Я-дочь офицера ч. 30. Все по-другому

 "Все    по-другому"

          Вскоре мамочка уехала к отцу в Ленинград, где они сняли квартиру на
период прохождения им Высших Артиллерийских курсов, а мы с  семилетней сестрой, поступление в школу которой было отложено из-за переезда до следующего года , (о чем позже жалели),  остались у бабушки.
 Я думаю, как по - разному воспринимается нами мир, окружающий нас, - всего лишь три недели назад,когда мы находились здесь в отпуске, он, этот мир, казался мне радужным, моё нахождение в нем - сущим праздником, но теперь..., теперь все воспринималось иначе.

         Тогда, в тот год, с нами жил ещё и шестилетний двоюродный брат, сын маминого брата Николая,  капитана дальнего плавания, обычно уходившего в море на несколько месяцев.
Они с моей младшей сестрой -  почти ровестники, посещали старшую группу детского сада, руководила которой  тетя Соня - средняя сестра мамы .
   
        -"Доброе утро, товарищи...., приступаем к утренней гимнастике"-
      призывно-побуждающе звучит  бодрый голос диктора по радио.
 И всё!  Всё и все просыпалoсь в доме.
Тетя Соня расталкивала младших и, быстро справившись со всеми утренними приготовлениями, "тащила" ещё толком не проснувшихся детей к трамвайной остановке.
Несколько трамвайных остановок, ещё метров четыреста до сада .., и... вот он сад с непременным теплом, запахом манной каши, ещё сонных Сережек и  Людочек в раздевалке....
- Здравствуйте, Софья Петровна! Приветливо с явным теплом и уважением здороваются с моей тетей Соней родители. Они спокойно вручали своих детей ей, замечательной воспитательнице, настоящему, прекрасно подготовленному профессионалу.
          Сравнение, 111- го  детсада  периода 50-х - 60-х и современными детскими садами, явно не в пользу последних.   О детях заботились, как о своих собственных, если не больше.
Питание было многообразным, сытным, полезным и исключительно из самых свежих и натуральных продуктов.
И, ведь дети не болели, и были спокойны, веселы, жизнерадостны.
          Развитию садовских детей способствовало строгое, неукоснительное следование программе, разработанной методистами специально для дошкольников, - стихов и песен знали множество. Детских песен!
Именно детских, но не о любви, тех популярных песен взрослых, которые обычно исполняют дети  на всех известных ныне конкурсах.
         Нужно вообще отдать должное советской методике  воспитания детей.
Телепрограммы и детсие фильмы были интересными, нравственными, запоминающимися.Помните "Дети капитана Гранта" , "Васек Трубачев и его товарищи", всех не перечислишь .
   
           А для меня новая школа в Горьком стала сущим испытанием.
Во всем! Обычное стандартное здание советской школы казалось мне оромным. Возрастные параллели из нескольких классов, ученики, суетливо и шумно переходящие на каждой переменке из класса в класс, - нелепая, ненужная на мой взгляд, кабинетная система, где кабинет литературы отличался от кабинета
географии лишь наличием стандартного набора портретов выдающихся писателей и отсутствием карты.
          Новые учителя, академически-строгие, чужие, - все это подавляло меня, вызывая ежедневную  головную боль и непроходящую тоску и усталость настолько, что
даже всегда уютная, теплая, совешенно спокойная , умиротворяющая ( с мерно тикающими старыми ходиками ), обстановка нашего большого дома, и  добрейшая, мудрейшая бабушка, - не восстанавливали моих сил.
    
          Но так любимый мной большой старый сад был для меня по-прежнему отдохновением.
 В сентябре  в ясные дни я часто выходила в сад, подходила к любимой яблоне, гладила ее ствол, - мне казалось тогда, что она чувствовала моё расположение к ней и будто улыбалась мне в ответ легким шелестом ещё вовсю зеленых листьев, порой  одаривая внезапно падающим спелым, крепким, краснобоким яблоком.
     Осеннее солнце было шедрым в тот год.
 Еще хороши были и цветы осени - астры, хризантемы, обширные кусты каких-то мелких ромашек-звездочек, разбросанных по всему саду, бархатцы у крыльца.
       Но каково же было моё удивление, когда я в один из октябрьских дней, выйдя на крыльцо утром, вдруг заметила, что эти бархатцы у крыльца стали "стеклянными".
Они были прекрасны! Поистине прекрасны: яркие цветы, стойко державшиеся на своих замерзших стебельках - ножках, будто явившиеся из какого-то волшебного мира.
   
          В этот же октябрьский день приехала из Ленинграда мамочка и пробыла с нами около двух недель.
- Ленинград - совсем другой, особенный город,- рассказывала она нам всем, собравшимся за традиционным самоварным чаепитием, - о красоте его и говорить нечего, красивее его уверена, что нет города в мире.
Стараемся, не смотря на загруженность отца, везде побывать и все увидеть
- Где побывать, - переспрашиваю я маму, - в музеях?
 - Ты же знаешь своего отца,- он всегда отдавал предпочтение искусству.
Побывали уже в Александриинском и Мариинке, а из музеев пока лишь в Русском.
- Это дворцы так называются, а ты - театры, - перебивает маму бабушка.
- Да, театры.- уточняет мамочка и я замечаю, как вдруг резко меняется выражение ее лица с восторженного на грустое.
- Что мамочка? - встревоженно спрашиваю я.
- За отца тревожусь, - уж очень устает, жалуется на головные боли, - пояснила всем нам мама.
- Сложно все там на этих Высших Курсах, там ведь с  ним многие из Генштаба учатся...
 - Но знаешь, - глядя на меня, уже улыбаясь, говорит не без гордости мама,
 - Твой отец молодец!    Дают им такие тактически сложные задачи, что даже геншабовцы не справляются,
а твой отец решает. Вот так!
Мама знала, что я всегда гордилась выдающимися логическими способностями отца.
Ох, как же мне сейчас не доставало его помощи в подготовке уроков математики и особенно физики.
Да, просто - напросто не доставало его участия и присутствия здесь, как обычно это всегда было раньше, - рядом с нами, его детьми, и мамой.
 
    На следующий день произошло нечто!
Наши младшие вдруг решили сбежать из сада по случаю такого праздника, приезда  моей мамы, ведь дома их ждали новые игрушки, привезенные ею и сладости, до которых дети были большими охотниками.
Как им удалось незаметно исчезнуть, я не помню.
Но, пройдя несколько трамвайных остановок по линии движения трамвая, перейдя мост с редкими перекладинами над небольшой речушкой, они благополучно и довольно быстро добрались до дома.
Весьма собой довольные, отправились к бабушке, у которой обычно хранились все вкусности, и мой шестилетний кузен, явно подлизываясь к ней и не без хитринки, заявил.
 - А дай нам, пожалуйста, ключик от буфета, я тебя конфетками угощу.
Мама разумеется уже в эти минуты  бежала к расположенному в ста метрах телефону -автомату, единственному в ближайшем околотке.
 - Они - дома, дома. Не волнуйся, пожалуйста. - говорила она сестре, готовой упасть в обморок там, на другом конце провода.
- Вот как? А мы весь  сад, всю территорию обыскали! Как только они до этого додумались?! - отвечала с заметной дрожью в голосе тетя Соня.
      Естественно, вожделенное лакомство было заменено куда менее приятным для беглецов действом.
                (продолжение  следует).


Рецензии