Триипостасное Божество. Икона

Триипостасное Божество. Икона. 1-я пол. XIX в. (Старообрядческая школа, Ветка)

Икона иллюстрирует стихеру восьмого гласа, звучащую на Великой вечерне Пятидесятницы (творение Льва владыки):
«ПРИИДИТЕ, ЛЮДИЕ, ТРИСОСТАВНОМУ Б(О)ЖЕСТВУ ПОКЛОНИМСЯ, С(Ы)НУ ВО ОТЦЕ СО С(ВЯ)ТЫМ Д(У)ХОМ, ОТ(Е)ЦЪ БО БЕЗЪЛЕТЕН РОДИ С(Ы)НА СОПРИСНОСУЩНА И Д(У)ХЪ С(ВЯ)ТЫ БЕ ВО ОТЦЕ СЪ С(Ы)НОМ ПРОСЛАВЛЯЕМ, ЕДИНА СИЛА, ЕДИНО СУЩЕСТВО, ЕДИНО БОЖЕСТВО».

Известно, что определением Большого Московского Собора 1667 г., осудившего патриарха Никона, Изображения Новозаветной Троицы были запрещены. Собор делал исключение для изображений Апокалипсиса, где полагает допустимым «ради тамошних видений» изображать Бога Отца в образе Старца, Ветхого днями.

Рассматриваемая икона содержит кроме изображения "Триипостасное Божество" - тетраморф - четыре животных, символизирующих евангелистов. В Откровении Иоанна, которое как раз и описывает Апокалипсис [так что икона не является на сегодня заперщенной Большим Московским Собором], указанный тетраморф представлен в образе отдельных четырёх апокалиптических существ (лат. quattuor animalia «четыре живущих»; четыре живых существа у протестантов) — стражей четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая.

Вообще Тетраморф в Апокалиптическом видении появляется в христианстве по версии современных библеистов в 81-90 годы от Рождества Христова. Упоминания и цитаты из книги Откровения Иоанна Богослова встречаются  у христианских авторов II века. Причем долгое время Откровение Иоанна не было признано каноническим. До сих пор у старообрядцев-доникониатов, насколько известно мне, нет четкого указания на неотвратимость Апокалипсиса. 

Любопытно, что Тетраморф практически одновременно появляется не только в христианском учении, но и у каббалистов - Книга «Зоар» (150 год от Рождества Христова).  Известность указанная книга получает лишь в XIII веке.   В каббале четыре существа носят название «хайот а-кодеш» (букв. «святые животные»). Потому что  Ангелы согласно учению — это разумные, духовные существа, но человек стоит выше ангелов.

" Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой,
А в городе том сад, все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы:

Одно, как желтый огнегривый лев,
Другое вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.


А в небе голубом горит одна звезда.
Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда."

Это слегка отредактированная версия стихотворения "Рай" Анри Волхонского.

Существа стали символами авторов четырех канонических  Евангелий и формой их традиционного символического изображения с VII века:

Матфей в образе ангела,
Марк в образе льва,
Лука в образе тельца,
Иоанн в образе орла.

До этого священные животные и евангелисты соотносились и иными сочетаниями.

На ветковской иконе "Триипостасное Божество":

Матфей в образе ангела,
Марк в образе орла,
Лука в образе тельца,
Иоанн в образе льва.

Это изначальная (первая) трактовка (версия) появившаяся во II веке, автором считается  Ириней Лионский. К слову, именно Ириней Лионский объявил 4 книги — Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна — авторитетным Писанием Церкви. Прочие евангелия того времени были отторгнуты. Кроме того именно Ириней Лионский вел борьбу с гностиками, которые утверждали, что только апостолы обладают тайным знанием, полученным от Христа: "епископы различных мест являются преемниками апостолов и их преемственность является авторитетным источником толкования Священного Писания".


Рецензии
Враньё, свиваясь в косы,
душит главу, носящую власы,
и искажает то, что - в уши.

Большаков Алексей   24.10.2019 19:06     Заявить о нарушении
И к какому месту применимо ваше резкое слово: враньё?
К Троице?
К Иконе?
К Тетраморфу?
К Апокалипсису?
К Зоар?
К канонизации евангелий?
...
Я не поняла к чему Вы это сказали?

Татьяна Ульянина-Васта   24.10.2019 19:09   Заявить о нарушении
Вы помните день рождения соседа?

Большаков Алексей   24.10.2019 19:26   Заявить о нарушении
я - про соседа спросил

Большаков Алексей   24.10.2019 19:36   Заявить о нарушении
Вот - а тут про доску рассказ глубиной за тысячу лет

Большаков Алексей   24.10.2019 20:17   Заявить о нарушении
Где я написала, что Иконе 1000 лет?
Это икона 19 века. Там есть более старые. Но эта икона позапрошлога века. Или Вы думаете, что человечество сюда загрузили 5 марта 1953 года?
Я знала своих дедов которые родились в 80-е годы 19 века. Знала старуху, что родилась при крепостном праве.
Что Вы мне такое пытаетесь доказать?

Татьяна Ульянина-Васта   24.10.2019 20:25   Заявить о нарушении
не только в христианском учении, но и у каббалистов - Книга «Зоар» (150 год от Рождества Христова).

Большаков Алексей   24.10.2019 21:10   Заявить о нарушении
Это изначальная (первая) трактовка (версия) появившаяся во II веке, автором считается Ириней Лионский. К слову, именно Ириней Лионский объявил 4 книги — Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна — авторитетным Писанием Церкви.

Большаков Алексей   24.10.2019 21:11   Заявить о нарушении
Спаситель родился в 14 веке, евангелисты составили писания после,
а этот "голубь" ещё во втором веке их классифицировал!

Большаков Алексей   24.10.2019 21:13   Заявить о нарушении
Вам даты не нравятся?
А какова Ваша версия?
Когда эти знания были открыты человечеству?
Очень похоже все на шумеров - но я никогда не сталкивалась с шумерами.
Хотя хотела. Но на все мои хотелки у меня нет денег...

Татьяна Ульянина-Васта   24.10.2019 21:13   Заявить о нарушении
Хула на Дух Святой...
Не втягивайте меня в это.
Я хотела показать в тексте - что это одна и та же система!
Что Евангелие (если оно признает Апокалипсис) - что Зоар.
Ну. Там конечно "нью-анасы".
К слову - и в жизни - одна.

Татьяна Ульянина-Васта   24.10.2019 21:17   Заявить о нарушении
Судя по полному отсутствию библейских персонажей
у говоруна Александра Сергеевича, всё это
стали активно втирать после его жизни.

Большаков Алексей   24.10.2019 21:18   Заявить о нарушении