Лесоповал

«ЛЕСОПОВАЛ» – музыкальный коллектив, исполняющий песни в стиле русский шансон.

Группа была создана в 1991 году Михаилом Таничем и Сергеем Коржуковым. После пережитой войны в 1947 году Танич оказался в тюрьме (был арестован по обвинению в антисоветской агитации), и 6 лет переживал разные пересылки, лагеря и лесоповалы, и вышел из тюрьмы только в 1953 году после смерти Сталина. Тематика песен музыкального коллектива совпадает с теми временами. Никто из современных участников музыкального коллектива в тюрьме не был, любые истории, которые поются «Лесоповалом», написаны непосредственно Михаилом Таничем.

Сергей Коржуков был первым солистом и композитором группы. Он написал музыку более чем к 60 песням группы.

https://www.youtube.com/watch?v=hbTefv8fkcU

Сергей Владимирович Коржуков (Никитин) (12 февраля 1959, Москва, РСФСР, СССР – 20 июля 1994, Москва, Россия) – советский певец, композитор, первый солист группы «Лесоповал».

Окончил медицинское училище и два года проработал фельдшером на «Скорой помощи». Играть на гитаре он начал с пятого класса. Любовь к музыке в конце концов и подвигла его бросить медицину и устроиться певцом в ресторан «Эрмитаж». Там он проработал 12 лет, пока не встретился с М. Таничем.

Сын – певец Артём Коржуков (1979 – 2009).


Артём вспоминал: «Отец вырос в интеллигентной семье. Его дедушка был врачом, родители – инженерами. В семье было двое детей – он и сестра Лена, которая была старше его на 12 лет. Они рано остались без отца. Сестра связала жизнь с музыкой, работала в ансамбле «Девчата», много гастролировала. Сергей окончил музыкальную школу по классу трубы. Но у сестры родился ребёнок, маме было тяжело одной содержать семью, и Сергей пошёл работать спасателем на лодочную станцию. Потом поступил в медучилище, работал фельдшером на «скорой». Но его тянуло к музыке. Ещё в училище у отца была своя группа, потом он устроился в группу «Почтовый экспресс» под руководством мужа его сестры – Александра Заборского. Долгое время играл в ресторане «Эрмитаж», где в то время пел Михаил Гулько. Отец даже считал его своим учителем. В результате из-за характерного кабацкого напева отца потом не приняли в Гнесинку. Кобзон сказал ему на экзаменах: «Мальчик! Поёшь в кабаках – и пой дальше!» Отцу пришлось поступить в техникум культуры. Зато спустя много лет Иосиф Давыдович с большим удовольствием пел его «Еврейское местечко с синагогой» на стихи Танича. И даже в одной передаче сказал, что только этот композитор сумел так проникновенно выразить национальную тему».

Перед тем как встретить в 1991 году Сергея Коржукова, Танич написал много стихов к песням, которые в дальнейшем станут хитами группы. Сначала была попытка записать эти песни с Владимиром Матецким. На роль вокалиста также пробовался певец Владимир Куклин. Было записано 12 песен, но особой популярности они не получили. Танич начал поиски другого солиста и композитора для исполнения его песен. Жена Танича порекомендовала Коржукова. На даче в Асари поэт продиктовал по телефону Сергею пару своих стихотворений и через пару дней он принёс написанную к ним музыку. Впоследствии Танич встретился с Коржуковым, и они записали первую песню, которая тут же стала популярной. Постепенно собрали коллектив, появилась группа и её первый солист и композитор Сергей Коржуков, ставший помимо всего прочего другом семьи Танича.

А. Коржуков: «Сначала отец познакомился в ресторане с его женой Лидией Козловой. Лидия Николаевна предложила отцу написать несколько песен на её стихи. В результате Надежда Чепрага с успехом спела «Перекати-поле» (прим. В строке композитор везде значилось имя – Александр Лунёв), а Ярослав Евдокимов – «Розу красную», которую потом перепел Филипп Киркоров. После этого Козлова привела отца к Таничу. Результатом их встречи стало создание группы «Лесоповал». Потом они написали для Алёны Апиной альбом «Лимита», в том числе знаменитые «Узелки». А уже после гибели отца Филипп Киркоров исполнил их песню «Увядшие цветы». Причём сделал это без разрешения и потом платил за это штраф».

