Шарль Бодлер, Альбатрос

Нередко, забавы ради, экипажи судов,
Морских ловили птиц, - огромных альбатросов,
Подобно праздным спутникам, шли они за кормой
Скользящего корабля - на голые доски.

Над безднами горькими - лазурные короли, -
Едва они попадали на палубы - неуклюжи,
Стыдящиеся, жалко крылья - белые берегли -
Как вёсла по бокам несли они страшным грузом.

Этот крылатый странник беспомощен и угрюм,
Вчера ещё был красив, смешон и уродлив теперь он!
Один ему тычет трубкой прямо в поникший клюв,
Другой, хромая, шутит отлетавшегося калеку.

Подобен этому принцу облаков и поэт,
Знавшийся с бурею над лучниками смеялся:
В самую гущу свиста и гиканья изгнан, храбрец,
Как трудно ему ходить с крыльями великана.



























ОРИГИНАЛ:

L'ALBATROS

Souvent, pour s'amuser, les hommes d'equipage
Prennent des albatros, vastes oiseaux des mers,
Qui suivent, indolents compagnons de voyage,
Le navire glissant sur les gouffres amers.

A peine les ont-ils deposes sur les planches,
Que ces rois de l'azur, maladroits et honteux,
Laissent piteusement leurs grandes ailes blanches
Comme des avirons trainer a cote d'eux.

Ce voyageur aile, comme il est gauche et veule!
Lui, naguere si beau, qu'il est comique et laid!
L'un agace son bec avec un brule-gueule,
L'autre mime, en boitant, l'infirme qui volait!

Le Poete est semblable au prince des nuees
Qui hante la tempete et se rit de l'archer;
Exile sur le sol au milieu des huees,
Ses ailes de geant l'empechent de marcher.



ПОДСТРОЧНИК:

«Нередко, чтобы развлечься, члены судовой команды / Ловят альбатросов, больших морских птиц, / Следующих, подобно праздным спутникам, / За кораблем, скользящим над горькими безднами.

Едва они попадают на палубу (букв. «на плоские доски» – Е.В.) / Эти короли лазури, неуклюжие и стыдящиеся, / Жалко волочат свои белые крылья, / По бокам, подобно веслам.

Этот крылатый странник неуклюж и беспомощен, / Он, прежде такой красивый, как смешон и уродлив! / Один тычет ему в клюв трубкой, / Другой, хромая, передразнивает некогда летавшего калеку.

Поэт подобен этому принцу облаков, / Который знается с бурей и смеется над лучниками: / Он изгнан на землю в гущу гиканья и свиста, / Крылья великана мешают ему ходить».

АВТОР ПОДСТРОЧНИКА: Евгений Витковский



ССЫЛКА НА ОРИГИНАЛ, ПОДСТРОЧНИК И ИНОЙ ВЗГЛЯД:

Евгений Витковский, Очень крупная дичь или реквием по одной птице http://www.stihi.ru/diary/ri4ard1/2019-10-18 - эссе



ИНОЙ ВЗГЛЯД:

1885-2000 - 15

Шарль Бодлер, Альбатрос. Переводы http://www.stihi.ru/diary/ri4ard1/2019-10-19




2003 - 1

Альбатрос Шарль Бодлер (Михаил Сергеевич Золотухин) http://www.stihi.ru/2003/12/01-484 - матершинная пародия

2007 - 1

Альбатрос. Шарль Бодлер (Ирис Виртуалис) http://www.stihi.ru/2007/12/17/3436

2008 - 1

Альбатрос. Ш. Бодлер (Борис Бударин) http://www.stihi.ru/2008/03/30/3063

2009 - 1

Ш. Бодлер. Альбатрос. Вольный перевод (Нина Тамарина) http://www.stihi.ru/2009/09/21/2897

2010 - 1

Шарль Бодлер. Альбатрос. Перевод с разбором (Евгений Туганов) http://www.stihi.ru/2010/09/23/3166

2012 - 2

Бодлер. Альбатрос (Амариллис Читающая Жизни) http://www.stihi.ru/2012/03/04/10652
Шарль Бодлер Альбатрос (Сергей Момджи) http://www.stihi.ru/2012/10/09/6260

2013 - 3

Альбатрос перевод из шарля бодлера (Пётр Дегтярёв) http://www.stihi.ru/2013/01/14/148
Шарль Бодлер. Альбатрос (Юрий Лифшиц) http://www.stihi.ru/2013/06/19/1794
Шарль Бодлер. Альбатрос (Рома Кирпа) http://www.stihi.ru/2013/10/09/5938

2014 - 3

Шарль Бодлер. Альбатрос (Татьяна Карлова) http://www.stihi.ru/2014/02/21/7231
Альбатрос. Шарль Бодлер (Ксения Кондрашова) http://www.stihi.ru/2014/02/21/7671
Шарль Бодлер. Альбатрос (Поэты Америки Поэты Европы) http://www.stihi.ru/2014/12/10/6879 - Андрей Пустогаров

2015 - 4

Шарль Бодлер. Альбатрос (Ключников Юрий Михайлович) http://www.stihi.ru/2015/01/23/8138
Volare по пятам или... (Игорь Ивашов) http://www.stihi.ru/2015/01/30/12190
Альбатрос шарля бодлера (Мария Стюарт 21) http://www.stihi.ru/2015/10/26/7379
Шарль Бодлер Альбатрос (Алекс Маас) http://www.stihi.ru/2015/12/07/9760

