По конкурсу Разгадка в концовке. Веллеризм

http://www.stihi.ru/2019/10/01/7133 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2019/10/30/6146 - Итоги конкурса

Конкурс Разгадка в концовке - это конкурс композиции. Композицией называется  расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, которое служит определенному воплощению замысла автора. Некоторые виды композиции нам в ТМА уже знакомы по недавно прошедшему конкурсу «На что смотрю». Там встречались стихи двух видов: чистый пейзаж, где автор стихов только описывал то, что он видит, и картинка с размышлением, где к описанию увиденного добавлялись авторские рассуждения или выводы, которые возникли в его душе во время наблюдения. Чаще всего подобные рассуждения поэты помещают в конец стихотворения, и это служит отличной концовкой: любые стихи всегда не просто фотография, выполненная словами, а еще и отражение души человека, его мыслей, составляющих главное содержание любых стихов.

В нынешнем конкурсе мы знакомимся с особым типом композиции, которую чисто условно можно назвать веллеризм.

Веллеризм (англ. wellerism) - это особая разновидность высказывания, при которой поясняется не только то, кто сказал данную фразу, но и при каких обстоятельствах это было сделано, что часто придаёт самому высказыванию совершенно новый смысл. Подобные фразы закрепились в литературе, получив название в честь находчивого слуги Сэмюэля Уэллера, персонажа «Посмертных записок Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса, где их часто произносил один из персонажей.

Одним из примеров веллеризма может служить фраза: «Ну что ж, будим вас точить, если вы колоться отказываетесь», - зловеще произнесла капля, падая на камень.

 На веллеризмах довольно часто строятся каламбуры, поскольку подобные конструкции, придавая высказыванию совершенно новый смысл, иногда имеют  комический характер.

Композиция стихов нашего конкурса, вообще-то, не совсем "веллеризм" и далеко не всегда каламбур: сюжеты стихов участников не сводится к одной фразе, они развернуты, состоят из нескольких строф, не обязательно комичны, но самое важное в них то, что из концовки стихотворения (и только в концовке!) мы наконец узнаем, о ком шла речь выше или при каких обстоятельствах все рассказанное происходило, и от этого начинаем понимать содержание по-новому, концовка полностью меняет наше представление о происходящем, раскрывает нам глаза на то, о чем стихи.

Здесь очень важно было не путать стихи, использующие прием веллеризма, со стихами, где просто последовательно излагается сюжет, а концовка сообщает нам, чем все закончилось, но никакой намеренной интриги автор не затевал, где наше предположение о сути происходящего с ног на голову в финале не переворачивается, и мы не начинаем смеяться над собой, введенные автором в заблуждение. Кстати, далеко не все участники этого конкурса, чьи произведения я приняла (а это было моей маленькой провокацией, предлагающей участникам самим думать о задании!!!), поняли суть приема. Более того, даже не все судьи до конца поняли этот прием, поскольку отобрали в свои шорт листы то, что к веллеризму не имеет никакого отношения.

Например,

28. ВОЗВРАЩЕНИЕ.  ВОЛЬДЕМАР ШУМЕРСКИЙ 

Село родное за холмом.
Четыре года не был дома.
Свернув с дороги за крестом,
Спешу тропинкою знакомой.
Чем ближе, тем тревожней мне -
Не получил в ответ ни строчки.
Но часто снилось на войне,
Как встретишь в синеньком платочке.
Забор с калиткой набекрень.
Всё ношей времени примято.
Салютами цветёт сирень,
Но расползлись осот и мята.
И дом встречает тишиной,
В мишенях-паутинах рамы.
Не дождалась…  А я – живой.
С Победой я вернулся, мама.

В этом стихотворении  мы узнаем в концовке, что солдат вернулся в родное село после окончания войны и Победы, но этот факт кардинально не меняет нашего представления о рассказе, а только дополняет его. Стихи не используют заданный в конкурсном задании прием композиции.

