Метонимия

- Скажи нам, Аполлон, - другое имя Феб,
По прозвищу, как покровитель Муз,
Живёшь теперь под кличкой Мусагет,
За метонимию в игре поставишь Туз?
- Сестре по духу, по смежности натур,
Чем вечно благодарны мы Создателю,
При интересе стилистических фигур,
За метонимию я все Тузы поставлю.
Меня, за бренностию лет... - веков,
Давно включили в имя нарицательное.
Я стал участником каких-то однородных слов,
А метонимия в стилистике -
Дама привлекательная.
Прославилась приёмчиком одним
На службе слов, предметов украшений:
Ведёт замену слова одного другим,
Смежным по значению.
(К примеру, скажет стол, вместо еда)
На смежности двух слов значений
Действует она.
Но в этих действиях её заметны
Кой-где Метафоры приметы,
Кой-где - Синекдохи, мгновения
Сравнения, Олицетворения...
Ища для смежных признаков двух слов
Достойную, приличную оправу,
Без сходства признаков, понятий и основ
Ей удаётся обрамить «предметную их пару.»
«Предметной пары» связь быть может
Меж содержимым - содержащим:
«Я три тарелки съел.
Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!» (И.А. Крылов);
«Из рук моих Ветхий Данте выпадает»
(А.С. Пушкин);
«трещит затопленная печь» (А.С. Пушкин)
 «Исступленно запели смычки...» (А.А. Блок);
(Метонимия сказала - заиграли скрипачи.)
«Ты вёл мечи на пир обильный...» (А.С. Пушкин)
(Она сказала бы: мечи - есть воины)
Отметим далее в «предметной паре»
Связь бездуховную: вещь - материал.
«Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в гранёном хрустале...» (А.С. Пушкин);
(Тут связь становится прозрачней -
Изделия из бронзы, хрусталя, фарфора - не иначе.)
«Не то на серебре, - на золоте едал.»
(А.С. Грибоедов).
Среди иных «предметных пар»
Найдём мы с удовольствием
Такую пару, как носитель свойства - свойство.
«Смелость города берёт»
(Пословица даёт ответ вперёд:
Носитель свойства есть народ,
А свойство - качество народа.)
Ещё нашли мы «пару» - «творение - творец»
«Мужик... Белинского и Гоголя
с базара понесёт.» (Н.А. Некрасов)
(тут ясно всё предельно: мужик - творение,
Писатель с критиком - творец).
Прощаясь с Метонимией богемной,
Мы приведём ещё её примеры,
Где в сложном творчестве она особо хороша!:
«Театр уже полон. Ложи блещут,
Партер и кресла - всё кипит...» (А.С. Пушкин);
«И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ.»
(М.Ю. Лермонтов);
«Контрабас пил чай вприкуску,
а флейта внакладку.» (А.П. Чехов);
«Москва поёт, огнями залита.»
(Е. Долматовский);
«Я навёл на неё лорнет и заметил,
Что мой дерзкий лорнет рассердил
её не на шутку.» (М.Ю. Лермонтов);
«Нет, не пошла Москва к нему
С повинной головою.» (А.С. Пушкин);
«Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал»
(А.С. Пушкин);
«Сюда по новым им волнам,
Все флаги в гости будут к нам» (А.С. Пушкин);
 «Но тих был наш бивак открытый.»
(М.Ю. Лермонтов);
«Плачь, русская земля! Но и гордись.»
(Н.А. Некрасов);
«Перо его местию дышит.» (А.К. Толстой);
«А в двери - бушлаты, шинели, тулупы.»
(В.В Маяковский);
«Только слышно, на улице где-то
Одинокая бродит гармонь.» (М. Исаковский).


Рецензии