Легенда о том, как возникли Солнце, Месяц и Звёзды

Эпиграф

Ингушетия! Край заснеженных горных вершин.
Ингушетия! Край цветущих пейзажных картин.
Ингушетия! Край труда и заветной мечты.
Ингушетия! Избранник счастливой судьбы.

Аслан Куазо

Предисловие

 Ингушетия. В мире есть не так много мест, где строительный гений давно ушедших поколений способен поразить воображение нашего современника. В Иордании это Петра, в Египте - пирамиды Гизы, а на Кавказе - Джейрахский район Ингушетии. Когда впервые попадаешь туда, трудно поверить собственным глазам. Повсюду, куда ни кинешь взгляд, к небу тянутся тонкие, изящные башни неземной красоты. Некоторые - поодиночке, другие - целыми городами. В «солнечных склепах» таятся загадочные мумии и страшные скелеты, а циклопические сооружения из огромных камней наводят на мысли о сказочных великанах. А еще здесь удивительная природа и щедрые, веселые, гостеприимные жители. Боевые башни сохранились во многих кавказских республиках. Они есть в отдаленных районах Дагестана, их собирают чуть ли не заново в Чечне, ими по праву гордятся в Северной Осетии и грузинской Сванетии. Но только в Джейрахском районе Ингушетии есть Таргимская котловина, в которой со всех сторон громоздятся настоящие башенные города, а отдельные «небоскребы» достигают высоты современного десятиэтажного дома. И эти каменные селения до сих пор продолжают жить. По выходным сюда приезжают равнинные ингуши - устроить пикник возле родовой башни своего семейства и привести в порядок древние камни. Летом борцы со всего мира съезжаются в котловину на турнир «Битва в горах». Пастухи ведут стада тропами, проложенными их далекими предками. Почти каждый горец зовет путешественников в гости на чай. Когда в конце XVIII века в Горную Ингушетию прибыли первые европейские исследователи, увиденное так их поразило, что они были готовы приписать башни величайшим цивилизациям - грекам или персам, но только не ингушам: настолько бедно жили горцы в те времена. Тем не менее, этот народ сотни лет поставлял соседям лучших башенных строителей. Об этом говорится в преданиях грузин, чеченцев и осетин, причем некоторые легенды сохранили даже имена строителей. За работу брали от 50 до 80 коров. Но корысть, конечно, была в этом деле не главным фактором. Мастерами восхищались, об их творениях слагали эпические песни. Наряду с народными лекарями такие люди считались священными. На них даже не распространялась кровная месть, и всякое покушение на жизнь и здоровье строителя башен каралось смертью. Ингуши (самоназв. - галгаи) - народ, проживающий в основном в Ингушетии (свыше 215 тыс. ч. по данным на 1992 г.), Чечне, Сев. Осетии. Общая численность по данным на 1995 г. составляет свыше 237 тыс. ч. Верующие - мусульмане-сунниты. Ингушский язык относится к кавказским (иберийско-кавказским) языкам (нахские языки). Письменность на основе русского алфавита.
Устное народное творчество ингушей - вайнахов включает мифы, легенды, предании; героикоэпические и исторические песни, народную лирику, пословицы, обрядовую поэзию. К несказочной прозе относятся легенды и предания. До последнего времени они не только не изучались, но и не были выделены в самостоятельные жанры. Собирателями фольклора они публиковались вместе с нартскими сказаниями и сказками. Тем более эти жанровые разновидности не разграничивались между собой. Народ воспринимает легенду и предание как свою прошлую эпическую историю. Эти два жанра связывает единый признак - «установка (действительная или как основной прием) на правдивый рассказ о действительных событиях или лицах». Если сказка вайнахов - это «повествование с установкой на вымысел», ориентирующее на то, что было или не было, то легенда и предание - всегда «правда», т. е. художественно обработанный, эмоционально приподнятый, но обобщенный факт действительности, который даже при наличии вымысла воспринимается как эпическая реальность. Многие легенды носят мифологический характер («Спор о солнце и луне», «Как возникли солнце, месяц и звезды»; значительное число их посвящено хозяйкам болезней (У-Нана), вод (Хи-Нана), вьюг (Дарза-Нана). Иногда эти хозяйки проявляют недовольство тем, что их плохо принимают, и насылают на жителей аулов болезни; по их велению исчезают озера, останавливаются реки. Можно сказать, что «легенда - созданный устно, эпический прозаический рассказ, имеющий установку на достоверность; основным содержанием легенды является нечто необыкновенное, чудесное, что и определяет обычно его структуру, систему образов и изобразительных средств». Предание можно определить как «созданный устно, имеющий установку на достоверность, эпический, прозаический рассказ, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов». Но в отличие от легенды в предании нет ничего необыкновенного, фантастического, чудесного, т. е. такого, принципиальную возможность чего нельзя допустить. Предания - более позднего происхождения. В них действуют известные чеченские и ингушские родовые предки и различные исторические деятели, например Хромой Тимур (Тамерлан). В преданиях позднейшего времени фигурируют и такие исторические личности, как царь Николай, имам Шамиль и др. В преданиях, а иногда и в легендах место действия строго локализовало, что придает им особую достоверность, тогда как в сказках оно происходит «за семью горами, за семью морями».

