Диктанты. Автор Ирина Расулова

СОВЕТ МЕДВЕЖОНКУ

Что за крики из берлоги:
- Не хочу учить уроки! 
Мама Мишку тянет в школу-
Он прилип к её подолу,
А потом залез на ёлку.
- Нет от школы, мама, толку.
Я ведь правила учу -
У доски стою, молчу.
Буквы прыгают в словах,
Не удержишь на местах.
Написал: « Пашол дамой».
- Ха! Безграмотный какой!-
Мне кричат друзья-волчата.
Тычут лапкою бельчата.

- Не отчаивайся, Мишка,
Доставай быстрее книжку.
Будем мы стишки читать
И слова запоминать.

 ***

 Шёл по тропке МЕДВЕЖОНОК,
 В лапах мёда нёс БОЧОНОК.
 Пел на радостях куплеты
 О деньках ПРЕКРАСНЫХ лета.
 Средь ромашек мишка сел,
 Ещё громче ЗАРЕВЕЛ.
 РАСПУГАЛ вокруг сверчков,
 ПТИЧЕК, ПЧЁЛ и ПАУЧКОВ.
 ОБЛЕТЕЛИ ЛЕПЕСТКИ,
 И поникли СТЕБЕЛЬКИ.
 Громкой песне нет конца.
 К маме мишки шлют гонца:
- Успокойте вы сынишку,
 Пусть читает лучше книжку.
 А мамаше невдомёк:
- Как Шаляпин, мой сынок.

***

Просмотрел стишок глазами,
Написал, отдал лист маме.
- Мишка, маленький отрывок
Написал ты без ошибок!

Чтобы грамотными стать,
Надо много книг читать.

**************************
ПЕСЕНКА. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

В поездку ИНТЕРЕСНУЮ
Отправилась КОМПАНИЯ.
В ДОРОГЕ пели песенку
О солнечной Испании.
На ЯХТЕ плыли ПАРУСНОЙ
По морю ЯРКО-СИНЕМУ.
Шумели волны РАДОСТНО,
И прыгали ДЕЛЬФИНЫ в них.
Причалив к  ПОЛУОСТРОВУ,
Пошли смотреть ОКРЕСТНОСТИ,
Там скалы пикой острою
Сразили тучу ДЕРЗКУЮ.
И травы ИЗУМРУДНЫЕ
Вмиг ПОТЯНУЛИСЬ к солнышку.
Сбежали тучки ГРУСТНЫЕ,
Смахнув слезу в ПОДСОЛНУШКИ.
А дети ПУТЕШЕСТВУЮТ,
Знакомясь с ДИВНОЙ МЕСТНОСТЬЮ,
Мир оглашая песнею
Про РАДУГУ  ЧУДЕСНУЮ.

____________________________________

Текст предлагается детям для зрительного
диктанта, прочитать и по отрывочкам писать
по памяти.

ТУМАН И СОЛНЫШКО

 На заре туман покрыл
 Пледом травушку.
 Не хватило солнцу сил
 На забавушку:
 Разогнать туман густой,
 Клочья белые
 Разбросать в глуши лесной.
 Гроздья спелые
 Скрыть под белой пеленой
 От воронушки.
 Только сам шутник седой
 Место солнышку
 Уступил среди дубов
 На деляночке.
 Разбудил всех луч от снов
 На поляночке.
 Протирают все цветы
 Глазки сонные.
 Из росинок душ кусты
 Им устроили.
 Засветилась чистотой
 Вся дубравушка.
 Изумрудной красотой
 Блещет травушка.
______________________________________

2 вариант.
 Прочитав 1 вариант, во втором тексте
вставить по памяти пропущенные буквы.

 На з...ре туман п...крыл
 Пледом травушку.
 (Не)хватило солнцу сил
 На забавушку:
 Разогнать туман густой,
 Клоч...я белые
 Ра(з,с)бросать в глуши л...сной.
 Грозд...я спелые
 Скрыть под белой п...леной
 От воронушки.
 Только сам шутник с...дой
 Место солнышку
 Уступил среди дубов
 На деляноч(ь?)ке.
 Ра(з,с)будил всех луч(ь?) от снов
 На поляноч(ь?)ке.
 Прот(и,е)рают все цветы
 Гла(с,з)ки со(нн,н)ые.
 Из р...синок душ(ь?) кусты
 Им устроили.
 Засв...тилась ч...стотой
 Вся дубравушка.
 Изумрудной кр...сотой
 Блещ(е,и)т травушка.
______________________

ЗИМНИЙ КОВЁР. Диктант для младших школьников

1.
Над избой моею вихрем
Ветер с полюса летит.
За окошком тихо-тихо
Ветка мёрзлая звенит.