Еще один пример хороших стихов, но ошибочного отбора стихотворения на конкурс (как участником, так и судьями, их номинировавшими):

32. О ПРИМЕТАХ. НЕУТОМИМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ 

Почти ежедневно – и утром, и ночью, и днём  –
Чернейшая кошка дорогу мне перебегала,
И девушка часто встречалась с порожним ведром.
Не мог я понять, что бы это всё обозначало?

В приметы не верю, и все суеверья – ФИГНЯ,            ( лексика не для стихов!)
Хотя совпадений случается в жизни немало.
Сейчас кошка чёрная ловит мышей у меня,
А девушка – та, что с ведром – мне супругою стала.

Как видите, и здесь тоже нет никакой намеренной авторской интриги - есть завязка сюжета и есть его яркое завершение, не более того!

А теперь посмотрим на те стихи, где, как мне кажется, прием веллеризма присутствует  и был применен  наиболее убедительно. Отобрала я в этот раз совсем немного стихов, не обязательно идеальных в художественном отношении и даже не с безукоризненной техникой исполнения, но зато убедительных с точки зрения использованного композиционного приема. Фразу, переворачивающую наше понимание в концовке, я выделила капслогом. Тексты стихов я в этот раз оставлю без своих комментариев: задача данного конкурса - освоить  интересный прием композиции, а об отдельных характерных для многих из нас недочетах стихосложения у нас еще будет возможность поговорить в следующих конкурсах.

****************************************************

     6. ДРУГАЯ ЖИЗНЬ. ОЛЬГА ХВОРОСТ 

Живу я  на собственной вилле у моря –
( здесь все олигархи имеют жильё),
Есть белая  яхта – краса акваторий,
В ангаре домашнем  стоит самолёт.
 
Обставил мой замок дизайнер из Вены
(его мне хвалили на все голоса),
Меня одевают Версаче с Карденом
Мой повар на кухне творит чудеса,

Секьюрити мой симпатичен и важен,
Весь день посекундно расписан давно -
Массаж, маникюр, визажист, вернисажи,
Бутик, фотосессии, бар, казино.

И, кстати, во всём мне везёт постоянно,
А если играю – то просто беда -
Из всех казино выхожу с чемоданом,
И деньги не знаю девать мне куда.

Бреду с этой тяжестью по Пикадилли,
И бросить их жаль и тащить не резон...

Опять на работу! Проклятый будильник!
ХОТЬ РАЗ ДО КОНЦА Б ДОСМОТРЕТЬ ЭТО СОН.

     12. ВОТ ТАКАЯ ЛЮБОВЬ. ВАСИЛИЙ ПУЗЫРЁВ 

И сам я не знал, не слыхал от других
Совсем ничего о романах таких.
Ведь Машка-то наша чего учудила?
Бойфренда без спросу домой пригласила.
Ну ладно б взглянуть хоть на что-нибудь было,
А то, извините, ни уха, ни рыла.
Сам цвета давненько нечищеной меди,
Не пара он нашей красавице-леди.
С большой голодухи всё быстро он съел
И спать на диване потом захотел.
Не жалко еды, за другое обидно –
Хозяином он возомнил себя видно.
Мне этого только ещё не хватало
И стал выгонять я за шкирку нахала.
А Машка за руку цеплялась, за ногу,
Мешала тащить кавалера к порогу.
Конечно, я слышал – любовь очень зла
И что-то там было ещё про козла.
Теперь сам увидел, как не понарошку
В БРОДЯГУ ВЛЮБИЛАСЬ СИАМСКАЯ КОШКА.

     13. ВЕЛИКАЯ АКТРИСА. ВАЛЕНТИНА КАЛЁВА 

Она ушла из жизни незаметно –
Без похорон и пламенных речей,
Никто не подарил аплодисментов
И не рыдал на дружеском плече.

Программы теле-радио смолчали,
Что приключилась новая беда –
Всё было тихо, просто и печально:
Жила – и вдруг исчезла без следа.

Она могла бы стать звездой экрана,
Или в театре примой засверкать,
Но вот угасла – может, слишком рано?
Лишь тень её во множестве зеркал…

Несыгранные роли, словно крысы,
Сбежали с корабля счастливых дней.
ОНА ПОГИБЛА – ЯРКАЯ АКТРИСА –
ВО МНЕ.