Вот одна из них…

Я расскажу, а вы представьте,
Как это всё произошло.
Ведь бают старики, что, правда,
Так солнце на небо взошло…

В горах селенье суверенно
Теряется от глаз людских.
Здесь жизнь размеренно, нетленно
Текла без страстей напускных.

Вот кузня, в ней Кузнец пригожий,
Искусен, хоть не знал наук.
Он в тех горах был искрой божьей,
Чудны его творенья рук.

Знал таинства, был с ним союзным,
Сверкали молнии, легки,
Летели искорки из кузни,
Все знали – всё ему с руки!

И в то время, час и дату
В богатой, праведной семье
Жила девица, звать Агата,
Ей краше не было в селе.

Род был известным, но «домашним»,
Строг в воспитании детей.
Безвыходно в высокой башне,
Жила без окон и дверей.

Но красоту и обаянье,
Не спрятать в стены, всё равно.
Её лучистое сиянье,
Всем парням издали видно.

Кузнец не промах был, упёртым,
И не бросал пустых он слов.
«Женюсь на ней!», - сказал вдруг твёрдо,
Послав весною к ней сватов.

Их брак, увы, был невозможен -
Агата суть была сестрой.
Что брат он ей - судьбой положен,
Не знал сей тайны родовой.

Она ж напротив, тайну знала,
Но ведь её не скажешь в лоб,
И думать дева сразу стала,
Как всё сказать, чтоб был не злоб…

Придумала, в ответ искусно
Сказала, дав сватам отвод:
«В огне, золе, что сыплет кузня
Моё сиянье пропадёт!»

Сказать их отец единый,
что кровь одна у них течёт.
Нет, не могла, о, Боже, милый,
Дай сил ему и мне в начёт.

Побрёл домой Кузнец с досадой,
Тоска на сердце  от любви.
И тёмной ночью безотрадной,
Решил обратно к ней пойти.

Несутся мысли вперемежку:
«Моя ты будешь! Всё равно!»
Взял золотую головешку,
Что в кузне кАлилась давно.

ПоднЯв, как факел, шёл к Агате,
Стал путь к любимой освещать.
Его, увидев в «невозврате»,
Девица бросилась бежать.

Бежали долго, ночью поздней,
От головешки искры вниз,
Те вверх взлетали - стали Звёзды
На небе путь светить для них.

Но вот уж пропасть, покаянья,
Упали камнем, только крик.
Лишь лучезарное сиянье 
От девушки осталось в миг.

Оно само взлетело в небо,
И стало яркою Луной,
Всё, освещая на потребу,
Мир этот грешный и святой.

А утром Солнце (головешка),
То был знакомый нам Кузнец,
Искало в небе свои вешки,
Следы невесты, наконец.

С тех пор всю жизнь беда на небе,
Бежит то Солнце за Луной,
Но не догнать, такой вот жребий!
Так мир устроен наш святой!

*) Как возникли солнце, месяц и звезды. Записал И. Дахкильгов в 1963 г. на ингушском языке в г. Грозном от одаренной сказительницы Г.Вековой - сестры известного ингушского поэта Т. Бекова.


Рецензии
Познавательно,талантливо и показательно написан ваш стих.

Сергей Лутков   20.07.2022 15:05     Заявить о нарушении
Спасибо за новый отзыв к легенде, Сергей! Добрый день. С уважением, Игорь

Игорь Апрельский   22.07.2022 12:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.