяц ночью тёмной,
одиноко глядит из чёрного облака
на поля пустынные, на деревни
дальние, на деревни ближние.»
(А. Неверов).
«Несметными ты кладами богат»
(Гёте И.В.).
А эмфатически Инверсия
Готова выделять в стихе,
Иль фразе, в любом месте
От одного до нескольких
Важнейших слов
В любом из их контексте:
«Сравнится ль что в моих стихах
С нежнейшей матери слезами?»
( В.А. Жуковский).
Инверсия везде, всегда
Логикой своей сильна:
Между двух понятий:
«данным», «темой» -
«новым», «ремой»,
Выбираешь ты... (?!)
Первое - последнее:
Выбираешь «новое»,
Выбираешь «рему»!
(это не для школьника, -
для студента тема).
***
Больше, чем всегда,
«Звука ждала она...»,
И всё меньше, иногда,
Она ждала звука.
Ты ведь знаешь, что она
Инверсией украшена!
А как звучит по-вашему?
«Чего ждала эта тёплая,
Эта заснувшая ночь?
Звука ждала она...»
(И.С. Тургенев).
Так же и по-нашему:
Инверсия Тургенева
В конце сего творения
Впредь «данным», «темой»
И прочему всему
Представила нам «новое»,
Представила... «рему».
Концовка прозвучала,
Ну, явно по-иному, -
Никто не знал сначала
Предмета к разговору.
Ответит нам Инверсия,
Что значит «по-иному»?
- А значит то, что «впереди»,
А где и «как» и«почему»
Ты в «Правилах» смотри:
Там я, - «вперёд», «назад»,
«в конце»и«впереди»!
«Обычным» фразам говоря,
Что я и есть «рема»!
А если популярно, -
Всех перестрою справно!
«Гораздо интереснее
оказались морские коньки.»
(В.П. Катаев)
(Убежало подлежащее
В предложении в конец.);
«Сметливость его
и тонкость чутья
меня поразили.» (А.С. Пушкин)
(Сказуемое в предложении
Туда же движется - в конец.);
«Досадно было, боя ждали.»
(М.Ю. Лермонтов);
(Тут дополнение на первом месте,
Признаться, мы не ожидали!);
«Ослепительно-яркое
Вырвалось из печи пламя.»
(Ф.В. Гладков);
(Определение, вдруг, вырвалось вперёд,
Родное слово покидая.);
«Все уговорились держать себя
С нею при Степане Михайловиче ласково.»
(С.Т. Аксаков);
(Обстоятельство образа действия
Отвязано действует как-то...всё).
А дальше так же обстоятельства
С Инверсией в конец...!
«Да, мы дружны были очень.»
(Л.Н. Толстой);
«Тут сгорел мой приятель со стыда.»
(И.С. Тургенев).
Инверсию, как стил. фигуру, отличает
Экспрессия, экспрессия, экспрессия...
«С ужасом думала я, к чему всё это ведёт!
И с отчаянием признавала власть
его над моей душою.» (А.С. Пушкин);
«Вывели лошадей. Не понравились
они мне.» (И.С. Тургенев);
«Ведь он друг был мне.» (Л.Н. Толстой);
«Руку мне подал на прощание.»
(А.П. Чехов);
«Обеды задавал он отличные.»
(И.С. Тургенев);
«Изумительный наш народ.»
(И. Эренбург);
«Душа к высокому тянется.»
(В. Панова);
«За два года, прожитых здесь,
Вчера превратилось в завтра.»
(И. Бродский).
Инверсия звучит подчас
И в ритмике, и мелодично:
«Минул день. Укатился другой
за хребты ледяные.»
(А.А. Бестужев-Марлинский).
Порой так просто архаично:
«Государь мой, читал он, -
Александр Васильевич!
Сколь прискорбно мне
Ваш мирный покой тревожить...»
(Э.Г. Багрицкий).
Согласно нашим Правилам,
Другим возможным Положениям
Сказуемое инверсировали
В конец, до точки, предложения!
Сказать приятно нам, что, без сомнения,
Инверсия - удачный стиль творения.
Свидетельство о публикации №119110602185