Ледяным дыханьем север
Подморозил лес и сад,
Иней,как лебяжьи перья,
Дивным сделал их наряд.

Я рукой поймаю ветер
И в кайму вплету ковра,
При неярком лунном свете
Вышивать я до утра

Буду зимние картины:
Занесённый снегом лес,
И сверкающие льдины,
Синь бездонную небес.

Расстелю ковёр я в поле,
Пусть любуется народ.
Солнце лучик свой весёлый
В центр орнамента вплетёт.
2.
Проверьте  грамотность  детей. Предложите им второй вариант стихотворения, пусть вставят нужные буквы, затем сравните написанное ими с первым вариантом.


Над избой моею вихрем
Вет(и,е)р с полюса л(и,е)тит.
За окошком тихо-тихо
Ветка мёрзлая зв(и,е)нит.

Л(и,е)дя(нн,н)ым дыханьем север
Зам(а,о)розил лес и са(т,д),
Иней, как  лебяж(ъ,ь)и пер(ъ,ь)я,
(С,з)делал дивным  их наря(т,д).

Я рукой п(а,о)ймаю ветер
И в кайму впл(и,е)ту к(а,о)вра,
При (не)ярком лу(н,нно)м свете
Выш(ы,и)вать я до утра

Буду зимние картины:
Зан(и,е)сё(н,нн)ый снегом лес,
И бл(и,е)стающие льдины,
Синь бе(с,з)до(н,нн)ую небес.

Ра(с,сс)т(и,е)лю ковёр я в поле,
Пусть любует(?)ся народ.
Солнце  луч(е,и)к свой в(и,е)сёлый
В центр орнамента  вплетёт.

***
ПЕСНИ СОЛНЫШКУ. Зрительный диктант

Ливень ночью смыл потоки
Чёрных туч.
Утром СОЛНЦЕ появилось
Из-за круч.
Краской яркой ЗАСВЕТИЛСЯ
Дивный лес,
Изумрудом ДРАГОЦЕННЫМ
Горных мест.
Обрамляют вид ЧУДЕСНЫЙ
Небеса.
СОБИРАЕТСЯ вдали
Опять гроза.
Но взмахнул крылом ГИГАНТСКИМ
Ураган,
Громы с молнией отнёс
За ОКЕАН.
Блещет солнце ЗОЛОТОЕ
В синеве
И полощет ручки-лучики
В волне.
Над водою чайки РАДОСТНО
Снуют.
Звонко птицы гимны солнышку
Поют.
***
Текст предлагается детям для зрительного
диктанта, прочитать и по отрывочкам писать
по памяти.

ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ. Грамматика

 Гибкий тростник ветру кланялся низко:
- Осень спешит, уж дыхание близко.
 Песню пропой о последнем дне лета.
 Блеск паутинок повсюду - примета.

 В спешке паук обрывал с веток нити.
 Ищет своим паучатам укрытье.
 Даже гамак в беспорядке им брошен.
 Жёлтые листья устлали дорожки.

 Ветер исполнил рапсодию лета.
 Пели тростник и цветы до рассвета.
 Утром морозцем их лёгким накрыло.
 Осени Лето свой трон уступило.
________________________________________

Можно проверить правописание согласных в корне и на конце слов,
подобрав родственные слова, чтобы согласный звук слышен был чётко.
Выписать по памяти эти слова.
 ниЗко - ниЗЕнький
 гиБкий - гиБОк
 друГ- друГУ
 блиЗкий - блиЗОк
 дороЖка - дороЖЕнька
 мороЗцем - мороЗЕц

*******************************

ДВЕРЬ В РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР

 Нам Весна открыла дверь в разноцветный мир,
 Где волной загадочный плещется эфир.
 И Весна сзывает всех на роскошный пир:
 Сок берёз, вишнёвый мусс, из цветов зефир.

 Осыпает путь гостям лепестками роз.
 А эфир уводит нас в царство дивных грёз.
 В тучи чёрные завёл - зарожденье гроз,
 Но потом оставил вдруг мокнуть у берёз.

