Дача Бенуа в Петергофе

На дороге – асфальт в заплатках.
Справа – древний морской уступ.
Слева – низменность в мелких грядках.
Тьма сараев, теплиц, халуп...

Тонкой ветошью греет землю
Сильно стаявший первый снег.
Ветра нет – и тростинки дремлют,
Вспоминая прошедший век.

По тропинке бредет старуха
В шубе, валенках и платке.
Так ходили в войну, в разруху –
За водой с котелком в руке.

Возле моря, как в детской сказке,
Доживает свой век одна
Сторожихой с собакой хаски
В доме-тереме Бенуа.

Светлый терем в тонах пастели
И аллея прямей струны –
Как библейский куст, не сгорели
В революцию, в две войны.

Нынче дача на ладан дышит.
Отрывается капитель.
Метрономом с дырявой крыши
Счет отстукивает капель.

Отвечает артрозным хрустом
На старушечий шаг паркет.
Но магический свет искусства
Сохранен в передрягах лет.







Историческая справка

http://www.benua-memory.ru/semya-mihaila-benua

Большой радостью для Миши и его семьи была жизнь летом на собственной даче в Петергофе. Участок этот с одной стороны упирался в смежный парк “собственной его величества дачи” [Так назывался интимный дворец Александра II, построенный в 40-х гг. XIX в. А. И. Штакеншнейдером неподалеку от Петергофа. Дворец был сооружен в духе французских особняков XVIII в. и окружен цветниками и парком.], а с другой он прилегал к коттеджам, построенным в английском вкусе Леонтием для себя и для своего зятя А. Э. Мейснера. Мишину виллу — самую большую из трех — трудно было счесть за архитектурный шедевр, но удобное расположение многочисленных, не особенно больших, но уютных комнат, искупало то, что ей не хватало в смысле внешней декоративности. Совершенно прелестен был сад, разбитый вдоль самого берега моря. Мостки с перилами на тоненьких столбиках вели от него к собственной купальне и к маленькой пристани, где всегда ждал хозяина “тузик”, на котором и переправлялись к яхте, стоявшей в море на более глубоком месте. На этой яхте Миша, став членом “Яхт-клуба”, почти ежедневно предпринимал далекие прогулки, доказывая, что он не забыл своего основного ремесла. Было наслаждением видеть моего брата в его настоящей стихии — уверенность его маневров, спокойствие и тихую радость, которой он весь исполнялся, носясь чайкой на просторе.

А затем все это благополучие пошло прахом. Между когда-то влюбленными друг в друга Мишей и Олей пошли нелады, поведшие к тому, что они разъехались, поделив между собой детей, дочь перешла к матери, сын остался с отцом. Они бросили свою прекрасную двухэтажную квартиру в родительском доме, и каждый поселился особо. Еще через несколько лет моя бедная кузина и бэль-сёр [От belle-soeur (франц.) — невестка.], уже годами страдавшая неизлечимой болезнью, скончалась в каком-то австрийском курорте. В последний раз я ее увидел лежащей в гробу среди той же раззолоченной церкви Никольского собора, в которой происходило ее венчание. Сначала Костя, а затем Кика — оба обзавелись собственными очагами, собственными семьями, а там началась трагедия войны, вызвавшая еще более страшную трагедию — революцию. Из некогда богатых людей и Миша и его дети превратились в “неимущих”. Мой брат по-прежнему продолжал жить в той обширной квартире на Екатерингофском проспекте, в которую переехал после развода, но вместо того, чтобы занимать ее целиком, он по примеру своих сограждан “сократился” и поселился на собственной кухне, тогда как в остальных апартаментах были чужие люди. К отцу приехал сын, но и он устроился с женой и сыном в бывших комнатах для прислуги. Дочь же, Ксения, вышедшая замуж за талантливого архитектора В. фон Баумгартена, следуя за мужем, оказалась за границей, в Югославии, в столице которой Баумгартен построил несколько значительных государственных зданий. Последние дни жизни Михаила в дни большевистского режима были омрачены не столько болезнями и стеснительными обстоятельствами, которые было сравнительно легко переносить, раз нужда стала общей, сколько чувством горькой незаслуженной обиды, которой не избег и этот благородный и идеально чистый человек. В один день с Леонтием он был арестован и посажен в тюрьму. Леонтий перенес испытание со свойственной ему “благодушной покорностью”, в характере же Миши, при всей его доброте и мягкости жила известная доля горечи, и потому это бессмысленное, абсолютно произвольное шестимесячное заключение оказало разрушительное действие на всю его психологию... Он стал мрачным и раздражительным, тяжело переносил свою никчемность, его прекрасное лицо осунулось.