     16. ПРИПЕКЛО. ЛЮДМИЛА ВЯТКИНА 
 
Пустынный пейзаж… иссушающий зной…
Спасительной тени клочка не найти.
Лишь солнце в зените палит надо мной,
Воды бы… вода меня может спасти.

Бескрайнее море сплошного песка.
Застывшие волны не радуют взгляд,
Бесстрастно взирают: кончина близка,
Недолго скитальцу брести наугад.

Вдруг вижу - красотка с кувшином в руках
Бесценную влагу под дерево льёт,
За ближним барханом искрится река…
Свело от надежды запёкшийся рот.

Мираж растворился, истаял, исчез.
А жажда осталась, а жажда жива,
Вот времени, жалко, осталось в обрез…
И вспухла от боли тупой голова.

Очнулся – я бредил? – на улице день,
И СОЛНЦЕ ПРИЖАРИЛО СТАРЫЙ ДИВАН.
До спальни идти было вечером лень…
Как дорог сейчас мне с водою стакан!

     20. СРЕДНЕВЕКОВИНА. АЛЕКСВ

Начало боя... Гнев на лицах. Азарт пьянит, но в сердце - страх.
Хоть верен долгу каждый рыцарь, в тот миг - у многих дрожь в руках.
У нас достаточно отваги, но победить не в силах мы.
В долине реют вражьи стяги и тучи стрел летят из тьмы.

Войска мятежного барона... Он предал долг и продал честь.
Нет с ним ни правды, ни закона, но перевес - в три раза - есть.
И если к часу водолея принц не придет, то - вуаля!
Умрем мы. Каждый, как сумеет, - за крест святой - и короля.

Вот труб сигнал. Стальной лавиной враг мчит в атаку. Помни, брат!
Скрыт в перелеске, за трясиной, - в резерве лучников отряд.
Столкнулись в лоб, пошла потеха. Рубить с плеча - тяжелый труд.
Под щит, с оттяжкой, - в стык доспеха... Кусаясь, кони пеших рвут...

Взываем к Богу и злословим. Своя ли, вражья кость трещит?
А руки, липкие от крови, с трудом удерживают щит.
- Беда! Измена?! О засаде коварный враг узнать сумел!
И обойдя болото сзади,  он избежал потока стрел.

Легла под конницу пехота, и на стрелков - надежды нет...
...А мы их всех - из пулемёта! Он дальше бьет, чем арбалет!
Я закричал: -Вы что, больные?! Но БТР ожИл в кустах,
И взвыли пули разрывные, в рядах мятежных сея страх.

Барон пал ниц: "Спаси нас, Боже!". И я просил: -Хорош тебе!
Но всех в три счета уничтожил отряд спецназа ФСБ...
Потом, закончив битву нашу, я всем скомандовал: - Отбой!
Ты вечно игры портишь, Саша! И Глеб ведется за тобой!

Вот подзатыльник, как наука! Канючат те, - Ты ж сам, Роман,
В тот раз отправил Чингачгука спасать от немцев партизан!
Что б разрубить гордИев узел - всегда они затеят спор -
Я БРАТЬЕВ КРЕПКО ОТМУТУЗИЛ, И МЫ ПОШЛИ ГУЛЯТЬ ВО ДВОР.

     22. А ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? ГЕННАДИЙ СОЛОДИЛОВ 

Где я? Душно. То ли келья,
То ли скит в глухом лесу.
Тяжкий воздух подземелья
Стынет инеем в носу.
Слабый свет в углу я вижу,
Подхожу к нему поближе
Дарит тонкий фитилёк
Чуть дрожащий огонёк.

Тускло светит луч лампады,
Я в хламиде, босиком.
Ликов нет, одни оклады
У киота без икон.
Взмах крыла летучей мыши
Язычок огня колышет,
Тянут щупальца ко мне
Чьи–то тени на стене.

Разум полон боли, страха,
Я пытаюсь закричать.
Кто–то рядом вдруг заахал:
«Он живой! Скорей врача!»
Свет лампады ярче, ярче,
Вижу солнца луч горячий,
Пух июньских тополей,
НОС РАЗБИТЫХ «ЖИГУЛЕЙ».

