Триединая

Сарасвати, Лакшми и Кали
Три космических качества, три главные богини… Совпадение? Вовсе нет. Но и простого тождества между ними тоже нет. Хотя люди предпочитают симметрию, между гунами и богинями нет соответствия один к одному. Мы не можем говорить о том, что одна богиня в полной мере воплощает саттву, а другая - раджас, а третья всецело олицетворяет тамас, в той же степени, что мы не можем утверждать, что суры, боги, совершенно саттвичны, а асуры всецело тамасичны. Безусловно, боги преимущественно саттвичны, это так; но им присущ и некоторый тамас, из-за которого они попадают в переделки. Демоны, асуры, преимущественно тамасичны, но частичка саттвы, характерная для них, провоцирует их на покаяние, заставляет подвергаться наказанию. В этом смысле асуры превосходят суров: они прибегают к раджасу, чтобы активизировать свой тамас, создать очень сильный импульс, чтобы придать им движение в выбранном ими направлении. Их проблема в том, что практически всегда при выборе направления они руководствуются эгоистическими соображениями, то есть прибегают к тамасу.
Чтобы понять, как соотносятся Лакшми, Сарасвати и Кали и саттва, раджас и тамас, нам следует копнуть немного глубже в историю Богини. Богине-Матери, конечно, поклонялись десятки тысяч лет, по всему миру. Хотя сейчас в Индии большинство думает о ней как о Лакшми, Сарасвати или Кали, в ведическую эпоху образы этих богинь были сокрыты тайной. В то время люди, как правило, поклонялись богине Шри: она обеспечивает материальное и нематериальное процветание. Веды также проводят различие между светом и тьмой, между Гаятри или Савитри, богиней солнца, и Ратри, богиней ночи. Только в классическую эпоху в Индии это «триединство» или «троица», представляющая тройственность Богини, стала преобладать из-за большой практической ценности, универсальности, которая связывается с числом три.
Единица представляет собой точку, не имеющую каких-либо параметров; двойка, - и появляется вторая точка, и обе эти точки имеют внешнюю направленность, что позволяет прочертить между ними линию. Добавьте третью точку, и мы получим плоскость, которая разграничивает пространство. При наличии трех точек возможны несколько перестановок; и, таким образом триединство, в частности геометрическая «тройка» треугольника, теперь становится символом творческого потенциала Богини. Посмотрите на различные янтры, композиции из абстрактных символов, которые являются геометрическим воплощением различных богинь, и вы обнаружите, что они состоят из треугольников.
Сегодня самой известной из всех янтр является Лалита Деви, янтра «игривой богини». Она Игривая потому, что, благодаря ее лиле, благодаря ее игре, создана, поддерживается и разрушается вся Вселенная. Ее янтра - Шри Янтра, состоит из множества треугольников, точно наложенных друг на друга. В центре Шри Янтры расположена точка: сингулярность, предельное Высшее Сознание, вообще ничем не ограниченное. Эта точка заключена в треугольнике, который представляет Саму Великую Богиню в форме треугольника. Данный треугольник представляет три фундаментальных шакти, энергии существования, - иччха, джняна и крия. «Иччха» означает «воля» или «желание», «джняна» означает «знание», и «крия» означает «действие». Эти три силы способствуют всему, что происходит в жизни: сначала возникает желание сделать что-то, затем приходит понимание того, как это может быть сделано, и, наконец, фактическое «делание» - действие.
В центре Шри Янтры расположено Высшее Сознание, отражающееся в мире в виде иччхи, джняны и крии. Множество книг посвящены тому, как соотносятся три богини - Сарасвати, Лакшми и Кали - с тремя шакти - иччхой, джняной и крией - и тремя гунами - саттвой, раджасом и тамасом; но пользы они принесли мало. Это соотношение не поддается упрощению из-за перспективы - угла зрения. С наших позиций, триединая Богиня создает, сохраняет и разрушает, но, по Ее мнению, - нет никакого триединства; Она рассматривает все исключительно с позиций того, как это относится к Ее точке единства, Высшему Сознанию. Она всегда действует именно так, как она должна действовать, именно в тот момент, когда это необходимо.

http://ombhagavan.blogspot.com/2017/09/blog-post_94.html


Рецензии