 Дерева раскинули ветви, словно зонт.
 Солнышко расчистило неба горизонт,
 Указало лучиком: за мостом - перрон...
 К нам бежит по радуге солнечный вагон.
__________________________________________

Эфир (светоносный эфир, от др.-греч. ;;;;;, верхний слой воздуха; лат. aether) — гипотетическая всепроникающая среда, колебания которой проявляют себя как электромагнитные волны (в том числе как видимый свет).

Предлагаю проверить грамотность ваших детей.
Прочитав стих-е, дети закрывают его и работают по тексту, в словах которого
надо вставить нужную орфограмму. Затем сверяют с первым текстом.

     Зрительный диктант

 Нам Весна открыла дверь в разноцветный мир,
 Где в(а,о)лной загадочный плещ(и,е)тся эфир.
 И Весна (с,з)зыва(и,е)т всех на р(о,а)скошный пир:
 Сок б(и,е)рёз, вишнёвый му(с,сс), из цв(и,е)тов з(и,е)фир.

 Осыпа(и,е)т путь г(а,о)стям л(и,е)п(е,и)стками ро(с,з).
 А эфир увод(е,и)т нас в царство дивных грё(с,з).
 В тучи ч(о,ё)рные завёл - зарожденье гроз,
 Но потом оставил вдруг мокнуть у берёз.

 Д(и,е)р(и,е)ва ра(з,с)кинули ветви, словно зон(т,д).
 Солнышко ра(з,с)чистило неба г(а,о)ризон(д,т),
 Указало лучиком: за м(а,о)стом - пе(р,рр)он...
 К нам б(е,и)жит по радуге солнеч(ь?)ный вагон.

*********************************

ЗИМА И МАСТЕРИЦА-ШВЕЯ

Явилась Зима к Мастерице-швее:
- Хочу заказать себе платье к весне.
На белом атласе ты вышьешь цветы,
Чтоб были они неземной красоты.

И пчёлок блестящих пришьёшь в серединке,
Стрекоз изумрудных, жуков с чёрной спинкой.
Фату мне придумай из ткани льняной,
Чтоб свет не проник сквозь неё никакой.

Рубахи две сделай из плотной парчи,
Меня не достанут в них солнца лучи.
В наряде таком продержаться б до лета -
В июне залезу я в кокон из фетра.

Пусть примут людишки меня за Весну,
И в мае цветущем от вас не уйду.

Искусница молвит: "Морозам конец!
Лети поскорей в ледяной свой дворец.
Наряды из бязи, из шёлка и ситца
Весне уж несут ветерок и синица."

   
           ДИКТАНТ

Явилась Зима к Маст(и,е)рице-швее:
- Хочу зак(о,а)зать себе плат(ъ,ь)е к весне.
На белом атласе ты выш(ъ,ье)ш(ь?)  цветы,
Чтоб были они (не)з(и,е)мной красоты.

И пч(о,ё)лок бл(и,е)стящих приш(ъ,ь)ёш(ь?) в серединке,
Стрекоз изумрудных, жуков с ч(о,ё)рной спинкой.
Фату мне пр(е,и)думай из ткани льняной,
Чтоб свет не проник сквозь неё (ни)какой.

Рубахи две (з,с)делай из плотной парчи,
Меня не д(а,о)станут в них солнца лучи.
В наряде таком прод(и,е)ржусь я до лета,
В июне залезу я в кокон из фетра.

Пусть примут людишки меня за Весну,
До самого мая от вас не уйду.

Искус(?)ница Марья сказала Зиме:
- Л(и,е)ти на свой Север. Наряды Весне
Из бязи и ш(о,ё)лка, из яркого ситца
Уже пон(и,е)сли в(и,е)терок и синиц(и,ы)

Фото из открытых источников


Рецензии
Какая прелесть! Бесподобно нужная, познавательная, увлекательная подборка!
Это должно быть издано отдельной книжкой и быть пособием для всех учителей младших классов! Огромное спасибо, Иринушка, за такой трудоёмкий и просто необходимый труд!
С искренним уважением и пожеланием всяческих успехов -

Фрида Полак   25.10.2019 08:50     Заявить о нарушении
Фрида,спасибо. Несколько стишков вошли в пособие для учителя русского языка. Свою книжку бы выпустить. Пока не могу. Очень благодарна тебе за отзыв.

Ирина Расулова   25.10.2019 09:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.