О святых для чувашского народа местах...

       Последние пару месяцев в чувашских окололитературных кругах,  да и не только в них, разгорелось  острозлободневное обсуждение вопроса кощунственного осквернения святых для чуваш мест, (район деревни Слакбаш в Белебеевском  р-не Башкирии)...
       На страницах Чувашского народного сайта чуть ли не ежедневно стали появляться статьи  возмущенных представителей чувашской интеллигенции с многочисленными комментариями националстически настроенных лиц... Только, по непонятной причине на  статьи не отозвались  ни представители Министерства культуры Чувашии, ни представители  местной администрации указанного района Башкирии, ни представители чувашской диаспоры, проживающие в Башкирии... Впечатление создалось такое, будто этот вопрос интересует только  мелких чувашских националистов...

       Суть поднятого вопроса в следующем:
       Цитата из статьи -  «О надвигающейся трагедии на Белебеевской возвышенности Башкортостана «Чувашский народный сайт» повествовал не однажды, писали независимые СМИ, каналы соцсетей в Интернете. В августовском номере № 8(160)/2019 федерального политико-экономического журнала «Регионы России» под рубрикой «Журналистское расследование» вышел разворот страниц с материалами о массовом протесте населения против строительства крупного свинокомплекса на территории легендарного историко-культурного Сильбийского заповедника, на родине многих башкирских, татарских деятелей культуры, чувашских поэтов Константина Иванова и Якова Ухсая, Героя Советского Союза Николая Павлова, полного кавалера орденов Славы Геннадия Прокопьева, художников Перасковьи Кориной и Николая Эльми и других славных людей».

        Еще цитата – «Экоконфликт превращается в национальную чуму
О том, что вокруг села Слакбаш Башкортостана возникло нешуточное противостояние местного населения и международной мясной корпорации «Таврос», официальные СМИ молчат, но сообщают независимые башкирские каналы, «Чувашский народный сайт», казанский «Idel.Реалии», постоянно освещает события группа «Правда Краснояр, Белебеевский район» в соцсети «Вконтакте».
По письму президента Чувашского национального конгресса Николая Угаслова руководители четырех чувашских культурных автономий Башкортостана в администрации Белебеевского района 13 сентября 2019 года провели встречу с представителями «Тавроса»».

И вот последняя из возмущенных статей:
         Виталий Станьял: Пусь касн; чухне сьюсь п;рчиш;н мак;рмасьсь; (В переводе: «Снявши голову, по волосам не плачут»). Автор тут сравнивает последствия строительства свинокомплекса даже с Чернобыльской катастрофой.

        В общем можно бы привести еще множество примеров, однако, полагаю, и этого достаточно.

         О святости обозначенных мест.

Рассматриваемый район воспет великим чувашским поэтом Константином Ивановым в знаменитой трагической поэме  "Нарспи"; здесь разворачиваются все действия по сюжету.
      Немного о событиях, происходящих в поэме. Сам сюжет поэмы не нов, не был он новым и во времена написания поэмы. Вообще, к теме неравного брака (неравного по возрасту),  обращались многократно деятели искусств во все времена и почти у всех народов. Можно даже сказать, что тема эта банальная и «избитая». Неудивительно, данный сюжет заинтересовал и Константина Иванова. Он из чувашских авторов первый, все события привязал к патриархальной чувашской действительности, и так у него прекрасно получилось – в этом его величие.
         Другое дело, что происходящие события он мог бы разместить где угодно на чувашской земле, и мог бы освятить  уже другие места расположения чувашских сел. Но уж, где разместил, там разместил. Поэтому, там и будем обозначать святые для чуваш, места.

        Если непосредственно  рассматривать события, скажем, по стержню, отвлекшись от художественного лирического обрамления, суть происходящих событий такова. Юную девушку по имени Нарспи, насильно выдают замуж за богатого односельчанина, значительно старше, по возрасту. А она любила юного парня из бедной семьи, Старый муж Нарспи не потерпел этого, повел себя грубо, не чурался  применять насилие по отношению к юной жене...
      Нарспи терпела, терпела..., а потом сумела достать яд и отравить жестокого мужа. После совершения преступления, сама пошла в лес и повесилась... Вот и вся история, без художественного оформления.
        Подобных историй в художественной литературе великое множество. Практически никогда финал неравных браков не приносил счастья. Вспомним народную песню: «Отдавали молоду, за седую бороду....»

        Отвлекаясь от основной темы статьи, отметим новое для нас, явление. Время не стоит на месте, меняется все, в том числе и люди. В наше время появилась категория современных «Нарспи», которая ощущает себя в неравных браках как рыба в воде. Они  перестали чураться неравных браков. Наоборот, побросав своих юных поклонников, еще не достигших высокого положения в обществе и высокого уровня материального благополучия, стали охотиться за стариками в качестве мужей, конечно же, из числа «великих» в различных сферах жизни – в искусстве, в бизнесе и т.п. Теперь уже самим старикам бы поберечься, чтобы не попасться в объятья ушлых, алчных «Нарспи»,  иначе все материальные блага, почет и уважение общества, другие достижения – все будет отнято у них, и их законных наследников и будут служить в дальнейшем этим молодухам. Печальный опыт небезыствестного Джигарханяна  может послужить тут ярким примером... Однако, я отвлекся.

