Системы стихосложения Лекция 1

СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ, МЕТРЫ, РАЗМЕР СТИХА,
РИТМИЧЕСКИЕ РИСУНКИ

                Прежде чем станешь писать, научись
                же порядочно мыслить!  (Ганна Шевченко)

     В огромном мире поэзии находят отражение самые разнообразные стороны нашей жизни, начиная от великих событий исторических эпох, религиозного видения мира, философских притч, древних и вечных чувств, присущих человеку и заканчивая самыми обычными эпизодами ежедневного существования и течения времени. Выйдя из синкретического творчества как отдельный вид искусства, поэзия занимает заслуженное место в языковой культуре человечества.
   Почему для поэтических произведений так важна ритмическая организация стихотворного текста? Этому есть простое объяснение: попадая в резонанс с биоритмами человеческого организма, поэтическое слово оказывает более мощное, по сравнению с обычной разговорной речью воздействие на интеллект и эмоции человека, усиливая чувства так, что они откликаются подобно камертону.
   Рассмотрим, какова же структура ритмической организации поэтических произведений. В мире существуют следующие системы стихосложения:
       Античное стихосложение;
       Силлабическая система;
       Тоническая система;
       Силлабо-тоническая система.
   В настоящее время для стихосложения в русском языке используется в основном силлабо-тоническая система. Это обусловлено некоторыми особенностями нашего языка, в частности отсутствием долгих гласных, присутствующих в других  европейских языках. До силлабо-тонической системы для поэтических произведений использовалась тоническая равно ударная  система построения стихотворного текста, но в процессе взаимопроникновения европейской и русской культур потребовалось  ассимилировать силлабическую  и тоническую  системы в единое целое, а для переводов античных произведений изобрести русский гекзаметр, повторяющий ритмический рисунок шести ударной  гомеровской строки.
   Силлабо-тоническая система позволила разнообразить длину стихотворных строк, размер и порядок их рифмованных и нерифмованных окончаний, расположение пауз и дала серьёзный толчок развитию русского поэтического слова. Появление силлабо-тонической  системы стихосложения – это заслуга в первую очередь  Тредиаковского и Ломоносова. Разумеется, в прошедшие после них века в развитие  этой системы были вложены усилия многих поколений  последователей – классиков поэтического слова, поэтов серебряного века, переводчиков, литературоведов и поэтов нашей современности.
   Далее подробно разберём, как устроена современная силлабо-тоническая система стихосложения. Для начала проанализируем, как организованы стихотворные строки.  Стихотворные строки состоят из ударных и безударных слогов, пауз (знаков препинания), расположенных в определённом порядке.
   СТОПОЙ называется пара или тройка слогов в строке, один из которых обычно ударный. Однако,  в связи с особенностями русского языка, в строке среди стандартных  стоп может найтись  пара-тройка слогов,  не имеющая ударений, либо два ударных слога подряд.
   ИКТ - ритмическое ударение в метрическом стихе, БЕЗОТНОСИТЕЛЬНОЕ к собственному (словесному) ударению входящих в него слов.
   ВИДЫ стихотворных стоп описаны ниже.

   Двусложные:

_ /     ЯМБ – ударение на втором слоге; 

/ _     ХОРЕЙ  - ударение на первом слоге;

_ _    ПИРРИХИЙ – безударная пара слогов;

/ /     СПОНДЕЙ – ударная пара слогов.
 
Пиррихий и спондей могут перемежаться внутри  стихотворной  строки как с ямбом, так и с хореем.

   Трёхсложные:

/ _ _     ДАКТИЛЬ  - первый ударный слог;

_ / _     АМФИБРАХИЙ – второй ударный слог;

_ _ /     АНАПЕСТ – третий ударный слог;

_ _ _     ТРИБРАХИЙ – три безударных слога.

(Трибрахий встречается очень редко и может перемежаться с любой другой трёхсложной стопой).
   Изредка встречаются стихотворные конструкции, сочетающие разные стопы в одной строке, например - так называемый "хореямб". Использование подобных ритмических конструкций требует от автора высокого профессионализма и чувства ритма.
   Строки, состоящие из двусложных стоп, могут содержать их от двух до шести.
Строки, состоящие из трёхсложных стоп, обычно содержат их от двух до четырёх.
В стихотворной строке может присутствовать цезура ( //), символизирующая паузу, и безударное окончание из одного, двух или трёх слогов.
   Особое место в русском стихосложении занимает довольно редко используемый ГЕКЗАМЕТР, - шести ударная строка, сочетающая внутри  себя двусложную и трёхсложную стопы  ХОРЕЙ и ДАКТИЛЬ в различных вариантах. Одна из стоп может заменяться цезурой. Обычно он используется для перевода античной поэзии на современный язык, но иногда и современные стихи в такие строки вполне укладываются. Если обозначить дактиль буквой  Д, хорей -  Х, а выбор между ними  [Д Х],т.е. либо Д, либо Х, то обобщённо гекзаметр можно записать так:
 [Д Х] [Д Х] [Д Х]  [Д Х] [Д Х] [Д Х]   или:
 [Д Х] [Д Х] [Д Х]  // [Д Х] [Д Х]          (// - обозначение цезуры).
   
