Страсти по Джордано

Прабабка моя, Ирина Сергеевна была сущей , настоящей ведьмой. В хорошем смысле этого слова. И выглядела как ведьма, и двигалась, и думала. От неё мы с сестрой унаследовали дар предвидения и житейскую деревенскую мудрость. По другой, маминой линии, предки были из дворян. Смешение этих кровей породило в нас обеих неуемную жажду познаний, любви к жизни и людям и прекрасную генетику- дружбу головы и тела, быстроту восприятия ситуаций и немедленное верное реагирование на них. Спасибо нашим предкам, чего и всем желаем. Эти знания и умения мы передали своим детям, пусть пользуются ими разумно.
Бабка Ира, как все звали ее в семье, сыграла роль наставника в моей детской и подростковой жизни наравне с молодой бабушкой по маме Антониной Фёдоровной. Там были особые отношения. О них отдельно напишу.
Рассказ про бабку Иру сейчас пойдёт. Эта, в сущности , малоообразованная, но чистая душой женщина была уроженкой  1898 года города Юхнова, что на Угре. Происходила она из зажиточной деревенской семьи, отец и братья работали с утра до вечера, и даже нанимали батраков убирать урожай в их хозяйстве. Потом , в 20 е годы ХХ столетия перед она переехала в Москву, устроилась на работу на какую-то базу овощную, встретила моего прадеда Афанасиgя Ивановича, железнодорожника,  и наш род начался. Сызмальства я оставалась с ней дома целыми днями, слушала ее замечательный калужско-смоленский говорок и была она для меня Ариной Родионовной и своеобразным диктором советского  телевидения в ее невероятно колоритной интерпретации. Через ее призму видения мира я воспринимала его глазами ребёнка и ее глазами. О ее глазах, в прямом смысле этого слова.
Почему была она ведьмой? Недолюбливала она мою маму и очень любила моего папу, любимого внучка. Маму недолюбливала, и та ее взаимно по серьёзным взрослым причинам, которые стали мне понятны,  только повзрослев. А ведьминский взгляд ее колючих иссиня-голубых глаз на загорелом от ежедневных походов в лес в Чертанове источал проницательный холодок, от которого приходилось порой поеживаться.
Любила она меня без памяти, но своеобразной, немного жестокой любовью.  Сама того не замечая, растила из меня закаленного для сложной жизни человека, не оберегала от опасностей, а наоборот, ввергала меня во всякие истории и просто позволяла быть рядом с собой, воспринимая меня как равную по возрасту и духу. Поверьте мне, дорогие родители и бабушки-дедушки, это лучший метод воспитания. Так воспитывают хороших собак - щенульку везде берут с собой и всюду , терпеливо обучают, воспринимают как равного, но время от времени дают молодняку острастку. Для его же пользы.
   Так вот, прабабка Ира очень мной гордилась. Смышленостью и остротой восприятия. Назвала меня Щерт, Девка! ( Черт, Девка! ) почему? Кто знает. Особая нежность. Любимым времяпрепровождением нашим совместным были прогулки в лесу- краеведческие, надо сказать. Она учила меня как жить и выживать в дикой природе, любить свой родной край. А в плохую погоду мы смотрели телек или резались в лото, домино , в карты! Да, да , в пЯтки! Пять карт.
В один прекрасный день мама вернулась с работы и застала картину маслом . Я реву, бабка Ира злющая , что-то кашеварит. Когда мама спросила у меня, что случилось, бабка Ира сразу встряла и сказала, что Щерт, девка твоя  я жульничает и все время у неё выигрывает у нее в карты! За это она оттаскала меня за косы.
Вытирая слезы рукавом, пятилетнее дитя  отчаянно произнесло твёрдо и чётко. Вот вырасту, посажу тебя на плиту и сожгу на костре, как Джордано Бруно!!
Мама онемела. Бабка Ира не поняла.
На следующий день наши игры в лото и карты продолжились как ни в чем ни бывало. А что вы хотите, стар и мал всегда находили общий язык в Советском Союзе. Это вам не средние века.


Рецензии