2016 - 5

Альбатрос L Albatros de Charles Baudelaire (Нина Немировская) http://www.stihi.ru/2016/02/16/7743
Альбатрос. Из Шарля Бодлера (Анна Линина) http://www.stihi.ru/2016/02/17/11934
Шарль Бодлер. Альбатрос (Ольга Нуар) http://www.stihi.ru/2016/03/11/8525
Альбатрос перевод Бодлера (Андрей Сергеевич Викторов) http://www.stihi.ru/2016/04/04/840
Шарль Бодлер L Albatros. Перевод (Александра Вежливая) http://www.stihi.ru/2016/08/11/8078

2017 - 2

Шарль Бодлер. Альбатрос (Василий Андрейченко) http://www.stihi.ru/2017/08/01/8416
Альбатрос вольный перевод произведения Ш. Бодлера (Константин Шепелёв) http://www.stihi.ru/2017/11/05/5811

2018 - 1

Альбатрос Ш. Бодлер (Сергей Дин) http://www.stihi.ru/2018/02/04/9297

2019 - 2

Альбатрос - Charles Baudelaire (Гаврилов Олег) http://www.stihi.ru/2019/04/05/2556
Шарль Бодлер Альбатрос (Игорь К Бойков) http://www.stihi.ru/2019/04/17/1102



_____________
ПРИМЕЧАНИЯ:




__________________
ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ:

Черновики Альбатроса http://www.stihi.ru/diary/ri4ard1/2019-10-20


Рецензии
Рихард, привет.
Не люблю переводы сложных работ, но всё же...

Пробую.

о1оо1о1ооо1оо1 - 14
о1о1о1о1ооо1о - 13
о1о1о1оо1о1оо1 - 14
о1оооо1о1оо1о - 13

о1оо1ооо1оооо1 - 14
о1о1оо1оо1ооооо1 - 16
о1ооо1о1о1оооо1 - 15
о1ооо1о1о1о1о1о - 15

1оо1о1оо1оо0о1 - 14
о1о1о1оо1оо11 - 13
о1о11о1о1оо1о1 - 14
о1о1о1ооо1оооо1о - 16

о1о1оо1ооо10о1 - 14
о1оо1оо01оооо1о - 15
1оо1о1о01оо1оо1 - 15
о1оо1о11оооо1о - 14
В первом четверостишии неясность
Нередко, забавы ради, экипажи судов,
Морских ловили птиц, - огромных альбатросов,
Подобно праздным спутникам, шли они (матросы или альбатросы?) за кормой
Скользящего корабля - на голые доски. Перед подобно не мешало бы поставить что то типа которые
Итого 229 слогов.

Ударения в разброс

Далее подсказывай.

Петр Новицкий   27.10.2019 13:15     Заявить о нарушении
Здорово, Пётр!

Во-первых, оформление. Ты понимаешь, что "правильно" оформлять текст, это не только удобно, но и выгодно? И для себя, в том числе. Например, если ты решил сделать схему, постарайся и дать текст к ней - где, я сразу буду видеть что к чему - и спрашивать, в случае необходимости - там где придётся, отмечу звёздочками:

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
1

1-Нередко, забавы ради, экипажи судов,
2-Морских ловили птиц, - огромных альбатросов,
3-Подобно праздным спутникам, шли они за кормой
4-Скользящего корабля - на голые доски.

о1оо1о1ооо1оо1 - 14
о1о1о1о1ооо1о - 13
о1о1о1оо1о1оо1 - 14*
о1оооо1о1оо1о - 13

2

5-Над безднами горькими - лазурные короли, -
6-Едва они попадали на палубы - неуклюжи,
7-Стыдящиеся, жалко крылья - белые берегли -
8-Как вёсла по бокам несли они страшным грузом.

о1оо1ооо1оооо1 - 14
о1о1оо1оо1ооооо1 - 16**
о1ооо1о1о1оооо1 - 15
о1ооо1о1о1о1о1о - 15***

3

9-Этот крылатый странник беспомощен и угрюм,
10-Как прежде был красив, смешон и уродлив теперь он!
11-Один ему тычет трубкой прямо в поникший клюв,
12-Другой, хромая, шутит отлетавшегося калеку.

1оо1о1оо1оо0о1 - 14
о1о1о1оо1оо11 - 13****
о1о11о1о1оо1о1 - 14*****
о1о1о1ооо1оооо1о - 16

4

13-Подобен этому принцу облаков и поэт,
14-Знавшийся с бурею над лучниками смеялся:
15-В самую гущу свиста и гиканья изгнан, храбрец,
16-Как трудно ему ходить с крыльями великана.

о1о1оо1ооо10о1 - 14
о1оо1оо01оооо1о - 15******
1оо1о1о01оо1оо1 - 15
о1оо1о11оооо1о - 14

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
Во-вторых, прежде чем перейти к звёздочкам, отвечу на твой вопрос. Да, есть, в первой строфе двойственное восприятие - матросы или альбатросы? - только ответь прежде, отчего у тебя возникло это чувство и, на кого ты ставишь, кого здесь больше, - матросов или альбатросов?

Слово "которые" нельзя поставить, - я пробовал.

