Что такое Штормование в Охотское море

                ***

Когда меня перевели капитаном на МРС № 259 - то с собой взял старпома, и нескольких матросов. Работал наш экипаж не плохо, не хуже других.
В одно время, в Охотском море, в районе этой экватории, исчезла вся рыба. Наступила безрыбица. Куда она уходит в такие времена, ни кто так, и не знает. Нет её ни где, и всё тут. Весь промысловый флот, медленно передвигался на Север.Иногда, какой - то сейнер делал замёты, но вытаскивал пустыри.
По прогнозу наступал шторм. Продвинулись до устья реки Сопочной. Перед этим я слышал, что в этом устье потерпели кораблекрушение два сейнера. и на обоих из них капитанами были два родных брата. Одно судно погибло само, и весь его экипаж. С другого остались в живых капитан и три члена команды.
когда я стал подходить к этому району - то видел, что весь флот не заходит в устье реки, а скучковался, мили три на траверзе этой реки. В это время шёл отлив полным ходом. Все капитаны, решили штормовать, но в устье заходить отказались. А, штормовать таким судам в Охотском море, тоже не безопасно, и они и выбрали штормование. Хотелось бы пояснить,
  Что такое-ШТОРМОВАНИЕ.

  ((((((Штормование это - то, что во время шторма нет ни где ни какой
возможности зайти в какое - либо безопасное убежище.
Ни в какую бухту ни в какое устье реки, лиман,и т. д.
Все суда, ПОПАВШИЕ в такую обстановку, НАЧИНАЮТ ХОДИТЬ ПО волне,
 ИЛИ ПРОТИВ ВОЛНЫ. ЕСЛИ НЕ БУДУТ ХОДИТЬ По такой системе-то,
штормовая волна раскачает любое судно, любой тоннажности и оно
неминуемо перевернётся и погибнет. Скажем суда, которые
 в данный момент находятся на южной части Камчатки -Лопатка-то,
 они берут курс на Север и идут до тех пор, пока не заметят
ослабевшую волну, при которой можно было бы развернуться
 и идти в обратном направлении такое же время, чтобы можно
было развернуться на 180 градусов.
и безопасном на то время курсом, направлении. Иногда бывает при
 жестоком шторме в Охотском море, в одном направлении,
приходиться идти и 5 часов, и десять, а то и все сутки. Ходят ходом, как правило малым. )))))
       
    ...Поразмыслив, я решил посмотреть таблицу приливов и отливов. В этих широтах приливы, как правило достигают уровень до шести метров. Это большой уровень. Когда глянул в таблицу - то, до конца отлива, времени было ещё много, и отлив был средним. В сочетании осадки сейнера один метр и 80 сантиметров, и глубина устья реки, позволяли пройти в безопасности. это одно, но нужно было учесть психологическое состояние и членов экипажа моего сейнера. Они о катастрофе сейнеров, слышали не по наслышке. Многих погибших моряков знали в лицо. Они могли сказать мне: - капитан, мы, что хуже других, вон весь флот лежит на рейде, а мы одни только и заходим. Я, ждал таких вопросов. И был готов их слышать. Но, намерение своё, всё держу про себя: - Нужно заходить. Во рту у меня, скопилось столько свинца, и пересохло, что языком еле проворачиваю, хоть каплей слюны его смочить. Иду строго по намеченному мною курсу. Стараюсь идти дальше от разваливающих накатах. Это меляки. В голове работает всё чётко. Руки молниеносно крутят руль туда, где намечаю путь. Нет, нет, а сам ожидаю, что вот кто - то пустит какую нибудь реплику. В - то же время, боковым взглядом смотрю за членами экипажа. Любое замечание, могло меня, как говорится, сбить с толку. Все молчат. Каждый из них выполняет свои обязанности. Кок спокойно готовит пищу. Механник залезает в машинное отделение, для просмотра работающего двигателя Буккау Вольф. Идёт уборка в кубрике. трал мастер складывает иглички в свой ящичек. Я, же их всех благодарю, про себя: - Молодцы Вы ребята. Молодцы, Вы мои милые. Да, Вы все настоящие герои. С вами в любую атаку, можно спокойно идти, да и в разведку, с каждым бы смело пошёл. Вот такие они оказались у меня в команде люди. А, сам когда пошёл в устья - то понял, что все те, кто стоял на рейде, наблюдали с не малым любопытством. Мне почему - то казалось, что все ждали гибели нашей. Они все понимали, на что я шёл, и шёл со своей командой.
А, когда понял, что смертельная  опасность миновала - то про себя промолвил: - Не получит моя жена весточки о моей гибели. И, вдруг всё небо заволокло чёрным отработанным дымом от солярки. Весь флот дал полный ход. Перегоняя друг друга неслись к устьям реки Сопочная, на полных оборотах своих двигателей. Из всех капитанов помнится капитан Пак Хан Дюн. Мы с ним, ещё и учились вместе на морских судоводителей.
Из своей команды, помнится старпом Иван Ващенко. Всех других, уже не помню.
Сам я не был ни когда трусом, но до сих пор удивляюсь, и восхищаюсь мужеству и героизму моих ребят. Одного, в середине восьмидесятых годах на десятом километре Петропавловска Камчатского, который там работал шофёром.
Вот такие у нас русские моряки.


Рецензии