         Рассматривая описанные в поэме события объективно, лично я не смог бы назвать  места в районе деревни Сильби «святыми».  Не назовешь же участок железной дороги святым, после того, как там бросилась по поезд Анна Каренина – тоже жертва неравного брака...

         О строительстве «свинокомплекса».

         Я отдаю себе отчет, что эти мои слова возмутят очень много моих земляков, не говоря уже о лицах, националистически настроенных,.  Но долгая жизнь моя научила меня быть всегда реалистом и трезво смотреть на всякие обстоятельства.
           Нельзя рассматривать вопросы, поднятые шумихой вокруг планируемого свинокомплекса в отрыве от общего хозяйственного состояния как  на рассматриваемой территории, как на территории Чувашии и, конечно же, в целом по стране.
          Последние реформы на рубеже  двадцатого – двадцать первого веков по России  изменили жизненный уклад, да так сильно, что уже на протяжении двух и более десятилетий многие никак не могут привыкнуть и смириться с происшедшими изменениями.
           Рассмотрим состояние экономики только по Чувашской республике. Колхозы-совхозы разогнаны, общественное имущество развалено и растаскано, абсолютное большинство заводов и фабрик закрыто, многие в лучшем случае превращены в торговые точки. Огромная безработица среди трудоспособного населения скрывается тем фактором, что чуть ли не половина  из них, вынуждена трудоустраиваться в качестве бесправных гастарбайтеров по всей России, от Калининграда до Камчатки... Еще совсем недавно ухоженные  поля и луга приходят в запустение, пустеть начали деревни и малые города...
      Полагаю, наши земляки – чувашское население Башкирии испытывают такие же трудности, что и на территории Чувашии. Скорее всего, описанные выше деревни – Слакбаш, Сильби...,  и др. испытывают такие же трудности, что и у нас. Там тоже большая безработица и развал колхозов и совхозов. К сожалению, автору этих строк не приходилось побывать там и он не в силах утверждать это на все сто процентов.

      Село будет процветать только там, где ведется эффективная, высокодоходная хозяйственная деятельность. Возможно, по этой причине, население этих сел не стало возражать против строительства свинокомплекса. Одним любованием окружающей природой и святым воздухом нельзя пропитаться, развивать деревню. Рожать и кормить детей не будешь, необходим надежный источник дохода....
       Вот, наши ура-патриоты подняли шум по поводу осквернения святых мест... А как людям на месте жить – об этом скромно молчат... Тогда предложите альтернативу!
Если святые места – устройте там туристический комплекс, постройте пятизвездочные отели и ..., главное, организуйте, чтобы туда не иссякал поток туристов!
       Как ни странно, наши ура-патриоты в жизни тоже реалисты. Они прекрасно понимают, что туда поток паломников невозможен, хотя, уважаемый В. Станьял и сравнивает этот район со Швейцарией... Тут все же, есть разительные отличия. Там – налаженный столетиями быт, специально приспособленный для обслуживания туристов; и не просто рядовых туристов « с улицы», а туристов из высшего сословия разных стран с богатой мошной... Там  налаженное хозяйство ведется столетиями из поколения в поколение с длинной династией. Каждый квадратный метр альпийских лугов обихожен, даже домашний скот уже выведен специально и «приспособлен» к присутствию туристов – к источнику благополучия....
     А приедет турист в Белебеевский район, что он увидит? Одичавшую природную красоту (этого, конечно не отнимешь), полнейший разор в хозяйстве, полупустые деревни, где остались одни старики и недостаточно приспособленные  лица помоложе - (кривые да косые), которым некуда податься..
      Да и «турист-то» - полунищий паломник-чуваш, который кое-как заработав небольшие деньги  в качестве гастарбайтера, в далеких от родины регионах, сможет позволить такую поездку в Башкирию (если, конечно, захочет).
      Так что, особой альтернативы со стороны «культуры» ожидать не стоит.
       Ну, если так противен свинокомплекс..., предложи другую альтернативу; пусть будет какой-то коровник... Или, какое другое производство... Помогите хотя бы, восстановить разоренные колхозы, совхозы! Главное, чтобы люди на месте могли что-то заработать и содержать свои семьи! Ведь горлопаны-националисты ничего не предлагают. Для них главное – запретить строительство...  Низззя!
        По иронии судьбы, описанная шумиха совпала «одна в одну», с другой шумихой, уже в нашей республике – вокруг строительства «Молочного комбината», работы которые хотели проинвестировать китайцы...
      Низззя!
    
     Те же наши мелкие националисты в восторге. Они восхваляют наших земляков за твердость позиции – мы твердо защищаем наше право, остаться нищими в своей республике. Наше дело правое – мы победим...

В заключение только приведу еще одну цитату из сообщения сайта «Майл.ру» от 25 октября 2019 г.
         