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
ТЕПЕРЬ К НАШИМ ПРОБЛЕМАМ МЕТРИКИ (- также, обрати внимание на оформление):

—–1
* -

3-Подобно праздным спутникам, шли они за кормой

о1о1о1оо1о1оо1 - 14*

Объясни мне, почему у тебя ударение на "они"? Его там нет, - максимум это: о0 -

о1о1о1оо/1о0оо1 - 14

—–—–2
** -

6-Едва они попадали на палубы - неуклюжи,

о1о1оо1оо1ооооо1 - 16**

Тоже самое и здесь - едвА_они - о1_о0. Плюс, ошибка в окончании. И того:

о1о0оо1о/о1оооо1о - 16

—–—–—–3
*** -

8-Как вёсла по бокам несли они страшным грузом.

о1ооо1о1о1о1о1о - 15***

И здесь, - неслИ_они - о1_о0. И посмотри на схему, которую ты нарисовал. А правильно будет так:

о1ооо1/о1о01о1о - 14 СЛОГОВ

—–—–—–—–4
**** -

10-Как прежде был красив, смешон и уродлив теперь он!

о1о1о1оо1оо11 - 13****

11 - что это такое? - какой теПЕРЬ ОН? Правильно: теПЕРЬ_он - о1_о - максимум: о1_0. Плюс, один лишний слог на цезуре. И вообще, - что за схема... Рисую правильную:

о1о1о1/о1оо1оо1о - 15 СЛОГОВ

—–—–—–—–—–5
***** -

11-Один ему тычет трубкой прямо в поникший клюв,

о1о11о1о1оо1о1 - 14*****

Я так понял, ты энклитики вообще не сечёшь? Все слова, которые идут после главного слова в качестве магнита, так сказать, называются энклитиками:

оДИН_ему - о1_о0 - есть такой размер Кольцовский пятисложник. Набери его в интернете и почитай стихи, которые им написаны. А пока, схема:

о1о01о1о/1оо1о1 - 14

—–—–—–—–—–—–6
****** -

14-Знавшийся с бурею над лучниками смеялся:

о1оо1оо01оооо1о - 15******

Ошибся в анакрузе. Правильная схема:

1оо1оо/01оооо1о - 14 СЛОГОВ.

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
КАСАТЕЛЬНО УДАРНОСТИ. Понимаешь ли Пётр, а что такое цезура /? Разве она здесь не чувствуется?

Цезура (большая цезура), это достаточно уверенный перерыв внутри строки - можно сказать благодаря которому и большая цезура:

Нередко забавы ради / экипажи судов - ?

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
Сможешь начертить новые схемы с ней? Сделай милость. И помни за оформление.

Рихард Мор 2   27.10.2019 14:21   Заявить о нарушении
Эти ритмы для меня пока сложноваты, потому что я ещё с такими не работал, поэтому я пока написал на автомате и, конечно, без мыслей о паузах. Сейчас разгребусь чуток и напишу, что-нибудь.

Петр Новицкий   27.10.2019 14:30   Заявить о нарушении
По хорошему, тебе надо начать с - И. В. Гёте, Гинкго Билоба (Рихард Мор 2) http://www.stihi.ru/2019/10/27/4395 - но и в Альбатросе, в принципе, ничего сложного нет. Поэтому, - давай. Освобождайся и пробуй. А там, посмотрим.

Рихард Мор 2   27.10.2019 15:33   Заявить о нарушении
Теперь догоняю принцип: длинные слова как бы соединяются и образуется из нескольких слов как бы одно с одним ударением, и получается определённый ритм. Сейчас погуглю по части примеров...

Петр Новицкий   27.10.2019 16:20   Заявить о нарушении
Рихард, прочитал, что пятисложник - это стих, в котором используются длинные слова с ударением на второй или третий слог. Здесь получается четырёхсложник?

Если так, то сейчас попробую

Петр Новицкий   27.10.2019 16:35   Заявить о нарушении
В. Жирмунский, ВВЕДЕНИЕ В МЕТРИКУ. Теория стиха. 1975 г.

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
19. ДВУСЛОЖНЫЕ ДВОЙСТВЕННЫЕ СЛОВА. Стр. 103-106.
...
В трёхдольных размерах слова двусложные метрически двойственные, попадая в двусложный промежуток между ударениями, подвергаются более или менее сильному атонированию под влиянием соседнего метрического ударения, предшествующего или последующего. ...

Существенным для вопроса о степени атонирования двусложных слов является их положение в качестве энклитиков и проклитиков. Более значительно ослабление -- при энклитическом примыкании к предшествующему ударному, в особенности если словесное ударение двусложного слова лежит через слог от предшествующего метрического ударения (по схеме:...1|о0||1...). Например, у Некрасова:

"Раздаются шаги`-МОИ звонко",*

"Вижу те`нь-ЕГО, сел на ступени",*

"И пошли`-ОНИ, солнцем палимы",

"Пускай берегу`т-ЕГО свято",*

"Я заставлю страда`ть-ТЕБЯ вновь"*

"Я советую гна`ть-ЕЁ прочь",

"И пуга`ть-МЕНЯ будет могила",*

"Он и тепе`рь-ЕЩЁ тупо молчит",

"Он та`к-ЕЩЁ мал, а когда подрастёт",

"Не та`к-УЖЕ ярко светились".*

Немногим более значительное отягчение при энклизе, когда словесное ударение двойственного слова непосредственно примыкает к предшествующему метрическому ударению (по схеме: 1|0о||1...). Например, у Некрасова:

