Они не верили в мятеж...

Памяти Великого князя Михаила Александровича
и его супруги графини Натальи Сергеевны Брасовой

Они не верили в мятеж,
А с беспорядком сладит пристав.
Великокняжеский кортеж
Щадили бомбы террористов.
Они любили вопреки
Условностям большого света,
И он просил её руки
С учтивой нежностью поэта.
Потом – Великая война,
Кавалерийские атаки...
Ночами грезила она:
Князь не в мундире, а во фраке.

Напрасно... Красным дикарём
Убит он без суда и следствия, –
За кровь, единую с Царём,
Неотвратимое последствие.
А ей случайно повезло
Уехать прочь из мира скотского,
Где на костях шипела зло
Слюна взбесившегося Троцкого.
Десятки лет в бреду больном
Она, глаза закрывши, видела
Могилу в сумраке лесном
И – беспощадно ненавидела...
 ___________________
 * Фото–иллюстрация:
    Великий князь Михаил Александрович (1878 – 1918) с женой
    Натальей Сергеевной Шереметьевской / Брасовой (1880 – 1952).
    Снимок 1910-х годов. Фотограф Г.В.Трунов. Фотография хранится
    в Государственном Историческом музее.

ЖЕНА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ

Дочь московского присяжного поверенного С.А.Шереметьевского Наталья
в 16 лет вышла замуж за Сергея Мамонтова (племянника знаменитого Саввы Мамонтова), родила дочь. Развелась. Вторым браком вышла замуж за поручика Владимира Вульферта, служившего в элитном гвардейском полку «синих кирасир», первым эскадроном которого командовал Великий князь Михаил, младший брат Николая II.

Честный и порядочный, жизнерадостный и обаятельный, склонный следовать «велению сердца» и щедрый на человеческие чувства, Великий князь Михаил Александрович не мог не заметить вспыхнувших при первой же их встрече прекрасных глаз Натальи Сергеевны, её нежного и неотступного внимания, которое она не скрывала при каждой следующей встрече. Великий князь сильно увлёкся женой своего подчиненного – восхитительной и опытной в чувствах дамой, классической красавицей. Через некоторое время поручик Вульферт дал жене развод, и Михаил Александрович обратился к Государю за разрешением на брак. Не только из–за недопустимого для брака с членом Императорской Семьи происхождения «невесты», но и потому, что госпожа Вульферт была дважды разведена, Николай II отказал категорически.

Но любовь оказалась сильнее закона и принципов. 24 июля (6 августа)
1910 года Наталья родила сына, который был назван Георгием в честь умершего Великого князя Георгия, брата Михаила. В конце концов, Михаил Александрович проигнорировал запрет брата и тайно вступил с госпожой Вульферт в морганатический брак. Венчание произошло в Вене в октября 1912 года в сербской православной церкви Святого Саввы. После этого Великий князь Михаил был уволен со всех должностей и постов, ему было запрещено возвращаться в Россию, и сочетавшаяся пара жила в Европе.

После начала Великой войны Михаил Александрович попросил у Государя разрешение вернуться на родину и служить в армии. После положительного ответа он принял командование Кавказской туземной конной дивизии, сформированной в августе1914 года из добровольцев-мусульман, уроженцев Кавказа и Закавказья. В особняке Михаила Александровича в Петрограде и в его доме в Гатчине были устроены госпитали. Наталья Сергеевна занималась их обустройством и снабжением всеми необходимыми материалами, поиском и наймом медицинского персонала. Открытие подобных госпиталей и формирование санитарных поездов входило в обязанность представителей высшего света Российской Империи, и семья Михаила Александровича ни в чём не отставала в этом от Царской Семьи.

26 марта 1915 года сын Натальи и Михаила получил от Императора титул графа Брасова (в честь одного из имений великого князя в Орловской губернии) и отчество Михайлович, Николай II признал Георгия племянником, но тот по–прежнему не имел прав на трон. 29 сентября 1915 года брак был признан, Наталья получила титул графини Брасовой.

В марте 1917 года после того, как Николай II отрёкся от трона в его пользу, Михаил Александрович подписал акт о своём «временном» отказе воспринять верховную власть, передав вопрос о форме правления на рассмотрение Учредительного собрания. Михаил и его семья сначала жили в его Гатчинском доме (ул. Николаевская, 24), затем Михаил был помещён под домашний арест, но вскоре освобождён. 7 марта 1918 года – вновь арестован, уже Гатчинским совдепом, и по решению Совнаркома выслан в Пермь. Наталью Сергеевну он уговорил остаться в Гатчине. Она пыталась добиться возвращения Михаила, ездила для этого в Москву, даже встречалась с Лениным, но безуспешно. В марте 1918 года ей удалось отправить сына в Данию под видом ребёнка своей гувернантки.

В апреле 1918 года Наталья отправилась к мужу в Пермь. Вернувшись в Петроград в июне 1918 года, она тут же стала собираться во вторую поездку к мужу, но, уже буквально перед отправкой, получила из Перми телеграмму о его «исчезновении». При встрече с М.С.Урицким она бросила ему в лицо обвинение в убийстве мужа, и её поместили в тюрьму. Через несколько месяцев она симулировала сильную простуду, благодаря чему её перевели в тюремную больницу, откуда она бежала с помощью дочери. С фальшивым паспортом, переодевшись медсестрой Красного Креста, она достигла Киева, находящегося под германской оккупацией. Затем через Одессу выехала из России вместе с дочерью.

В эмиграции Наталья Сергеевна жила в Париже, продавая те драгоценности, которые смогла вывезти с собой из Советской России; под конец жизни – уже в глубокой бедности, без денег.

21 июля 1931 года в 150 км от Парижа в автомобильной аварии погиб сын Великого князя Михаила Алксандровича, племянник Николая II, граф Георгий Михайлович Брасов. Было ему всего 20 лет. И его мать, Наталья Сергеевна, и многие в кругах Русскогой эмиграции были убеждены, что эта авария – не случайность, что её устроили агенты ОГПУ, терроризировавшие тогда всю Европу.

Умерла супруга Великого князя Михаила Александровича графиня Наталья Сергеевна Брасова в парижской городской больнице 26 января 1952 года в полной нищете и одиночестве, похоронена на парижском кладбище Пасси вместе со своим сыном.

(Компиляция из биографических материалов)

 





 


Рецензии