Сергей был непростым человеком: несомненно, неординарным и талантливым, но очень застенчивым, необщительным и сомневающимся в праве на славу, которую внезапно обрёл. Возможно поэтому, причина смерти Сергея Коржукова может многим показаться ясной и закономерной, несмотря на популярность и, поистине, всенародную привязанность.

Он стал знаменитым сразу после выхода на большую сцену: зрители его полюбили и запомнили, а потом узнавали на улице, подвергая скромность Сергея суровым испытаниям. Он всегда старался оставаться в тени и в обычной жизни предпочитал компаниям пешие и велосипедные прогулки, выезды на рыбалку.

Закончивший медицинское училище Сергей лишь из необходимости содержать семью пошёл работать в ресторан, когда обзавёлся семьёй. Его не пугала тяжёлая выматывающая работа фельдшера в столичной «Скорой помощи», которой было отдано 2 года жизни.

Петь Коржуков начал в детстве и добился первого признания во время учёбы в медучилище, где вместе с Ольгой Зарубиной выиграл главный приз на студенческом конкурсе самодеятельности.

После окончания Химкинского музучилища Сергея приглашали в институт, но он хотел серьёзно заниматься музыкой, а не пением. Отработав 12 лет певцом в московских ресторанах, Сергей Коржуков, с лёгкой руки Михаила Танича, всё же стал вокалистом «Лесоповала», но с увлечением принялся за осуществление самой заветной мечты – стать композитором.

Сергей написал за два года более 60 песен для себя и других исполнителей и многие из них звучат до сих пор. В стране, где несколько поколений выросло на опыте ГУЛАГа и ему подобных институтов, тематика коржуковских баллад с привкусом «блатной» романтики не только понятна, но и близка почти всем. Он, со своим чудесным задушевным голосом, был просто обречён на успех: от восторженных почитателей отбоя не было, а почту несли мешками. Огромное количество поклонников было уверено, что всё, о чём Коржуков поёт, знакомо ему не понаслышке, настолько убедительно он вживался в образ. Его тонкая сдержанная искренность выжимала слезу у крутых уголовников.

На самом деле, у Сергея не было конфликтов с законом: выходец из обедневшей интеллигентской семьи, он был воспитан в лучших традициях этой среды: много читал и хорошо учился, с юных лет занимался интеллектуальным и духовным саморазвитием.

Благодаря популярной тематике 1990-х годов песни группы быстро стали известны в России и во многих странах проживания русскоязычной эмиграции.

В июле 1994 года в возрасте 35 лет погиб Сергей Коржуков, выпав с 15-го этажа из окна собственной квартиры. Считается, что произошёл несчастный случай, потому как причин для самоубийства не было.

https://www.youtube.com/watch?v=caBWcoBpA_o

Он преданно заботился о своих родных и первым приходил на помощь друзьям и коллегам по «Лесоповалу», никогда не скрывал своей религиозности. Задавая вопрос «почему умер Сергей Коржуков?», стоит задуматься, мог ли искренне верующий человек пойти на такой грех как самоубийство.

Об обстоятельствах его гибели высказывались самые разнообразные предположения.

А. Коржуков: «Особенно отличилась группа «Лесоповал» во главе с Таничем. Они посвятили отцу песню «Анаша» с неприкрытым намёком, что его погубили наркотики. Да, отец, конечно, выпивал. Бывали у него и «творческие запои». Но в последнее время он жил с мамой Марией Васильевной. Потом у него появилась невеста Вера, которая была на 10 лет младше его. Они особо не давали ему пить. А к наркотикам отец вообще относился отрицательно. Только один раз в Стамбуле ради экзотики курил кальян. По официальной версии, его падение с балкона – несчастный случай. Правда, сначала следователь упоминал о найденной предсмертной записке отца. А потом вдруг объявил, что её не было. Странные события на этом не закончились. После смерти отца планировалось выпустить большой фильм о нём. Мария Васильевна и Танич собрали все материалы и документы и передали их в компанию, которая собралась фильм снимать. Но вскоре компания лопнула, и архив был безвозвратно утерян. Даже Танич с его связями не смог вернуть. В то же время ограбили квартиру директора «Лесоповала» Игоря Бахарева. Там тоже пропала масса исходников. Но грабителей так и не нашли, и дело закрыли… В принципе, кое-что можно найти в архивах радио и телевидения. Например, клип «Белый лебедь на пруду» есть где-то на Первом канале. Но мы всё равно не сможем ни показать его, ни выпустить на видео. Все права были необдуманно переданы различным сомнительным компаниям типа «Русского хита», директор которой неоднократно выбирался из офиса в мусорном контейнере, опасаясь расправы со стороны обманутых им людей. Мы с бабушкой пытались с ними судиться, но ничего не добились».