 5 часов назад, источник: BBC News Русская служба
Заброшенная русская деревня, которую возродили китайцы
В деревне Димитрово в Еврейской Автономной Области в 2010 году проживали всего 16 человек. За последние 10 лет ее население уменьшилось еще сильнее и по факту деревня стала заброшенной.
Но после того, как сюда приехали работать фермеры из Китая, деревня буквально расцвела. Китайцы отремонтировали дорогу, поставили автобусную остановку, провели свет и стали нанимать немногих оставшихся в деревне людей на работу. О том, как устроена жизнь в Димитрове — в новом видео Русской службы Би-би-си.

А у нас, ни-ни!

Д О Б А В Л Е Н И Е

Данная статья  нуждается в некотором разъяснении.
 Дело в том, что у нас в Республике имеются некоторые понятия и вещи, к которым националистически настроенные лица относятся крайне щепетильно и, их ни при каких обстоятельствах обсуждать не принято. Хвалить можно, но при этом, не только критиковать, но даже робкие попытки объективно рассматривать вопросы по поводу их возникновения и качественных характеристик, жестко пресекаются. Предпримет попытку такую, представитель русских – то он шовинист и ксенофоб; взялся вот чуваш – то я конечно же предатель родного мне чувашского народа. После публикации статьи на «Чувашском народном сайте» поднялась буря возмущенных комментариев, Ни одного комментария в поддержку – тут ощущается некое давление.
 Все я не приведу – их много, приведу только отрывок из одного, напечатанного тоже в виде отдельной статьи: «Еще раз о святых местах» от 31. 10. 2019 г. Автор Елена Ухсай.
Сама по себе, Е. Ухсай, дочь Я. Г. Ухсая, собой ничего не представляет, не всегда у великих людей дети гениальны. Но она обладательница громкой фамилии и «законного права» обвинять во всех смертных грехах людей, несогласных  с личным ее мнением и с мнением национально настроенных представителей чуваш. По этой причине охотно навешивает ярлыки.
Итак:.
«С большим удивлением прочитала статью «О святых местах для чувашского народа». Апологет свинокомплекса и других «высокодоходных» китайских предприятий, автор хочет доказать нам, что святые места чувашей вовсе не являются таковыми. Он поливает грязью светлый образ Нарспи и, по сути, отрицает значение Константина Иванова, хотя и называет его великим, противореча себе. Зато, захлебываясь от восторга, он превозносит свинячий рай, привнесенный добрыми дядями из «Тавроса», где «нищие чуваши» — дураки, («кривые да косые») наконец-то обретут счастье. Кого-то мне все это напоминает. Не Смердякова ли? Достоевский как в воду глядел.
В своих попытках оскорбить великого поэта вы не оригинальны. Не могу назвать вас «уважаемый», потому что ваш пасквиль насквозь пронизан ненавистью к чувашскому народу. В 30-ы годы Иванова обвиняли во всех смертных грехах, называя то кулацким бардом, то буржуазным националистом, то обвиняли в бесклассовости, теперь обвиняют в классовом подходе, потому что он обижает бедных богатеньких Тохтаманов. Дело вовсе не в количестве «бродячих сюжетов» в мировой литературе, а в том, насколько совершенно исполнено национально-художественное воплощение этого сюжета. Иванов гениально справился со своей задачей. И между прочим - для непосвященных - он заложил основу чувашского литературного языка, нанизав на художественную ткань перлы наречий анатри и вирьял в понятной для всех форме. И в этом его великая заслуга.
Вы, конечно, поэму не читали. Брак был равный. Нарспи из богатой семьи, ее отец Михедер не менее богат, чем Тохтаман. Величие образа Нарспи в том, что она отстаивает фундаментальные человеческие ценности – свободу, право любить и быть любимой. И она не имеет ничего общего с теми молоденькими хищницами, о которых вы пишете. Это небо и земля. Отказавшись идти на компромисс с мирским эгоизмом, Нарспи осознанно идет навстречу своей судьбе и погибает.
Деревни Сильби, к вашему сведению, сейчас нет. Рядом с этим местом, всего в полутора километрах и планируется свинокомплекс. Сильби это прародина Иванова. Предки К.В. Иванова и Я.Г. Ухсая, основатели города Белебея, бежали сюда после того, как указом императрицы Елизаветы были выселены из города. В Сильби они основали большое село (Силпи ял; – асл; ял, Хула тий;н ин;етрен. Ах;р, кунти ч;вашсен Мул; Пур-т;р ;ав в;сен), а потом заложили Слакбаш»....

   НЕБОЛЬШОЕ ДОБАВЛЕНИЕ:
   Лично я не знал, что д.Сильби уже нет. А как выглядят  "брошенные деревни" никому показывать не надо, все знают.  Получается картина еще более удручающая, чем я попытался обрисовать, Очень жаль, что уважаемая Е. Ухсай не потрудилась вникнуть в смысл моей статьи и скорее бросилась оскорблять автора в отсутствии у него "местного патриотизма"


Рецензии