Конкурс 5 - Имена. Андрей Белый

 Дорогие наши постоянные участники и гости!

  Объявляется 5-ий конкурс серии "Имена"  "Андрей Белый"!

***
Андрей Белый (Бугаев Б. Н.)

(1880 - 1934)

Андрей Белый (настоящее имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) родился 14 (26 по новому стилю) октября 1880 года в Москве в семье видного ученого-математика и философа-лейбницианца Николая Васильевича Бугаева, декана физико-математического факультета Московского университета. Мать, Александра Дмитриевна, урожденная Егорова, — была одной из первых московских красавиц. Вырос в высококультурной атмосфере «профессорской» Москвы. Сложные отношения между родителями оказали тяжелое воздействие на формирующуюся психику ребенка, предопределив в дальнейшем ряд странностей и конфликтов Белого с окружающими. В 15 лет познакомился с семьей брата В. С. Соловьева — М. С. Соловьевым, его женой, художницей О. М. Соловьевой, и сыном, будущим поэтом С. М. Соловьевым. Их дом стал второй семьей для Белого, здесь сочувственно встретили его первые литературные опыты, познакомили с новейшим искусством (творчеством М. Метерлинка, Г. Ибсена, О. Уайльда, Г. Гауптмана, живописью прерафаэлитов, музыкой Э. Грига, Р. Вагнера) и философией (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьев).

Борис Николаевич окончил в 1899 году лучшую в Москве частную гимназию Л. И. Поливанова, в 1903 — естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Уважение к точным наукам и своего рода чувство гордости за сопричастность им он пронес через всю жизнь. Это сказалось и в его колоссальной эрудиции, дававшей ему возможность свободно чувствовать себя в спорах и дискуссиях на самые разные темы, и в его критических и теоретических работах, когда для доказательства того или иного положения привлекались материалы из истории, естествознания, политэкономии, математики. В гимназические годы обнаружились и гуманитарные склонности Белого, особенно его привлекали литература и философия: русские классики, среди которых он особенно выделял Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, Шопенгауэр, Кант, Спенсер, Ницше. «С благодарностью вспоминаю и другого (кроме Л. И. Поливанова, словесника, директора гимназии.— А. А.) учителя моего, священника Н. П. Добронравова, укрепившего во мне серьезное отношение к вопросам религиозным»,— напишет Белый позже.

В 1904 году поступил на историко-филологический факультет, однако в 1905 прекратил посещать занятия, а в 1906 подал прошение об отчислении в связи с поездкой за границу.

В 1901 году он сдает в печать «Симфонию (2-ю, драматическую)» (1902). Тогда же М. С. Соловьев придумывает ему псевдоним «Андрей Белый». Литературный жанр «симфонии», созданный писателем (при жизни опубликованы также «Северная симфония (1-я, героическая)», 1904; «Возврат», 1905; «Кубок метелей», 1908), сразу продемонстрировал ряд существенных черт его творческого метода: тяготение к синтезу слова и музыки (система лейтмотивов, ритмизация прозы, перенесение структурных законов музыкальной формы в словесные композиции), соединение планов вечности и современности. В 1901-1903 годах входит в среду сначала московских символистов, группирующихся вокруг издательств «Скорпион» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ю. К. Балтрушайтис), «Гриф» (С. Кречетов и его жена Н. И. Петровская, героиня любовного треугольника между ней, Белым и Брюсовым, отразившегося в романе последнего «Огненный ангел»), затем знакомится с организаторами петербургских религиозно-философских собраний и издателями журнала «Новый путь» Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус. С января 1903 года начинает переписку с А. А. Блоком. (личное знакомство с 1904), с которым его связали годы драматической «дружбы-вражды». Осенью 1903 года становится одним из организаторов и идейных вдохновителей жизнетворческого кружка «аргонавтов» (Эллис, С. М. Соловьев, А. С. Петровский, М. И. Сизов, В. В. Владимиров, А. П. Печковский, Э. К. Метнер и др.), исповедовавшего идеи символизма как религиозного творчества («теургии»), равенства «текстов жизни» и «текстов искусства», любви-мистерии как пути к эсхатологическому преображению мира. «Аргонавтические» мотивы развивались в статьях Белого этого периода, напечатанных в «Мире искусства», «Новом пути», «Весах», «Золотом руне», а также в сборнике стихов «Золото в лазури» (1904). Крушение «аргонавтического» мифа в сознании Белого (1904-1906) произошло под влиянием ряда факторов: смещения философских ориентиров от эсхатологии Ницше и Соловьева к неокантианству и проблемам философского обоснования символизма, трагических перипетий неразделенной любви Белого к Л. Д. Блок (отразившихся в сборнике «Урна», 1909), раскола и ожесточенной журнальной полемики в символистском лагере. События революции 1905-1907 года были восприняты Белым поначалу в русле анархического максимализма, однако именно в этот период в его поэзию активно проникают социальные мотивы, «некрасовские» ритмы и интонации (сборник стихов «Пепел»,1909).