"Тру`д-ЭТОТ, Ваня, был страшно громаден",

"И жи`знь-НАША мирно летела",

"Он взмахну`л-ИМИ сильно и плавно",

"Ничего`-ТОЛЬКО русского нет",*

"Изреки`-ТОЛЬКО слово прощения".*

У Фета:

"Теплы`-БЫЛИ нежные руки, светлы`-БЫЛИ звёзды очей".*

Значительно заметнее отягчение при проклитическом положении. И здесь отягчение несколько слабее, когда словесное ударение двусложного слова расположено через один слог от последующего метрического ударения (схема:...1||0о|1...). Например, у Некрасова:

"А в обычные дни ЭТОТ-пы`шный подъезд",

"Что тебе ЭТА-ско`рбь вопиющая?",*

"Что не верится мне В ЭТУ-по`ру".*

У Фета:

"Слетел В ЭТОТ-ми`г, не земной, не случайный",

"Сказаться душой БЫЛО-мо`жно"* и др.

Наиболее заметно отягчение при проклизе, если ударение двусложного слова непосредственно примыкает к последующему метрическому ударению (по схеме: ...1||о0|1...).

Теоретики русского стиха неоднократно высказывались против этой формы отягчения метрически неударных слогов трёхдольного размера.

Между тем в словах двойственных она постоянно встречается. Ср. у Некрасова:

"Не видна ЕЁ-бе`дность нагая",*

"Где лежит МОЯ-бе`дная мать",*

"Позабудет на миг СВОИ-му`ки",*

"Слышу шум ЕГО-зво`нких копыт",*

"Я тебе МОЮ-пе`сню последнюю",

"В подарок жене ЕГО-вы`ковал дед",*

"Любя, МЕНЯ-му`чил мой бедный отец".*

У Фета:

"Приходи, МОЯ-ми`лая крошка",*

"Уноси МОЁ-се`рдце в звенящую даль" и др.

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
ЕЩЁ РАЗ И ВКРАТЦЕ. В Трёхсложниках (и не только, - везде, но в данном случае мы рассматриваем проклитики и энклитики в междуударном интервале в два слога: _оо_), благодаря двухсложным словам, попадающим в неударную позицию, имеется два вида ритмических ходов, а именно энклитических и проклитических. Которые в свою очередь делятся на два подвида. В зависимости от ударов,

—–—–—–—–—
I ЭНКЛИТИКА

1 Первая:

"Он {и тепе`рь-ЕЩЁ} тупо молчит"

{о_о1-о0}

2 Вторая:

"{И жи`знь-НАША} мирно летела"

{о_1-0о}

В зависимости от ударов,

—–—–—–—–—–
II ПРОКЛИТИКА

1 Первая:

"А в обычные дни {ЭТОТ-пы`шный} подъезд"

{0о-1о}

2 Вторая:

"Я тебе {МОЮ-пе`сню} последнюю"

{о0-1о}

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
ДАЛЕЕ. Как Вадим Максимович определял Энклитику и Проклитику, мне думается, что понятно, да? Правильно это или неправильно, сейчас не суть. Впрочем, один пример приведу:

Об одном типе сверхсхемных ударений в 3сложниках (Арабский Алфавит)
http://www.stihi.ru/2013/05/26/684

1
"И шпор ТВОИХ лёгоньких звон.
(Анна Ахматова)

2
И стихов МОИХ белая стая,
И очей МОИХ синий пожар.
(Анна Ахматова)"

В первом случае слово ТВОИХ, Энклиза или Проклиза? Будут попадаться двойственные варианты. Так или иначе, сейчас не суть. ГЛАВНОЕ - запомнить этот вид ритмики. Зарегить его в ритмической памяти.

Рихард Мор 2   27.10.2019 16:56   Заявить о нарушении
Я тебе не для теории давал найти Кольцо (кольцовский пятисложник), а для того, чтобы ты читал стихи, написанные им. В них, достаточно много энклитик. Поэтому,

не надо с больной головы на здоровую, - всё просто:

Эй Малютина
Я молю тебя

Светочка Малютина
Уходи молю тебя

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
Не надо схем. Просто хавай ритм. И запоминай: любой "хвост" - односложный, двухсложный, трёхсложный, это, как бы отпавшее окончание главного (ударного) слова - как хвост у ящерицы. Примеры:



Как ты
Шахты

_оо

Как здорово
Об стол его

_ооо

Блин, где-то затерялся пример из Пушкина. Вобщем, тупо кину два весовых стиха, - там будет такое окончание - оно сложное и редкое, но оно есть:

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
1. виновата я (Пятое Колесо)
http://www.stihi.ru/2015/11/20/9964

Всё бродила во мне пьяной вишнею…
Голосила: «Ох, горемышная,
Полудикая, полуспелая…»

Полюбить его не посмела я.

И глядит из меня Каренина
С высоты своего горения,
без сочувствия… не по-доброму…

Рельсы, аспидно, вздыбились кобрами
и шипят горячо, бесноватые:
- «Виноватая! Виноватая…»

2. Русь (Елена Верхолетова)
http://www.stihi.ru/2015/02/12/8681

Гой, ты Русь православная,
Русь простора великого!
Величавая ты, и державная,
Нрава - гордого, облика - тихого!

Души русские не разгаданны,
Сердце русское - поле широкое!
Удаль русская - неоглядная,
Русь печальная - грусть глубокая!

