свободомыслие и эссеистика в научно-академич. сред

====
1.
незаурядность в среде академизму ..


--
(думая над жанром пришёл к любопытн.
сочетанию из серии: `эссе про эссе`).



**

порадовал учебник-хрестоматия-книга "мировая худож.культура"..
(-с таким довольно явным уклончиком в (пост)модерниззмы и т.п.)


вот одно из определений там дающихся в конце сего издания соотв.
так назыв. "специальным терминам":

академизм - (..) насаждало условн. идеализированныя образы, далёкыя от собств. жисни сюжеты,  отвлечённыя #ормы красоты.

..отвлечённое от жисни искусство.


(..)

ещё ряд любопытныхх таки слов (-понятий,определений, ..терминовв):


абстрахкциониззмъ

алавиты

алтарь

ампир

амон ра

..анимизм..*  (-хочется привести цитату: см. ниже-)

антропогенез

благовещение

бодхисатва

ваби

веды



----
*
анимиззм - энто   (..)

(.. вкл.   -  магию, фетишиззм, тотемизм..)


>>

анимиззмъ(от лат.-душа,дух) - одна из форм первобытной таки
религиозности (..верования - моё дополнен.-серхьоо) (наряду
с магиею,фетишиззмом, тотемизмом, (и др. ..окультистск.,языч.
эзотерич., - можно сказать, вещами - мой коммент. - серхьоо).
анимиззмъ предполагает:
1) веру, что души отдельн. людей продолж. сущ. после смерти.;
2) одуххотворённость сил и явлений природы. анимиззмъ в его
полном развитии включает верования в управляющие миром боже-
ства и подчинённыхх им духховв, в душу и в загробну жисньь.;
в (о)культовоей практике анимиззмъ предполагал поклонение ду
хам и богам, чтобы умилостивить таки ихх.

<<.



--
  +   определение из википедии:

>>

Аними?зм (от лат. anima, animus — «душа» и «дух» соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Анимистические представления присутствуют почти во всех религиях.

               
                Тайлор и его теория возникновения религий

Английский этнограф и культуролог Эдвард Тайлор, введший понятие анимизма в науку, понимал его и как первоначальную стадию развития религии вообще. С другой стороны, он же пытался проследить дальнейшее развитие анимистических представлений в мировоззрении высококультурных народов. Впервые же этот термин употребил немецкий учёный Г. Э. Шталь. В сочинении «Theoria medica» (1708) он назвал анимизмом своё учение о душе как некоем безличном жизненном начале, лежащем в основе всех жизненных процессов.

Тайлор полагал, что анимизм есть «минимум религии», то есть, по его мнению, любые религии от примитивных до самых высокоразвитых происходят от анимистических воззрений.

Однако накопленные данные породили ряд новых, так называемых преанимистических, или доанимистических направлений, согласно которым эпохе анимизма предшествовал век магии (Дж. Фрэзер)[3], эпоха аниматизма, одушевления всей природы (Р. Маретт, Л. Я. Штернберг), и первобытный дологический мистицизм (Л. Леви-Брюль).



<<
--
конец цитирования.





----
мои комментарии:


хм, любопытно, - архаика, ~язычество; - а зрелое таки ж  зерно - чую.
шаманиззмом таки папахиват..






====
2.
канареешность и пр. прелести толкований, интерпретаций.



**


канареешное творчество/искусство (~игрушешное,кукольное что ли как бы). достаточно устойчивое таки выражение (~идиома), - даже чуть ли не понятие, определение.


порадовал тон , тональность с какой описываются некоторые бывшие некогда (местами временами правда и сейчас встречаются - и не тока по временам, а может даже и чаще всё же чем хотелось бы..) - неприкасаемыми, отгороженными ( толстокожестью,костностью).; - по инэрции культивируемыми, - каноны некоего классициззма.  за которым довольно часто стоит  осторожность в проявлении всяческихх форм собственно самоего творчества - эхксперимента,импровиззации,игры.  а догмы,догматы - явл. забором за который спряталис все фарисеи, буквалисты, зануды, зубрилы, книжники. в общем люди - ограничивающие свой опыт, самопознание; тешащие себя только лишь уже давным давно прописными книжными аксиомами. подвергнуть некоторому сомнению которыя не хватает ни дерзости, ни фантазии - если угодно. что ж  .. `не их вина, их беда`.  так вот, в отличии от сего привычного раболепного, исполнительского подхода - главным образом там же - в кандово-академической среде;  но, в этом издании (учебника-хрестоматии-книги "мировая художеств.культура") я сразу почуял родной дух - свободомыслия., открытости., смелости (- ноты эпохи модерниззма,модерности) - если угодно.  и, в этой постмодернистски-ориентированной если можно так выразиться хрестоматии, помимо прочего  читаем определение "академизма" и "академии":  ..отвлечённое от жизни искусство (..)". в общем, так же как и я расцениваю `нонфикшн` - как соотв. более серьёзный жанр., который собств. жизненнее и ынтереснее. постмодерновый `нонфикшн`. в отличии от фантазийных., весьма условных - академических - устаревших морально и концептуально,  установок - творческыхх/искусствоведческих.  всё же творчество (лично для меня по крайней мере) - есть:  живость, натуральность, правдоподобие, убедительность, полезность. [а искусство - отобранное из творчества].
так и интереснее ж, так и посерьёзнее (..в смысле важности/=полезности) тоже.


Рецензии