Занятие 8. Аритмия в дактиле

Дактиль не очень распространённый размер, но и в нём, встречаются аритмичные строки. Аритмия – это сбой ритма, нарушение размера в одной или нескольких строках стихотворения.
Чтобы предупредить или устранить это нежелательное явление необходимо хорошо представлять всё разнообразие дактилических размеров. В этом поможет следующая таблица, приведённая выше.

Итак, количество слогов в строке дактиля определяется количеством стоп в строке и видом рифмы.Наличие необходимого количества слогов в строке – необходимое, но вовсе не достаточное условие сохранения выбранного стихотворного размера. Размер соблюдается тогда, когда имеет место чёткое чередование безударных и ударных слогов. В дактиле под ударением оказываются преимущественно первые слоги, или следующие слоги строки, считая слева направо: 1, 4, 7, 10, 13, 16 . В отдельных стопах реальных стихов, написанных дактилем,  на теоретически безударных слогах могут стоять сверхсхемные ударения, но при этом ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться преимущественно на первых слогах стоп (некоторые стопы могут быть безударными). В противном случае возникает аритмия, условно говоря, первого рода. Аритмия возникает как при недостатке хотя бы одного слога в строке (аритмия второго рода), так и при их избытке (аритмия третьего рода).
Фрагменты стихов c портала «Stihi.ru» мы приводим без указания имен их авторов, поскольку большинство из них оперативно устранили недочёты, имевшиеся в стихах.
I. Достаточно распространённая причина аритмии  в дактиле – смещение ударений значащих слов строки (при заданном числе слогов строки) с первых (ударных) слогов стоп на их безударные слоги.
1. Начнём с примера аритмии в трёхстопном дактиле (в каждой строке по 8 слогов и женские рифмы):
Дайте народу свободу              /--  /--  /-
Пусть в ней все перегрызутся. -??  --- /-
Как видно из схемы ударных и безударных слогов, в первой строке  безусловный дактиль. В начале второй строки дактиль не складывается.  Первая стопа начинается с безударной частицы «Пусть», значит это уже не дактиль. Второй и третий слоги являются ударными. Но что это: амфибрахий или анапест?  Вторая стопа вообще безударная. Это связано с тем, что в глаголе, состоящем из пяти слогов, ударение приходится на четвёртый слог. Заметим, что в коротких строках нецелесообразно использовать длинные слова, поскольку на оставшиеся слова приходится слишком мало слогов. Эта строка нуждается в кардинальной правке.
2. Вот строка из стихотворения, написанного четырёхстопным дактилем, содержащая женскую рифму и требуемые 11 слогов:
«Я вновь перелистываю страницы» /+-  -/-  --- /-
Дактилические в ней только первая и последняя стопы. Вторая стопа амфибрахическая, а третья – безударная. Почему так произошло? Во многом из-за длинного глагола «перелистываю», занимающего 6 слогов из 11. Между тем есть более короткий глагол «листаю». Местоимение «Я» в этой строке не обязательно, поскольку глагол показывает, кто осуществляет действие. А вот указать, как именно герой листает страницы желательно. С учётом всего этого получаем: «Вновь восхищённо листаю страницы». А это уже безусловный дактиль: /--- /--- /--- /-     .
3. Аналогичный случай: «Как королева, осень красивая». В строке 11 слогов,  но 4-х стопного дактиля нет: ---  /-?  --/ --  .  В первой половине строки на один слог меньше требуемого. Из-за этого ударение в слове «осень» смещается с 7 слога на 6. Конец строки, наоборот, на один слог длиннее из-за неуместного дактилического окончания строки. Корректировка строки позволяет восстановить её размер: «Как новобрачная, осень красива»  ---  /-- /--  /-   .
4. Дактиль может быть и разностопным: в нечётных строках одно количество стоп, а в чётных - другое.
Гаснут последние искры надежды.
Счастья задуло свечу
Мыслью-отравой: «Не будет как прежде!»..
Фразой «Я не полечу»
В последней строке вместо трёхстопного дактиля имеет место 4-х стопный хорей. Это произошло из-за того, что местоимение «Я», на которое падает ударение, оказалось  на 3 слоге (/-  /-  --  /), а не на четвёртом, как должно быть в дактиле.
Скорректируем две последние строки, и дактиль в последней строке восстановится:
Фразой-отравой: «Не будет как прежде.
Милая, я не лечу!»   /--  /--  /