После смерти Сергея Коржукова группа практически перестала существовать. Но Михаил Танич получал множество писем с просьбами о воссоздании группы, что, собственно, он и сделал спустя почти полгода.

Первый концерт возрождённого «Лесоповала» состоялся 4 декабря 1994 года. В группе на этот раз фигурировало 2-3 вокалиста, ключевым из которых являлся Сергей Куприк, которому на момент прихода в группу было всего 21 год.

В 1995 году был выпущен альбом «Амнистия», в основу которого легла домашняя аудиозапись Сергея Коржукова, поверх которой было наложено музыкальное сопровождение. Полностью в студии была записана лишь песня «Морячка», а записи песен «Кума» и «Сентиментальный вальс» были сделаны на концерте 23 июня 1994 года в ГЦКЗ «Россия».

В 1996 году вышел сборник перепевок ранних песен группы «Новый состав», и пятый альбом «Королева Марго». Новым композитором группы стал Александр Федорков, работавший с начала основания группы, при Коржукове был штатным музыкантом и аранжировщиком. Помимо Федоркова, музыку для «Лесоповала», стали писать такие композиторы, как Илья Духовный, Руслан Горобец, Леонид Марголин, Игорь Демарин, Виталий Окороков, Александр Добронравов, Игорь Слуцкий, Аркадий Укупник, Игорь Азаров, Андрей Савченко, Александр Клевицкий, Александр Басилая и Олег Гонтарь.

За время своего существования коллектив претерпевал несколько изменений в своём составе.

Вокалистами группы были: Сергей Дикий (1994 – 1996); Руслан Казанцев (1994 – 2000), Сергей Куприк (1994 – 2008).

В 2008 году не стало главного идеолога коллектива – Михаила Танича. Состав вновь был обновлён. Художественным руководителем стала супруга Танича – Лидия Николаевна Козлова.

За время существования группы было издано не менее 21 альбома, в том числе два после смерти Михаила Танича. Преимущественно песни исполняются под звуки гитары, аккордеона, барабана.

Вплоть до смерти в 2008 году Михаил Танич продолжал писать песни для «Лесоповала», включая последний альбом – «Наша жизнь», который был подготовлен и выпущен после его смерти. Презентация альбома состоялась в московском Театре Эстрады.

На одном из последних концертов группы с участием Танича он сказал:

Всё реже поют мои песни,
И с грустью задумался я,
Похоже, уходит на пенсию
Рабочая песня моя.

Но что было сделано – сделано!
Не много, но было – чего
Написано чёрным по-белому,
От имени, от моего.

И выпало это не каждому:
Я свой – в государстве своём,
Покуда с гитаркою граждане
Поют: «Я куплю тебе дом…»,

И просто, без высокопарности,
Я людям обязан стократ
За эти слова благодарности,
Что мне каждый день говорят.

В песнях «Лесоповала» уделяется большое значение лирическому содержанию, которое основывается на повествовании о свободе, трудовых лагерях, преступной жизни, и иногда других темах, таких как мир и любовь.

Михаил Танич говорил, что шесть лет, проведённых им в советских трудовых лагерях, дали ему возможность изучить и прочувствовать на себе все стороны и особенности преступной жизни, и что его задача состояла в том, чтобы найти хоть какие-нибудь положительные черты в людях, связанных с уголовным миром.

Михаил Танич был политическим заключённым, но в своих стихах он сочувствовал и другим заключённым, которые находились в местах лишения свободы за различные преступления, в том числе тем, кто незаслуженно отбывал срок или кто был там за мелкие преступления. Также немало у группы песен, рассказывающих об «отошедших», порвавших с преступным миром людях. Танич заявлял, что шансон«дико цвёл в советские времена, когда вся страна была в лагерях, когда зоны, колючая проволока, вышки охраны с надзирателями и автоматами, были всюду».Помимо всего этого, он считал, что в России все в какой-то мере связаны с лагерями и с преступной жизнью.

