В плену у осени...
в Одноклассниках https://ok.ru/pop.blyuzr.
Ссылка на видео:
https://youtu.be/o0t_hRaVSFU
Стекает осень грустью по стеклу.
Стираются следы шального лета.
Листва шуршит, нарушив тишину,
Поёт свою рапсодию в куплетах.
Легла на тротуарах, мостовых,
Забрызгав скукой серые фасады.
А в переулках узких и кривых
Танцует ветер танго в листопадах.
На улицах расправились зонты,
Пытаясь защитить себя от хляби.
Смываются по волшебству черты
И прячутся носы в тепло от зяби.
В плену осенних красок и объятий
Затихло всё в предчувствии зимы.
Баланс сведён восторга и симпатий.
Круговорот природной кутерьмы.
Подкралась тихо осень, как обычно.
Всё затаилось в ожидании перемен.
А на пороге холод. Так привычно.
И скоро... пропадёт осенний плен.
(21.10.2019г.)
Свидетельство о публикации №119102105637
Перед нами лирическое стихотворение, посвящённое классической теме смены времён года и осеннего увядания. Отсутствие эпиграфа и жанрового обозначения позволяет сосредоточиться на тексте как на самостоятельном высказывании, однако заголовок «В плену у осени» задаёт ключевую метафору, через которую раскрывается восприятие природы лирическим героем.
Сильные стороны:
Автор демонстрирует чуткость к образности и ритмике. Удачно использованы:
Синэстезия в первой строфе («стекает грустью по стеклу») — зрительное и эмоциональное сливаются
Олицетворения природы («ветер танцует танго», «осень подкралась»), создающие динамичную картину
Ритмическая организованность (четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой) придаёт тексту музыкальность
Развёрнутая метафора «плена» как состояния переходности и созерцания
Точки роста:
Некоторые образы («серые фасады», «природная кутерьма») тяготеют к поэтическим штампам
Лексические повторы («осень» — 4 раза) снижают концентрацию смысла
Финал с его предсказуемым переходом к зиме не даёт неожиданного поворота
Баланс «восторга и симпатий» остаётся декларативным, не наполненным конкретикой
Литературные параллели:
Стихотворение продолжает традицию русской пейзажной лирики, где природа становится метафорой душевных состояний. Отсутствие социального или экзистенциального подтекста сближает его скорее с классическими образцами, чем с неподцензурной поэзией XX века. Автор сосредоточен на эстетизации увядания, что напоминает раннего Пастернака («Февраль. Достать чернил и плакать...») в части одушевления природных явлений, но без его метафорической плотности.
Рекомендации для чтения:
Из современников: Ольга Седакова (цикл «Старые песни»), Сергей Гандлевский («Зимние каникулы»), Алексей Цветков («Изборник»).
Из классиков: Борис Пастернак («Осень»), Арсений Тарковский («Перед снегом»), Иннокентий Анненский («Тоска мимолётности»).
Олег Коскин 03.10.2025 13:30 Заявить о нарушении