 ПРИМЕРЫ РАЗЛИЧНЫХ РИТМИЧЕСКИХ РИСУНКОВ.

     Ниже приведены примеры ритмических рисунков широко известных классических и современных произведений,  в которых наиболее наглядно видны различные виды стоп.  На самом деле часто случается, что из-за присутствия в стихотворении значительного количества  спондеев и пиррихиев "с разбегу"  определить,  какими стопами воспользовался автор, удаётся не сразу. Поэтому  начнём с классики:

ЛОМОНОСОВ:
         
Открылась бездна, звезд полна,-           _ /_ /_ /_ /

Звездам числа нет, бездне – дна.          _ /_ ///_ /

     Видим  четырёхстопный ямб со спондеем во второй строке, хотя при прочтении вслух  у слова "нет"  ударение снижено.

ПУШКИН:

Я Вас любил: любовь ещё, быть может,    / /_ /_ /_ / / /_

В душе моей угасла не совсем,           _ /_ /_ /_ /_/ 

Но пусть она Вас больше не тревожит,    / /_ / / /_ /_ /_

Я не хочу печалить Вас ничем.           / /_ /_ /_ /_ /

     Это стихотворение написано пятистопным ямбом с использованием безударных слогов  в конце первой и третьей строки.  В тексте присутствуют  пять спондеев.

ЛЕРМОНТОВ:

Погиб поэт!  Невольник чести -             _ /_ /_ /_ /_

Пал, оклеветанный молвой,                /_ _ /_ _ _ /

С свинцом в груди и жаждой мести       _ /_ / / /_ /_

Поникнув гордой головой!                _ /_ /_ _ _/

     Здесь четырёхстопный ямб.  Вторая строка несколько на особицу -  два начальных слога выпадают из стандартного ямба.  Можно считать первую стопу хореем, хотя скорее эти две первых стопы можно назвать "хореямбом". Остальные пары слогов -  это ямб, перемежающийся со спондеем и пиррихием. Такая конструкция двух стоп встречается и у современных поэтов. Например:

СЕРГЕЙ КРИСТОВСКИЙ:

А за окном метёт февраль,        / /_ /_ /_ /

Падает с неба белой ватой,       /_ _ /_ /_ /_

В небе горит луны медаль,        /_ _ /_ /_/

Тянется к дому жёлтой лапой...   /_ _ /_ /_ /_

В первой стопе первой строки стихотворения мы видим спондей, затем три стопы ямб. Со второй по четвёртую строки четверостишия - первая стопа хорей, а затем до конца строк автор формирует текст, используя ямб. Однако следует отметить, что второе ударение в первой строке при чтении вслух звучит не так явственно и не противоречит ритмически остальным строкам.

 Ещё более интересное сочетание стоп мы видим у Некрасова:
 
НЕКРАСОВ:

Матрёна Тимофеевна,        _ /_ _ _ /_ _

Осанистая женщина,          _ /_ _ _ /_ _

Широкая и плотная,           _ /_ _ / /_ _

Лет тридцати осьми.           /_ _ /_ /

В двух первых строках имеем дело с ямбом, только здесь он трёхстопный,  в каждой строке мы видим пиррихий, а в двух последних ещё и сочетание разных видов стоп.  В конце трёх строк  по два безударных слога, последняя строка ударением заканчивается.
 
    Хорей очень наглядно присутствует в стихах Токмаковой Ирины Петровны, детской поэтессы двадцатого века, написанных  очень трогательно и талантливо:

Ночью темень, ночью тишь.           /_ /_ /_ /

Рыбка, рыбка, где ты спишь?         /_ /_ / / /

Лисий след ведёт к норе,            /_ /_ /_ /

След собачий – к конуре,            /_ /_ /_ /

Белкин след ведёт к дуплу,          /_ /_ /_ /

Мышкин – к дырочке в полу…          /_ /_ _ _ /

Этот ритм можно скорее считать четырёхстопным хореем. Каждая строка заканчивается ударным слогом и паузой.
Четырёхстопным хореем написано и всем известное стихотворение 
«Наша Таня»  Агнии Барто:

Наша Таня громко плачет,       /_ /_ /_ /_

Уронила в речку мячик             _ _ /_ /_ /_

Тише, Танечка, не плачь,         /_ /_ _ _ /

Не  утонет в речке мяч!             /_ /_ /_ /

В этом известном каждому ребёнку простеньком стихотворении отчетливо видны два ИКТА во второй и третьей строках (первый слог во второй и шестой в третьей).    
Роль безударного слога в конце 3-ей и 4-ой строк выполняет пауза.
   