     25. ВЕРНЫЙ ДРУГ. ЕКАТЕРИНА РЫСКОВА

Мой друг четвероногий,
Со мной ты много лет –
Мы пережили много
И радостей и бед.

Одно прикосновенье –
И чувствую уже:
Покой и расслабленье
И в теле и в душе.

Хворобу и усталость
Ты гонишь из меня –
С тобою даже старость
Мне будет не страшна!

Всегда меня встречаешь
Ты ласкою своей,
Любезно привечаешь
И всех моих друзей.

С тобой всё интересней,
Уютней и милей –
Всегда мы смотрим вместе
Футбол или хоккей.

Когда победа наша –
Ты прыгаешь со мной!
Мы плачем вместе даже,
Коль результат другой…

Я так тебе обязан,
Что каждый выходной
С утра мечтаю сразу
Весь день пробыть с тобой.

Пусть на меня, порою,
Моя жена ворчит,
Но только нас с тобою
Она не разлучит!
 
В отличие от многих
Меня ты не предашь –
Мой друг четвероногий,
ДИВАН ПОТЁРТЫЙ НАШ…

     34. СПИ СПОКОЙНО. ЕВГЕНИЙ КОЛОТИЛОВ

Тебя я любил, и меня ты любила,
Но наша романтика в прошлом застыла,
И пламя в груди безвозвратно остыло…
Теперь мы чужие.
Ты спишь, натянув на себя одеяло.
Ты хочешь покоя, ты очень устала,
Тобою я жил, но тебе было мало -
Ты портила жизнь мне!

Я помню, как сложно с тобой раньше было -
Меня ты однажды чуть не разорила,
А после сказала с улыбкою милой,
Что так было нужно.
Я делал лишь то, что одна ты хотела,
Тебе ж до меня просто не было дела!
Но нервы трепать - ты тогда преуспела,
В жару или стужу.

С тобой стало жить просто невыносимо!
Удача галопом неслась - только мимо,
И очень хотелось тогда - нестерпимо! -
Расстаться с тобою,
Но ты не готова была к расставанью,
И это усилило непониманье,
Ты долго не верила в наше прощанье,
Играя с Судьбою.

Но всё же расходимся мы, если честно,
И нет у нас больше стремленья быть вместе,
Играет внутри лишь весёлая песня
Про нашу свободу.
Я счастлив, удачлив, безмерно доволен,
Живу как хочу, и тобою не болен,
И кануло всё, без печали и боли,
Как будто бы в воду.

Друг друга теперь мы не видим, не слышим,
Не чувствуем, больше друг другом не дышим,
И вместе с тобою уже не напишем
Роман или повесть.
Но мне не страшны ни преграды, ни войны -
Душа ситуацией этой довольна!
Так спи же сейчас совершенно спокойно,
ЛЮБИМАЯ СОВЕСТЬ!

     38. Я СМОТРЕЛ В ЕЁ ГЛАЗА... СЕРГЕЙ ЯСОНОВ

Я смотрел в её глаза.
Взгляд ловил ответный сердцем.
Шесть минут – не три часа,
Но успел чуть-чуть согреться.

А потом она ушла -
На меня не оглянулась.
Как в промозглый день, в бушлат
Чей-то преданно уткнулась.

Сбросив тяготы забот,
Брел и брел, не уставая,
Как она, сошедший в тот
День холодный из трамвая.

Все искал ее в толпе,
Груз проблем налипший грязью
Каблуками о ступень
Отряхнувши в одночасье.

Выпал снег. Белым-бело.
Молча возвращался к дому,
Позабыв про холод, зло,
Добротой души ведомый.

Вспоминались мне глаза,
Что-то теплое из детства.
Шесть минут – не три часа,
Но успел чуть-чуть согреться.

С Ней в трамвае у двери -
С НЕИЗВЕСТНОЮ СОБАКОЙ -
Ехал остановку, три
Я в декабрьском полумраке.