II. Гипометри́я – недостаток слога в строке. Если в какой-либо стопе не хватает одного слога, то все последующие слоги строки смещаются влево и ударные слоги оказываются на теоретически безударных местах строки. Это и приводит к аритмии.
1. Вот четверостишие, написанное 3-х стопным дактилем (в нечётных строках по 8 слогов и женские рифмы, в чётных строках по 7 слогов и мужские рифмы):
«Птицы и звери подходят
Пить по утрам к берегам,
Как хорошо на природе,
Воздух и свеж и прян.»    /-- /- / .
В последней строке всего 6 слогов, дактилическая лишь первая стопа, далее следуют хореические стопы. Кроме того, окончания второй и последней строки не образуют рифмы. Строку необходимо кардинально редактировать: «Мерно качаться буйкам» /-- /-- /  .
III.Гиперметри́я – лишний слог в строке. Если в какой-либо стопе лишний слог, то все последующие слоги строки смещаются вправо и ударные слоги оказываются на теоретически безударных местах строки. Это и приводит к аритмии.
1. Вот примеры строк из стихотворения, написанного 4-х стопным дактилем: в нечётных строках 11 слогов и женские рифмы, в чётных слогах 10 слогов и мужские рифмы. Однако в строке: «Сквозь тонкие ветви рукой пианиста» вместо 11  фигурирует 12 слогов, и строка оказывается четырёхстопным амфибрахием: -/- -/- -/- -/- . Для устранения аритмии нужно скорректировать начало строки, ведь в дактиле ударение должно приходится на первый слог первой стопы, а на союзе «Сквозь» как на служебном слове ударения нет. Автор изменил начало строки, и размер восстановился: «Веток коснувшись, рукой пианиста» /--  /--  /--  /-   .
     Далее в этом же стихотворении, в строке: «Искоркой вспыхнет бриллиантовый свет» вместо 10 слогов было использовано 11 слогов. Начало строки дактилическое: «Искоркой вспыхнет бри–   /-- /-- , а конец амфибрахический: – ллиантовый свет» -/- -/  . Для восстановления дактиля надо было либо скорректировать начало строки: «Искрой мелькнёт бриллиантовый свет» /-- /-- /-- / , либо заменить пятисложное прилагательное «бриллиантовый» на четырёхсложное, но с ударением на втором слоге: «Искрами брызжет пронзительный свет». Автор нашёл свой вариант определения для света:  «Искрами брызжет мерцающий свет».
2. А вот пример строки четырёхстопного дактиля с дактилической рифмой. В такой строке должно быть 12 слогов. Но автор использовал в ней 13 слогов: «И мат сам собой невзначай вырывается». В результате, планировавшийся дактиль превратился в 4-х стопный амфибрахий: -/+  -/-  -/-  -/-  -   . Почему так произошло? Дело в том, что лишний слог «И» находится в самом начале строки. По этой причине ударные слоги последующих слов сместились на одну позицию вправо и вместо характерных для дактиля ударных слогов №№ 1, 4, 7, 10, ударными стали слоги 2, 5, 8, 11.  А такой набор ударных слогов присущ 4-х стопному амфибрахию. Как же подправить строку? На первый взгляд, достаточно убрать лишний союз «И». Но здесь необходимо учесть, что словосочетания «сам собой» и «невзначай» тавтологичны, т. е. по смыслу дублируют друг друга. Поэтому начало строки нуждается в более существенной корректировке: «И невзначай мат из уст вырывается»  ---  /+-  /-- /--   .

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Найдите аритмичную строку во фрагменте стихотворения и предложите вариант её корректировки:
Я заплету незабудку в венок,
В косы пурпурный цикория цвет,
Мой добрый друг, жаль, тебя рядом нет.

Задание 2.
Переставьте слова строки так, чтобы дактиль в ней был идеальным:
«И лишь в тени воздух лёгок и сладок». 

Задание 3. По фрагменту стихотворения И. Никитина «Ехал из ярмарки ухарь-купец…»  определите стихотворный размер, найдите аритмичную строку и предложите вариант её корректировки:

Собрал он девок-красавиц в кружок,
Выхватил с звонкой казной кошелек.
Потчует старых и малых вином:
«Пей-пропивай! Поживем-наживем!..»


Задание 4. По четверостишию стихотворения Б. Ахмадулиной «Радость в Тарусе» определите его размер, найдите аритмичную строку и предложите вариант её корректировки:

Где мы берем добродетель и стать?
Нам это – не по судьбе, не по чину.
Если не сгинуть совсем, то – устать
всё не сберемся, хоть имеем причину.


Решения заданий указывайте в рецензии на данное занятие или в личном сообщении.

04.11.19


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.