   Классическим, широко известным примером амфибрахия и дактиля можно считать текст Гимна России, написанный Сергеем Михалковым:

АМФИБРАХИЙ: 

Россия – священная наша держава,              _ /_ _ /_ _ /_ _ /_

Россия – священная наша страна.               _ /_ _ /_ _ /_ _ /

Могучая воля, великая слава,-                _ /_ _ /_ _ /_ _ /_

Твоё достоянье на все времена!                _ /_ _ /_ _ /_ _ /

ДАКТИЛЬ:

Славься отечество, наше свободное,          /_ _ /_ _ /_ _ /_ _

Братских народов союз вековой;              /_ _ /_ _ /_ _ /

Предками данная мудрость народная,          /_ _ /_ _ /_ _ /_ _

Славься страна, мы гордимся тобой!          /_ _ / / _ /_ _ /

    Замечательный пример пятистопного АНАПЕСТА  мы найдём в песне Булата Окуджавы  «Виноградная косточка»:

Виноградную косточку в тёплую землю зарою,        _ _ /_ _ /_ _ /_ _/_ _ /_

И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,           /_ /_ _ /_ / /_ _ /_ _ /

И друзей созову, на любовь своё сердце раскрою,   /_ /_ _ / /_ /_ / /_ _ /_   

А, иначе, зачем на земле этой вечной живу…        /_ /_ _ / /_ / /_ /_ _ /

В этом тексте мы видим восемь дополнительных ударений на союзы, но при декламации эти ударные слоги звучат почти как безударные.
   Русскоязычный вариант гекзаметра был придуман для переводов античной поэзии, но если внимательно приглядеться к некоторым современным текстам,  можно обнаружить, что такой ритмический рисунок актуален и сейчас.  Например, текст песни «Старая башня»:

Стынет на крышах, на сонных улицах     /_ / /_ / /_ /_ _
Лунный свет.                /_ /
Старая башня в ночи сутулится,         /_ _ /_ _ /_ /_ _
Ждёт рассвет.                /_ /
Выгнули спины над старым куполом       /_ _ /_ / /_ /_ _
Облака.                _ _ /
В башне старинной неподвижные          /_ _ /_ _ _ /_ _
Спят века.                /_ /

   Если соединить длинную и короткую строки попарно, то получится  Д Д Х Д Х Х , а в последней паре строк  Д Х Х Д Х Х, т.е. гекзаметр. Роль безударного слога в конце каждой короткой строки принимает на себя пауза между двустишиями. Ритм гекзаметра мы увидим и в «Осенней песне» Поля Верлена и в некоторых японских танка.
   
 Более подробную информацию о ритмических рисунках  Вы сможете почерпнуть в Википедии, учебнике поэзии на сайте Стихи.ру и различных литературных форумах и сайтах по филологии. В заключение урока приводим стихотворение А. Кушнера. В качестве тренировки попробуйте сами разобраться, какими стопами воспользовался автор.          

Александр Кушнер

Небо ночное распахнуто настежь — и нам
Весь механизм его виден: шпыньки и пружинки,
Гвозди, колки... Музыкальная трудится там
Фраза, глотая помехи, съедая запинки.
Ночью в деревне, шагнув от раскрытых дверей,
Вдруг ощущаешь себя в золотом лабиринте.
Кажется, только что вышел оттуда Тезей,
Чуткую руку на нити держа, как на квинте.
Что это, друг мой, откуда такая любовь,
Несовершенство свое сознающая явно,
Вся — вне расчета вернуться когда-нибудь вновь
В эти края, а в небесную тьму — и подавно.
Кто этих стад, этой музыки тучной пастух?
Небо ночное скрипучей заведено ручкой.
Стынешь и чувствуешь, как превращается в слух
Зренье, а слух затмевается серенькой тучкой.
Или слезами. Не спрашивай только, о чём
Плачут: любовь ли, обида ли жжётся земная —
Просто стоят, подпирая пространство плечом,
Музыку с глаз, словно блещущий рай, вытирая.


Рецензии
Наталья, добрый вечер! Благодарю Вас за очень полезные и познавательные лекции.
С уважением, Марина.

Марина Пономарева84   01.05.2023 20:32     Заявить о нарушении