В своих песнях Танич часто затрагивал темы из советской жизни, фокусируя их на людей с криминальным прошлым. Некоторые из его песен имеют отношение с политическими темами советской эпохи, часто с юмористическим оттенком. Например, песня «Амнистия» была написана на основе анекдота, который Юрий Никулин рассказал Михаилу Таничу и Сергею Коржукову после концерта в ГЦКЗ «Россия» в 1992 году. А песня «Налог» повествует о налоге на бездетность, существовавшего во времена СССР. Бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять 6 % зарплаты государству. Герой песни оплакивает это, он вынужден заплатить этот налог, сидя в тюрьме, ещё и тюремные охранники отказываются предоставить ему женщину для зачатия ребёнка.

Песни группы часто включают сленг, жаргон, блатные выражения, которые, как говорил Сергей Коржуков, необходимы, чтобы точнее представить уголовную жизнь в России.

В то же время, официальные правительственные лица осуждают творчество коллективов, поющих в стиле русского шансона. В частности, генеральный прокурор РФ Владимир Устинов назвал эти песни «пропагандой преступной субкультуры».

В музыке группа полагается на стиль русской бардовской (авторской) песни, для которой характерен сильный вокал с гитарным аккомпанементом. Музыканты сочетают эти традиции с использованием аккордеона, синтезатора и барабанов.

Группа «Лесоповал» – неоднократный участник ежегодной национальной премии «Шансон года».

С 1996 по 2004 года группа принимала участие в отборочных турах фестиваля «Песня года».

Из-за того, что российский рынок музыкальной продукции отличается высоким уровнем пиратства, трудно измерить, сколько записей группы «Лесоповал» было продано. Кроме того, подобный жанр песен редко транслируют на популярных радиостанциях, где русская поп-музыка остаётся более популярной. Однако «Лесоповал» регулярно проводит концерты, и является одной из самых популярных групп в России, работающих в стиле «русский шансон».

(По материалам сайта ВИКИПЕДИЯ и ЭКСПРЕСС-газеты)

* * *

CD 1. ВОВА МУХА

Кликуха
Птичий рынок
Форточки-лопатники
Брачная газета
Три татуировочки
Столыпинский вагон
Заповедь
Год за два
Когда я приду
Пивзавод
Воруй, Россия!
Я куплю тебе дом (1 версия)
Доска почёта
Щипачи
Лажа
Письмо матери
Топталочка
Видеосалон
Налог
Чёрные пальчики
Новоселье
Кореша
__________________

Музыка, вокал: С. Коржуков
Слова: М. Танич

Записи 1991-93 гг.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ:https://yadi.sk/d/_j5GrLrU3NkqWf

Размер архива: 109 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 49 сек.

* * *
CD 2. СКОРО МНЕ ВЫХОДИТЬ…

Картишки
Морячка
Спецмолоко
Бля
Минин и Пожарский
Блины
Первая девочка
Воровской закон
Трое
Стамбул
Тося
Посылочки
Развод
Скоро мне выходить
Шалава
Узелки
Генриетта
Мишаня
Кума
Побег
Не думай
Молитва
__________________

Музыка, вокал: С. Коржуков
Слова: М. Танич

Записи 1992-94 гг.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ:https://yadi.sk/d/Ox2Leat93NmnmA

Размер архива: 109 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 37 сек.

* * *

CD 3. ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЮРЬМЫ
 
Сто первый километр (А. Федорков)
Батюшка (С. Коржуков)
Лесоповал (С. Коржуков)
Причёсочки (А. Федорков)
Президенты (А. Федорков)
Я писать тебе не буду (А. Федорков)
Дорога к тебе (А. Федорков)
Голубика (Р. Горобец)
Селезень (А. Федорков)
Королева Марго (А. Федорков)
Неточка Незванова (С. Коржуков)
Человек из тюрьмы (А. Федорков)
Столовка (А. Федорков)
Травка (А. Федорков)
Пятьдесят на пятьдесят (А. Федорков)
Был пацан… (А. Федорков)
2000 лет (И. Демарин)
Чёрный ворон (А. Федорков, С. Куприк)
Голубятня (А. Федорков, С. Куприк)
Я понимаю (Р. Горобец)
Недотроги (Р. Горобец)
Я – оттуда (А. Добронравов)
Базара нет (А. Федорков)
______________

Слова: М. Танич
Вокал: С. Коржуков, С. Куприк, С. Дикий, Р. Казанцев

Записи 1994-2003 гг.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ:https://yadi.sk/d/cdmbi1s63Nom8c

Размер архива: 109,6 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 46 сек.


Рецензии