Размахнись рука, раззудись плечо,
Поле-полюшко, ждёшь ты пахаря.
Солнце ясное не взошло ещё,
Коромыслом утро ещё не брякало.

Дремлет сила в Руси богатырская,
Твоя мудрость веками славится.
Ты - Святая Русь, монастырская,
Златоглавых церквей красавица!

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
Найди мне хоть по одному примеру трёхсложной энклитики _ооо.

Пээс: весовые стихи (которые качает) к которым относится и Кольцо.

Рихард Мор 2   27.10.2019 17:21   Заявить о нарушении
У меня есть такой вид

Я желал душою с ней встречи,
Но она, скрывая печаль,
Тихо шла, набросив на плечи
Серебристо-белую шаль...
------11111111111111122222222

Нередко, забавы ради, экипажи судов,
Морских ловили птиц, - огромных альбатросов,
Подобно праздным спутникам, шли они за кормой
Скользящего корабля - на голые доски.
о1о/о0о1ооо1оо1 - 14
о1о0о1/оо1оо1о - 13
о1о0о1оо0оооо1 - 14
о1оооо1/о1оо1о - 13

Над безднами горькими - лазурные короли, -
Едва они попадали на палубы - неуклюжи,
Стыдящиеся, жалко крылья - белые берегли:
Как вёсла по бокам - тащили их страшным грузом.
о1оо1оо/о1оооо1 - 15
о1о0оо1оо1оо/оо1о - 16
о1ооо/1о0о/1оооо1 - 16
/о1ооо1/о1о00о1о - 15

Этот крылатый странник беспомощен и угрюм,
Как прежде был красив, смешон и уродлив теперь он!
Один ему тычет трубкой прямо в поникший клюв,
Другой, хромая, шутит отлетавшегося калеку.
0оо1о1оо1оо0о1 - 14
о1о0о1/о1оо1оо1о - 15
о1оо1ооо1оо0о1 - 14
01о0о1ооо1оооо1о - 15

Подобен этому принцу облаков и поэт,
Знавшийся с бурею над лучниками смеялся:
В самую гущу свиста и гиканья изгнан, храбрец,
Как трудно ему ходить с крыльями великана.
о1о0оо1ооо10о1 - 14
1оо1ооо1оооо1о - 14
1оо1о1о1оооо1о - 14
о1оо0о01оооо1о - 14

Петр Новицкий   27.10.2019 18:09   Заявить о нарушении
Рихард, извини, я на боковую.🌚

Петр Новицкий   27.10.2019 18:17   Заявить о нарушении
Твой вид называется Пкбс - ХД4_а3 - 1о1о1оо1о

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
ПЕРВАЯ СТРОФА:

Нередко, забавы ради, экипажи судов,
Морских ловили птиц, - огромных альбатросов,
Подобно праздным спутникам, шли они за кормой
Скользящего корабля - на голые доски.

о1о/о0о1ооо1оо1 - 14
о1о0о1/оо1оо1о - 13
о1о0о1оо0оооо1 - 14
о1оооо1/о1оо1о - 13

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
1. Объясни мне, почему в первой строке отсутствует ударение на слове "забавы"? Далее, объясни мне, почему цезура стоит не правильно - после первого слова? И, объясни мне для кого я приводил пример этой строки?
2. То же самое, где ударение в слове "ловили"? Почему второе полустишие анапеста оо1оо1...?
3. Где ударение в слове "праздным"? Где цезура? Проверь схему, чертёжник! - что ты начертил?
4. Аллилуйя! Хоть что-то верное.

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
Этого, пока достаточно.

Рихард Мор 2   27.10.2019 18:30   Заявить о нарушении
Ага. 😄 Лучше бы ты после боковой сделал схемы. Ок. Давай. До завтра.

Рихард Мор 2   27.10.2019 18:32   Заявить о нарушении
Нередко, забавы ради, экипажи судов,
Морских ловили птиц, - огромных альбатросов,
Что словно заплутавшие реяли над кормой
Скользящего корабля, спускаясь громоздко.
о1оо1о1ооо1оо1 - 14
о1о0о1/оо1оо1о - 13
о1ооо1оо1оо0о1 - 14
о1оооо1о1оо1о - 13

Над безднами горькими - лазурные короли, -
Едва они попадали на палубы - неуклюжи,
Стыдящиеся, жалко крылья - белые берегли:
Как вёсла по бокам - тащили их страшным грузом.
о1оо1оо/о1оооо1 - 14
о1о0оо1оо1оо/оо1о - 16
о1ооо1о1о/1оооо1 - 15
/о1ооо1/о1о00о1о - 14

Этот крылатый странник беспомощен и угрюм,
Как прежде был красив, смешон и уродлив теперь он!
Один ему тычет трубкой прямо в поникший клюв,
Другой, хромая, шутит отлетавшегося калеку.
1оо1о1оо1оо0о1 - 14
о1о0о1/о1оо1оо1о - 15
о1оо1ооо1оо0о1 - 14
01о0о1ооо1оооо1о - 15

Подобен этому принцу облаков и поэт,
Знавшийся с бурею над лучниками смеялся:
В самую гущу свиста и гиканья изгнан, храбрец,
Как трудно ему ходить с крыльями великана.
о1о0оо1ооо10о1 - 14
1оо1ооо1оооо1о - 14
1оо1о1о1оооо1о - 14
о1оо0о01оооо1о - 14
Рихард, привет. Немного изменил текст.