1909 – 1910-е годы — начало перелома в мироощущении Белого, поисков новых позитивных «путей жизни». Подводя итоги прежней творческой деятельности, Белый собирает и издает три тома критических и теоретических статей («Символизм», 1910; «Луг зеленый», 1910; «Арабески», 1911). Попытки обретения «новой почвы», синтеза Запада и Востока ощутимы в романе «Серебряный голубь» (1910). Началом возрождения («второй зари») стало сближение и гражданский брак с художницей А. А. Тургеневой, разделившей с ним годы странствий (1910 - 1912, Сицилия — Тунис — Египет — Палестина), описанные в двух томах «Путевых заметок» (1911 - 1922). Вместе с ней Белый переживает и новый период восторженного ученичества у создателя антропософии Рудольфа Штейнера (с 1912 года). Высшее творческое достижение этого периода — роман «Петербург» (1913; сокращенная редакция — 1922), оказавший огромное влияние на крупнейших романистов XX века (М. Пруст, Дж. Джойс и др.).

В 1914 – 1916 годах живет в Дорнахе (Швейцария), участвуя в строительстве антропософского храма «Гетеанум». В августе 1916 года возвращается в Россию. В 1914 – 1915 годах пишет роман «Котик Летаев» — первый в задуманной серии автобиографических романов (продолжен романом «Крещеный китаец», 1927). Начало Первой мировой войны воспринял как общечеловеческое бедствие, русскую революцию 1917 года — как возможный выход из глобальной катастрофы. Культурно-философские идеи этого времени нашли воплощение в эссеистическом цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III. Кризис культуры», 1918), очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сборнике стихов «Звезда» (1922).

В 1921 - 1923 годах Андрей Белый живет в Берлине, где переживает мучительное расставание с Р. Штейнером, разрыв с А. А. Тургеневой, и оказывается на грани душевного срыва, хотя и продолжает активную литературную деятельность. По возвращении на родину предпринимает множество безнадежных попыток найти живой контакт с советской культурой, создает романную дилогию «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом», оба 1926), роман «Маски» (1932), выступает как мемуарист — «Воспоминания о Блоке» (1922 - 1923); трилогия «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934). Он пишет теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934). Однако «отвержение» Белого советской культурой, длившееся при его жизни, продолжилось и в его посмертной судьбе, что сказывалось в долгой недооценке его творчества, преодоленной только в последние десятилетия.

Андрей Белый умер в Москве 8 января 1934 года.

***

Итак, на столе ведущей книга серии "Из литературного наследия" "Андрей Белый. Стихотворения. Репринтное воспроизведение сборника 1923 г." издание 1988 года, издательство "Книга", Москва.

Будем внимательны!!!  Стихи располагаются на страницах:

Сборник "Золото в лазури": 
Раздел "В полях" - 17 - 46 стр.
Раздел "В горах" - 49 - 77 стр.
Раздел "Не тот" - 81 - 112 стр.
Сборник "Пепел":
Раздел "Глухая Россия" - 119 - 165 стр.
Раздел "Прежде и теперь" - 171 - 209 стр.
Сборник "Урна":
Раздел "Снежная дева" - 219 - 250 стр.
Раздел "Лета забвения"  - 255 - 296 стр.
Раздел "Искуситель" - 301 - 326 стр.
Поэма "Мертвец"  - 331 - 345 стр.
Поэма "Христос воскрес" - 351 - 371 стр.
Цикл "Королевна и рыцари" - 377  - 405 стр.
Цикл "Звезда" - 411 - 468 стр.
Цикл "После звезды" - 473 - 506 стр.

На странице приблизительно  до 30 строк!

Для участия в конкурсе:

1) написать рецензию с заявкой, где указать страницу, номер строки по счёту снизу или сверху (например, "7 снизу" или "24 сверху") можно заказать до 4 строк, но идущих подряд (если выпала пустая страница, то строки с последующей). Ведущая посылает вам заказанные строки в замечании к вашей рецензии. Замена строк возможна и несколько раз! Не стесняйтесь, главное, чтобы посетило вдохновение!

2) Из указанных строк любое количество (1-4) процитировать в своём произведении, объёмом от 6-32. Можно также взять отрывок в качестве эпиграфа. Желательно соблюдать предложенный стихотворный размер.

3) написанное на конкурс произведение опубликовать и заявку оформить в виде строки в замечании под своей рецензией с заявкой на строки:

Имя автора "название" ссылка на публикацию.

4) принимается по одной заявке от одного автора. И на конкурс принимается не более 20 произведений! После 20 заявок приём будет закрыт, но останется время для написания стихов.

*
Если на странице в поэтическом сборнике окажется меньше строк, чем номера заявленных, будут взяты последние 1-4 строки, как закажет участник.

Приём заявок и новых произведений до 7 ноября, включительно! Затем будет объявлено голосование. А после подведены итоги по выявлению лучшего стихотворения по строкам поэта.

Для настроения привожу одно из стихотворений поэта-символиста.

* * *
Все тот же раскинулся свод
над нами лазурно-безмирный,
и тот же на сердце растет
восторг одиночества лирный.

Опять золотое вино
на склоне небес потухает.
И грудь мою слово одно
знакомою грустью сжимает.

Опять заражаюсь мечтой,
печалью восторженно-пьяной...
Вдали горизонт золотой
подернулся дымкой багряной.

Смеюсь - и мой смех серебрист,
и плачу сквозь смех поневоле.
Зачем этот воздух лучист?
Зачем светозарен... до боли?

Апрель 1902
Москва

----------------------------

Всем удачи и вдохновения на пути открытия творчества новых имён!

Ведущая и автор проекта "Имена" Татьяна Игнатова.

Иллюстрация: Рисунок Леона Бакста "Андрей Белый"


Рецензии
Приём произведений закрыт! Кто не успел, тот опоздал! Голосование...

Клуб Золотое Сечение   08.11.2019 01:02     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.