Быть кавалером

Наше мужицкое происхождение всё ещё довлеет нам и над нами.
Так что даже исторически близкие культурные символы аристократии пребывают втуне – не понятые и не задействованные нами, мужланами – однажды возжелавшими стать господами.
Сколько героических фильмов, сколько пьес о благородных мужах, сколько рыцарских романов циркулирует в нашей культуре! Мы смотрим, читаем…, и до сих пор не понимаем, что значит БЫТЬ КАВАЛЕРОМ.
Кавалер (chevalier) — значит Всадник: Рыцарь, или Рейтар, по-немецки. Он – воин Христов, сражающийся за христианские святыни против Дьявола. Он – друг и помощник своего Сеньора, командующего в бою.
Кавалер – защитник сирот Дома Господня; милосерден к убогим страждущим слугам Дома Его.
И наконец, кавалер – поклонник Прекрасной Дамы, вдохновляющей его на подвиги во Имя Бога.

Итак, быть кавалером, или всадником, значит сидеть верхом на ездовом животном, управлять своим конём. – Обратный символ мы видим в ритуале шельмования, когда «позорника» влачат задом наперёд на осле «охлюпкой» (без седла) со связанными руками и ногами.
Быть кавалером – значит быть воином Христовым и воевать Сатану во всех его проявлениях; защищать сирот и являть милость убогим.

Это значит также чтить своего Старшего, Сеньора, и быть всегда готовым исполнить Его поручение или боевой приказ.
Кроме того, быть кавалером – значит поклоняться Прекрасной Даме, Софии, сиречь Премудрости.

Так будем же кавалерами!
И, вместо того чтобы влачиться задом наперёд на осле, которого тянет за узду безликий, не видимый нами погонщик, – как мы это практикуем теперь, – сядем прямо в седле, устремим свой взор на Сеньора, обратим к Нему слух! Будем биться с ложью и беззаконием мира! Явим милосердие ближним! Поклонимся Мудрости!

Служение Кавалера – не работа плотника; но – вдохновенный ратный труд сбережения достоинства в присутствии Сеньора.
Сыновья плотников назначены принять присягу рыцаря и родиться в Сынов Божьих. Таковы смыслы нашей Истории.
Имеющий уши да слышит!

Имеющий уши да слышит!

Но почему же на осле едет мужик, тогда как кавалер – на коне? – спросите вы. – Оба будто бы всадники?
Однако, конь – скаковое животное; тогда как осёл – тягловое! Оба животных знаменуют плоть героев нашей притчи и разную работу, которую вершат. Конь участвует в ратном труде – хоть в бою, хоть на балу, завоёвывая сердце красавицы. Осёл же занят в труде, производящем кров и питание.

A propos, что значит «задом наперёд»? Отчего так влачится дурак на осле?
Да, оттого что смотрит грешник в будущее, предполагая в нём грядущие свои услады, к которым стремится душа его. Тогда как взор Кавалера устремлён в прошлое, где изучает и осмысляет он промахи свои, слабости и прегрешения, и извлекает из прошлого уроки для лучшей организации воли своей к Служению. Грядущего же нет для него, ибо не планирует кавалер своего будущего, но обращён ухом и взором на Сеньора, ожидая повеления Его, и всякую минуту готов к смерти.
Таким образом, мужлан и кавалер, смотрят в разные стороны. Потому-то и едет мужик «задом наперёд» на своём осле!
 
Но ведь "в будущее" значит "вперёд" (!?) – возмутится читатель. А в "прошлое" – "назад"! Отчего же мужик, смотрящий в будущее, едет задом наперёд?!
Оттого, дорогой мой читатель, что направление и движение ОТНОСИТЕЛЬНЫ, как это давно известное мудрецам положение установил Галилей задолго до Эйнштейна.
 А именно, относительно Кавалера, являющегося телом отсчёта, мужик будто едет в обратную сторону.
Невинный в естестве осёл идёт прямо, как и верный Кавалер. Потому неестественное положение всадника на нём используется как символ позора и греха – искажения своей изначально безгрешной природы.

В служении рыцарском значительное место занимает куртуазная, сиречь придворная жизнь: пребывание при дворе своего Сеньора. Где дисциплина удержания себя в седле конкретизируется этикетом, тщательное соблюдение которого даёт поводы постоянной собранности, внимательности и подчинения себя Власти.
Сатана, соблазняющий нас отвязанностью, ленью и расслабленностью, высмеял этикет, объявил свободу поведения в людях, и лишил нас тем самым поля благородного благодатного труда на ниве Служения Богу через служение Сеньору; почитания Небесного Града в приличиях Двора.

Теперь нет Двора: нет и куртуазности. Но ежедневный производительный труд никуда не делся. Благодаря этому мы можем частично заместить службу «придворного» трудом «артизана» (= искусника, ремесленника).
Для этого нам нужно приветствовать всякую возможность аккуратности, точности, тщательности, вежливости, старательности в частном и публичном быту.
Не нужно избегать собранности и лишних движений, ради расслабления и покоя; не нужно, ради минимизации работы, сокращения обязанностей и удовольствия от окончания дела, избегать любого труда и готовности делать дело сию минуту и здесь максимально внимательно. Напротив, радуйтесь любой возможности потрудиться. Экономия усилий – удел простолюдина!
Тщательный труд ювелира, здесь, – лучший образец для нас.

Предел совершенства Кавалера – Кентавр. Это уже полубожественное существо, «полубог». В нём всадник и конь не разделены плотски, но соединены в одно существо.
Почему «полу -»? Потому что имярек, и будучи кентавром, не свободен от своего животного, коня.
Почему «бог»? Потому что у лошади как части кентавра уже нет своей души, своей воли и своего ума – что символизируется отсутствием конской головы.
У кентавра от лошади – только круп и ноги; а голова и руки – человеческие.
Это означает, что ум, дыхание и питание «лошадь» в составах кентавра получает от сросшегося с нею «всадника». В то время как конь кавалера пасётся на лугу, пьёт из источника, дышит своими ноздрями, и думает своей головой.
Психологически состояние кентавра отличается от такового у всадника. Имярек кентавр, в отличие от всадника, ни в чём не может полагаться на коня. Он не может отдохнуть от ратных дел, уединиться в своих мыслях, пока его конь мирно щиплет траву в речной долине. Ибо только его непрерывной героической активностью жив безголовый конь.
Совершенство Кентавра отмечено в эллинской мифологии тем, что Кентавр Хирон был наставником таких героев, как Ахилл и Ясон.
Для ясности можно поставить рядом с кентавром библейского Адама. Он стал человеком лишь после того, как в его сотворённую плоть Бог вдохнул своё Дыхание. Если соотнести плоть Адама с лошадью кентавра, то можно сказать, что после одухотворения его тварности, он из всадника, пользующегося плотью и руководящего ею, стал кентавром; или единой «душою живою», не разделённой более на «плоть» и «дух».


Рецензии