Объясни пожалуйста пауза считается слогом в схеме? Две согласные без гласной, дающие отдельный звук могут считаться звуковым слогом в схеме?

Убеляет сентябрь хребты,
Бросив в лужицы льдинки.
И я крикнул:
-Зачем сыплешь ты?
Разве осень - блондинка?

оо1о1ооо1
1оо1о1о
001о1о1о1
1о1о/о1о

Петр Новицкий   28.10.2019 13:48   Заявить о нарушении
Всё бродила во мне пьяной вишнею…
Голосила: «Ох, горемышная,
Полудикая, полуспелая…»

Полюбить его не посмела я.
1о1о_о01о_1оо - проклитика
оо1о1оо1оо
оо1оооо1оо
оо1о1оо1о1

И глядит из меня Каренина
С высоты своего горения,
без сочувствия… не по-доброму…

Рельсы, аспидно, вздыбились кобрами
оо1оо1о1оо
оо1оо1о1оо
оо1оооо1оо
1о1оо1оо1оо
и шипят горячо, бесноватые:
- «Виноватая! Виноватая…
оо1оо1оо1оо
оо1оооо1оо

Петр Новицкий   28.10.2019 14:47   Заявить о нарушении
Полюбить его не посмела я
оо1о1_оо1о0_ - проклитика

Петр Новицкий   28.10.2019 14:54   Заявить о нарушении
Напутал: энклитика - это когда присоединяется следом за ударным, а проклитика - это когда безударный стоит спереди. Значит это энклитика

Петр Новицкий   28.10.2019 15:00   Заявить о нарушении
Не пытайся чёрной тенью
Убежать за тыщу вёрст.
Ты мне должен от рожденья
И растёт ещё твой хвост.

Один из моих эксов

1о1о1о1о
оо1о1о1
101ооо1о
оо1о1-0-1 - энклитика

Петр Новицкий   28.10.2019 15:21   Заявить о нарушении
Ошибку допустил в вопросе
Убеляет сентябрь хребты
оо1оо1ооо1
Бросив в лужицы льдинки
1о1оо1о
И я крикнул: зачем сыплешь ты?
101оо11о1
Разве осень - блондинка?
1о1о/о1о

Петр Новицкий   28.10.2019 15:40   Заявить о нарушении
Пётр, если ты хочешь понять принцип, слушай меня, - отвечай на вопросы. Не гони лошадей.

Рихард Мор 2   28.10.2019 15:43   Заявить о нарушении
Тогда говори по последним

Петр Новицкий   28.10.2019 15:47   Заявить о нарушении
По каким последним? Друг мой, я тебе ещё вчера ответил - 27.10.2019 18:30 - так вот и ты будь добр. Потому что, если бы твои последующие посты были бы верные, - другое дело. Но они ещё хуже. Ты вообще не сечёшь фишку, ибо действуешь методом тыка. А это - не прокатит. Поверь.

Рихард Мор 2   28.10.2019 16:19   Заявить о нарушении
Твой вид называется Пкбс - ХД4_а3 - 1о1о1оо1о

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
ПЕРВАЯ СТРОФА:

Нередко, забавы ради, экипажи судов,
Морских ловили птиц, - огромных альбатросов,
Подобно праздным спутникам, шли они за кормой
Скользящего корабля - на голые доски.

о1о/о0о1ооо1оо1 - 14
о1о0о1/оо1оо1о - 13
о1о0о1оо0оооо1 - 14
о1оооо1/о1оо1о - 13

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
1. Объясни мне, почему в первой строке отсутствует ударение на слове "забавы"? Далее, объясни мне, почему цезура стоит не правильно - после первого слова? И, объясни мне для кого я приводил пример этой строки?
2. То же самое, где ударение в слове "ловили"? Почему второе полустишие анапеста оо1оо1...?
3. Где ударение в слове "праздным"? Где цезура? Проверь схему, чертёжник! - что ты начертил?
4. Аллилуйя! Хоть что-то верное.

Конечно, я сравнил с тем, что давал мне ты, но пробовал немного другой вариант, где пауза после нередко. Хотя в этом случае, думаю, вернее было бы выделить забавы ради паузами.

Ударение на забавы не обозначил, потому что попробовал его усилить на рАди. То есть когда произносить забавы ради разом, то удар приходит на рАди.

С ударением на ловили согрешил: оно должно там быть.
Праздным спутникам тоже ударений должно быть два, но здесь пробовал вариант, что и в первой строке и он не идёт.

,

Петр Новицкий   28.10.2019 17:59   Заявить о нарушении
Тебе цифры влом ставить?

1. То, что ты начертил, есть другой уровень сложности. А именно: не вся ударность равноценна. Это зависит:
а) от сложности слов - например хореических: Метрика слов. Хорей (Собиратель Гербариев Лунных) http://www.stihi.ru/2019/04/28/6217 - и так далее, смотри на странице.
б) от сложности фраз, которые состоят / из фразовых отрезков -
нередко забавы ради - о1о/о0о1о
нередко ради забавы - о0о1о/о1о

Но опять же, эти моменты лучше обсуждать в уме, так как это сложно и путанно, ибо зиждется на темпе и уровне восприятия читающего. В любом случае, поверь, сейчас нам это точно не надо. То, что надо - мы обсудили: энклитики и проклитики (которые ты ещё путаешь). Всё. Этого достаточно. Проставляем всю возможную ударность. Даже на исключения (как во второй строфе):

Как прежде был красив, смешон и уродлив теперь он!
о1о0о1/о1оо1оо1о - 15

Это исключение зиждется на односложном слове, в данном случае "был". Можно поставить ноль 0, но и еденица 1 не испортит картины, - где в уме этот ноль всё же фиксировать. В данном случае, естественно.

