Выразительность поэтической речи Лекция 5

               ФИГУРЫ
Фигуры (от лат. figura - изображение). Фигурами называются такие обороты речи, в которых писатель, под влиянием волнующих его чувств, отступает от строя обыкновенных выражений. Возникая под влиянием сильно возбуждённого чувства писателя, фигуры в читателе пробуждают соответствующее настроение. Виды фигур:
Обращение или апострофа, повторение (рефрен),
усиление или градация, умолчание, восклицание,
противопоставление или антитеза.

Обращение или апострофа.
 Эта фигура является у сильно взволнованного человека, когда он под влиянием чувства обращается в форме вопроса или восклицания к Богу, к предметам неодушевленным, к отсутствующим или мертвым и т.п. Напр.:
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас?
(Пушкин)

Ах ты, поле мое, поле чистое!
Ты раздолье мое широкое!
(Народная песня)


Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела?
(Лермонтов)

Повторение (рефрен).
  Фигура повторения является, когда мысль автора особенно занята каким-нибудь предметом, и он обнаруживает это в речи, повторяя несколько раз одно слово или целую картину.
Вырыта заступом яма глубокая.
Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая, -
Горько она, моя бедная, шла...
(Никитин)

Усиление или градация.
 Усиление состоит из расположения мыслей в порядке их важности, силы и убедительности. " Я этого не говорил, даже не писал: не только не писал, но и не был в посольстве; мало того, что не был в посольстве, но и не давал совета фиванцам". Демосфен (речь "О венке").

Умолчание.
 Состоит в опущении слов и целых предложений, и является тогда, когда у взволнованного человека быстро сменяется одно чувство другим, быстро следует одна мысль за другою, и он не успевает облекать их в словесную форму.

    Восклицание
Писатель выражает сильно волнующие его чувства, прерывая восклицаниями последовательное течение мысли. Ломоносов в оде "На восшествие на престол Елизаветы Петровны" речь о делах Петра Великого вдруг прерывает: восклицанием:

Но ах, жестокая судьбина!
Бессмертия достойный муж,
Блаженства нашего причина,
К небесной скорби наших душ,
Завистливым  отторжен  роком...

Противопоставление или антитеза. Состоит в сопоставлении совершенно противоположных предметов или явлений, с целью сильнее подействовать на душу человека быстрой сменой противоположных впечатлений.

Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались крики,
Надгробные там воют лики...

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб, я червь - я Бог.
(Державин)


    Эпитеты, тропы и фигуры появляются в речи под влиянием живости воображения, силы испытываемых впечатлений и глубины переживаемых чувств. Без этих условий, сколько бы ни старались мы украшать речь образными выражениями, мы ничего хорошего не достигнем, а только сообщим речи крайне неприятную напыщенность.
    Для украшения используются  не только речевые обороты, поддерживающие смысл и яркость поэтических произведений,  но и созвучия внутри  стихотворений,  близкие по звучанию явлениям, отражённым  в тексте и (или) придающие им музыкальность.  Такая звукопись называется аллитерацией, если перекликаются согласные звуки и ассонансом, если созвучны гласные.
    В завершение урока  можно  ещё  одним  стихотворением  о поэзии нашего современника  Евгения Глушакова, опубликованном на сайте Стихи.ру:

Поэзия
               
Поэзия – единственный язык,
В котором слово от избытка сердца,
И каждый, кто хотел бы отогреться,
К нему двумя ладонями приник.

И сердцем, сердцем радостно прильнул,
И слушает с блаженным замираньем,
Другого сердца чуть заметный гул,
И ничего того, чем братьев рАним.

Вот почему поэзия ценней,
И самого искусного искусства,
И подана, как поцелуй, изустно,
И покидает с жизнью – только с ней.


Рецензии