Хотя Миша до конца дней сохранил почти все волосы и первоначальный черный их цвет, однако он выглядел более понурым и усталым, нежели Леонтий и даже Альбер. В последний раз, что я посетил его, я застал его в комнате рядом с кухней за клеением крошечной кукольной мебели. В эту минуту он мне очень напомнил нашего отца, который тоже был большим мастером на такие дела и отдавался им со всем рвением своей души, оставшейся детской до глубокой старости. Но папочка создавал свои перлы для своей забавы и особенно для забавы детей и внуков. Для Мишеньки же это был единственный заработок. Он, подобно отцу, раз взявшись за что-либо, предавался весь работе, однако все же для него, больного, усталого — эта работа не была каким-то отдохновением. Смерть наконец сжалилась над ним, и он умер через три года после Леонтия и за четыре года до Альбера в Петербурге... Известие о том достигло нас уже за границей.


Рецензии
Понравилось стихотворение, в котором слиты пейзажная зарисовка и философская лирика с религиозным оттенком.
Поэтическими мазками разбросаны знакомые до боли приметы русской действительности (заплатки асфальта, грядки, строения - халупы). Не случайно выбрано время года: обнажается скрытое под снегом (прошлое), наваливаются новые заботы (кровля течёт); вроде бы нет тепла (в валенках бабка), в то же время земля греется и растительность жива. Тростинки (символ природы вообще) "дремлют, вспоминая" (олицетворение) прошедший век - удачное обобщение, природа хранит память и ждёт пробуждения. Старуха-старожиха великолепна, расписана в художественных деталях: (шуба, валенки, платок, бредёт), сравнение с "так ходили в войну" - это явный акцент на несгибаемость духа личности, стремление выжить и сохранить то, что дорого, ради чего живёшь. Дача в контрасте с халупами названа светлым теремом, и аллюзия ("возле моря как в детской сказке") не случайна. Где же та золотая рыбка из моря, которая поможет вернуть былое величие светлому терему? Даже собака хаски дополнительно подчёркивает признак породистости, своеобразный аристократизм, соответствующий духу обитательнице терема. Тона пастели для терема тоже не случайно выбраны, это и блеклость, и мягкость - легко представить себе кричащий окрас безвкусицы скопления тех дач, хозяева которых так кичатся достатком и жаждут выделиться среди окружающих. Автор сравнивает красоту аллеи со струной; можно предположить как в прошлом красивы были и ландшафт, и дача, утопающая в зелени и цветах. Удачно выбрано сравнение терема с библейским кустом (в Пятикнижии: горящий, но не сгорающий куст), сам Бог хранил терем (революция, две войны не разрушили). Звукопись и метафоричность: капель отстукивает метрономом, паркет скрипит артрозным хрустом. По сути, каждый катрен имеет свои изюминки, ничего лишнего, в то же время слово и образ весомы. А финал как надежда: во всех передрягах выживем, пока есть люди, которые служат заветам высокой цели. И сама цель чётко обозначена - хранить магический свет искусства Родины.

Ирина Губанова   29.03.2023 17:34     Заявить о нарушении
Ирина, благодарю за подробный отклик. Очень приятно...

Ольга Королева   29.03.2023 12:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.