И да, Пётр, ритмический слух, должен быть подвижен как санки. Доверься ему. Не надо заставлять себя что-то делать, - просто читай. Не надо ничего усиливать.

И давай так, большие цезуры отмечать двумя вертикальными палочками //, чтобы фразовые отрезки (синтагмы, структуры) отмечать одной /.

С этой ударностью разобрались. Осталась другая и цезуры первой строфы.

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
ПРИЛОЖЕНИЕ. Цезуры, Пётр, охватывают, исключительно полустишия - внутри которых, действительно, могут быть фразовые отрезки:

Нередко / забавы ради // экипажи морей

В этом смысле, фразовые отрезки, также, можно держать в уме и отмечать проще:

Нередко забавы ради // экипажи морей

Потому что, в данном случае, по хорошему, можно отметить и так:

Нередко / забавы ради // экипажи / морей

Но для чего столько палочек для одной, довольно, простой строки? В любом случае, цезура // здесь одна. Как и везде по стиху, - цезура должна быть одна. Есть и две (в принципе), да, но отмечать сие необходимо соответственно //.

Рихард Мор 2   28.10.2019 19:15   Заявить о нарушении
Есть ли ещё какие-то метрики слов помимо хоерических? Например ямбические или другие. Иначе, если я буду узнавать по кусочку, не доев первый, то всегда будет такая же отрыжка. Если есть, то значит мне нужно заводить тетрадку, выписывать и зубрить.

Петр Новицкий   29.10.2019 04:13   Заявить о нарушении
Цитирую ещё раз: Метрика слов. Хорей (Собиратель Гербариев Лунных) http://www.stihi.ru/2019/04/28/6217 - и так далее, смотри на странице.

Рихард Мор 2   29.10.2019 10:59   Заявить о нарушении
Значительно заметнее отягчение при проклитическом положении. И здесь отягчение несколько слабее, когда словесное ударение двусложного слова расположено через один слог от последующего метрического ударения (схема:...1||0о|1...). Например, у Некрасова:

"А в обычные дни ЭТОТ-пы`шный подъезд",

"Что тебе ЭТА-ско`рбь вопиющая?",*

"Что не верится мне В ЭТУ-по`ру".*

У Фета:

"Слетел В ЭТОТ-ми`г, не земной, не случайный",

"Сказаться душой БЫЛО-мо`жно"* и др.

Наиболее заметно отягчение при проклизе, если ударение двусложного слова непосредственно примыкает к последующему метрическому ударению (по схеме: ...1||о0|1...).

Теоретики русского стиха неоднократно высказывались против этой формы отягчения метрически неударных слогов трёхдольного размера.

Между тем в словах двойственных она постоянно встречается. Ср. у Некрасова:

"Не видна ЕЁ-бе`дность нагая",*

"Где лежит МОЯ-бе`дная мать",*

"Позабудет на миг СВОИ-му`ки",*

"Слышу шум ЕГО-зво`нких копыт",*

"Я тебе МОЮ-пе`сню последнюю",

"В подарок жене ЕГО-вы`ковал дед
Почему запинаюсь?

Возьмите ударения в местоимениях

Позабудет на миг СВО'И-му`ки",*

"Слышу шум Е'ГО-зво`нких копыт",*

"Я тебе МО'Ю-пе`сню последнюю",

"В подарок жене Е'ГО-вы`ковал дед

Конечно, такие проклитики многие не захотят видеть в своих работах - отсюда и противники.

Я тоже к своим работам предпочитаю подбирать слова так, чтобы ударения были ровными.

На конкурсе есть "Звуки спасения"

Где
Но вскоре с огромной весенней планеты,
Где всюду светло и красиво,
"ПрИшла кО мнЕ" дочка, крича: - папа, где ты?
-Да вот же я!
-Что ж ты фальшивишь?

Ну а схемы, Рихард, лично для меня мало что значат. Тем не мене благодаря Юрию Семецкому, который скинул ролик, И Вам, я понял, что эта схема - схема чтения. Но можно ли читать правильно и неправильно? Можно, но это касается не только озвучивания, но и смысла.
-

Петр Новицкий   04.11.2019 03:27   Заявить о нарушении
/Но вскоре с огромной весенней планеты,
Где всюду светло и красиво,
"ПрИшла кО мнЕ" дочка, крича: - папа, где ты?
-Да вот же я!
-Что ж ты фальшивишь?/

—–—–—–—–—–—–—–—–—–—–
Но_вскОре с огрОмной весЕнней планЕты,
Где_всЮду светлО__и_красИво,
"ПришлА_ко_мне"__дОчка, кричА:_-_пАпа, гдЕ_ты?
-Да_вот_же_я!
-ЧтО_ж_ты фальшИвишь?

о1оо1оо1оо1о
о1оо1оо1о
о1о01оо11о1о
о1оо1оо1о

Во второй строке нарушения внутреннего изометризма. Нарушения ритма, - нет.