     41. ДВОЕ НА ПЕСКЕ. ОЛЬГА СВЕТОВА

Двое, тесно прижавшись, лежали
На морском раскалённом песке,
От жары они изнемогали,
Море пенилось невдалеке.

Были намертво связаны двое,  –
Словно дали друг другу обет,  –
Общим делом и общей судьбою,
Ближе их никого в мире нет!

Тот, Кто был им по жизни хозяин,
Кто гонял их и больно топтал,
Кто могуч был, горяч, осязаем  –
Сбросив джинсы, купаться умчал.

Не оттащишь его и за пятки!
И лежат одиноко в тоске,
Обсуждая людские повадки,
ДВЕ КРОССОВКИ НА ЖЁЛТОМ ПЕСКЕ…

     46. СВОЯ СТЕЗЯ. ВЛАДИМИР ИЛЮШЕНКО 
 
Он мог бы наколоть из чурбаков   
Поваленной самим же им берёзы   
Поленницу духмяных жарких дров,            
И тем честной народ согреть в морозы.

И хвойных лапок, коль застигнет ночь,
Мог нарубить, чтоб настелить под елью
И путнику в глухой тайге помочь
Нехитрой, но спасительной постелью.
               
Простецким не побрезговав трудом,
Из окорённых им смолистых брёвен
Он мог срубить добротный светлый дом,
С иным дворцом тот дом стоял бы вровень.

Ему и подвиг ратный по плечу,            
Он мог бы дать врагу любому сдачи.
Он мог бы, но…                .   
                НА СЛУЖБЕ ПАЛАЧУ   
У ТОПОРА СОВСЕМ НЕ ТЕ ЗАДАЧИ.

Эти стихи автора, ни разу на моей памяти не участвовавшего в конкурсах ТМА, одержали самую убедительную победу из всех, что я видела на сайте. ВСЕ судьи, голосовавшие в конкурсе, вывели это произведение на верхнюю строку своего личного шорт листа, признав его наилучшим из всех представленных на конкурс. Такого единодушия я за 8 лет своей работы на ТМА не припомню ни одном своем конкурсе!  Мои самые искренние поздравления нашему победителю!

     47. МАЛЕНЬКИЙ БРАТ. ДМИТРИЙ ЗОТОВ 07.

Расскажи мне, как там наше небо?
Я, к окну придвинув табурет,
Вижу птиц, клюющих корку хлеба,
Дерево, цветы. А Бога – нет.

Он ведь обещал, что будет сниться,
Ну хотя бы пару раз в году.
Ночью сон подышит на ресницы.
Только я опять напрасно жду.

Он тебе видней из колыбели.
Ты спроси – Зачем не приходил?
Может, Его ангелы болели,
Или просто очень занят был.

Так же не наказывают строго!
Мне так нужен взгляд Его и свет.
Я уже почти забыла Бога.
МНЕ ВЧЕРА ИСПОЛНИЛОСЬ ПЯТЬ ЛЕТ.

51. НЕСБЫВШЕЕСЯ. АЛЕКСЕЙ БЕКОРЮКОВ 

Он мне гарантии давал –
Безбедной жизни, наслаждений…
Где он – там пышный карнавал
И масса бурных приключений.

Я вспоминаю, как во сне:
Игру словес, полёт фантазий,
Где чувство радости вдвойне
Переживала, как в экстазе.

Он обещал мне подарить
Коттедж, машину… и полмира!
Ну как его мне не любить?
Была заложена квартира…

К земле склонился небосвод –
Бессильна мощь кариатиды!
Казалось – сложится вот-вот,
Под сенью крепкой пирамиды…

Он начинал издалека –
Со мною честен был он вроде…
Но прогремело сквозь века:
«СПОКОЙНО, ЛЁНЯ: Я – МАВРОДИ!»

**********************************************
На этом всё. Всем спасибо за представленные на конкурс стихи! Вдохновения и творческих успехов, Ваша Алкора. 27.10.19.


Рецензии
Большое спасибо нашей з а в е д у ю щ е й творческой мастерской Алкоре и всем членам жюри.

Владимир Илюшенко   31.10.2019 09:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир! Я рада вашему успеху!

Алкора   01.11.2019 20:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.