Схемы, не имеют никакого отношения к декламации. Чтобы декламировать стихи, если кто пожелает, может делать пометки на словах. И,

если ты думаешь другое, - заканчивай с схемами.

Рихард Мор 2   04.11.2019 13:52   Заявить о нарушении
Я не понимаю, что ты подразумеваешь под чтением.

Я в своём письме ради читателя, чтобы он не сбивался, ушёл от пиррихиев (то есть ударения в длинных словах в моих работах падает именно на тот слог, на который и должно падать). Сейчас узнаю про энклитики и проклитики, которые по сути своей теряют ударения при слияниях. Но беда в том, что при чтении все равно удары, пусть несильные, нужно будет делать, как положено, независимо от того некрасовский это будет стих или другого поэта: совсем без ударений невозможно. Хотя в представленном стихе Некрасова все ударные слоги сочетаются. Вот и не могу понять, чего ради эта затея. Для ленивых, которые не могут найти в русском языке слов, которые будут подходить по ударению и смыслу?
Что касается схем, то ими я позанимаюсь пока на бумаге: на телефоне не удобно - маленький экран. Хотя никогда не заморачивался,но может понадобиться при разборе смешанных размеров,от которых я пока ещё далёк.

А чтение? Выходит, что, читая, читатель должен натягивать ударения?
Зачем такие сложности?

Петр Новицкий   04.11.2019 14:54   Заявить о нарушении
Где_всЮду светлО__и_красИво, - 9 слогов, 3 ударных
-Да_вот_же_я!
-ЧтО_ж_ты фальшИвишь? - 9 слогов, 4 ударных, хотя акцент на что ж.

В первой строке делается удар на всей фразе - светло и красиво - и на каждой детали, потому что речь идёт о маме. Как бы выражается все, включая и: мама без и - не мама.

Считаю, что это важно.

Петр Новицкий   04.11.2019 15:16   Заявить о нарушении
Объясни мне умник, что это за каракатица:

"ПрИшла кО мнЕ" дочка, крича: - папа, где ты? - ???

Будь добр нарисуй мне схему, как надо читать. И вообще, ты слишком много болтаешь там, где болтать не надо.

Рихард Мор 2   04.11.2019 15:39   Заявить о нарушении
И да, строки (кроме одной) - амфибрахические. 4- х и 3- стопные.

4*3=12 слогов при женском окончании. при мужском - 11, а при дактилическом - 13

3*3=9 при женском, 8 - при мужском, 10 - при дактилическом.

Рихард Мор 2   04.11.2019 15:44   Заявить о нарушении
Читатель должен просто читать. И тебе того же советую.

Рихард Мор 2   04.11.2019 15:45   Заявить о нарушении
Чтобы просто читать, нужно как минимум представлять то, о чем читаешь. Как минимум.

Читать это можно 25811,
Но если захочется выделить и другие ударения, которые сейчас обозначу, то это не испортит.

НО/ вскОре с огрОмной весЕнней планЕты,
Где всЮду светлО И красИво,
"ПришлА кО мнЕ" дОчка, кричА: - пАпа||, гдЕ ты?
-Да вОт жЕ Я!||
-ЧтО ж тЫ фальшИвишь? - это касается

На словах ко мне ударения сильно не выделяется, и они как бы тянутся за словом пришла, но не сливаются, потому что это отдельные слова со своими ударениями, которые звучанием не портят целой строки.

То есть существующие ударения в словах, только из за того, что они короткие и тянутся за основным ударным словом, полностью сгладить невозможно,возмоюно только не указывать их на схемах ради акцента на главном.

Петр Новицкий   04.11.2019 16:13   Заявить о нарушении
Так вот, чувак, почему ты так туго соображаешь, - как читаешь так и соображаешь. То что ты показал, это - ужос. Не знаю как это декламировать, но ещё раз повторяю: стихотворный ритм и декламационный, это два разных ритма. В стихосложении рассматривается только первый, - тот который начертил я. В этом смысле, ещё раз советую: не черти схемы.

Рихард Мор 2   04.11.2019 16:31   Заявить о нарушении
Ещё раз повторяю, что читается он
25811
258
25811
258

Петр Новицкий   04.11.2019 16:37   Заявить о нарушении
"ПришлА ко мне" дОчка, кричА: - папа, гдЕ ты? - ???

Вот так читается в твоей тугой голове?

Рихард Мор 2   04.11.2019 16:40   Заявить о нарушении
Я ещё раз объясняю, что в словах ко мне невозможно полностью убрать ударения, потрму что эти слова есть, это значит, что на ударениях в этих словах - меньший акцент, но они все же есть, то есть я их слышу, поэтому подбираю слова так, чтобы они были в такт. Мог написать - пришла мОя дочка - и было бы тоже примыкание, но... Об этом я

Петр Новицкий   04.11.2019 16:53   Заявить о нарушении
Пошёл накуй.

Рихард Мор 2   04.11.2019 17:00   Заявить о нарушении
Опять закусило?
А ведь мог написать, что у Некрасова читается так-то, потому что, Некрасов считал так-то, а других - читается иначе, потому что они считают важным то-то. Но о других ни слова. Как выводы делать?

Потому и пел В.С. Высоцкий
Ну, разве это жизнь, когда в цепях?
Ну, разве это ВЫБОР, если скован?

А ты мне диктуешь...

Петр Новицкий   05.11.2019 01:02   Заявить о нарушении