Любители и профессионалы

Стремление к вхождению в профессиональные сообщества литераторов заметно снизилось в любительской среде, поскольку наличие членской книжки уже не приносят её обладателю ни заметного увеличения тиражей его произведений, ни роста популярности, ни повышения уровня благосостояния. Работа творческих союзов сведена, по сути дела, к положению обычных коммерческих структур со всеми известными правилами их выживания, а литературное творчество, освободившись от повышенного внимания государства, лишилось не только надзирательной опеки, но и той существенной поддержки, которую оно имело в советское время. Отпала и необходимость в следовании курсом социалистического реализма и теперь автор вправе выбирать курс следования самостоятельно.  Появилось много новых творческих течений и направлений со своей коленопреклонённой паствой и со своими проповедниками, исповедующими и отстаивающими свои независимые взгляды на творчество. Взращиваемое длительное время древо творческой свободы стало приносить свои плоды. Уже разгораются словесные бои между новаторами и консерваторами, постмодернистами и классиками, предаются анафеме представители различных новоявленных течений и направлений, хотя делить, собственно говоря, нечего. У разбитого корыта места хватит всем.
 Поэты и писатели великой советской эпохи были безусловно людьми достойными и обладали несомненными творческими дарованиями. Однако следует признать, что и своей известностью, и своей популярностью они, были обязаны, прежде всего, той системе государственной поддержки, которая сложилась в советское время. Без такой поддержки сложно добиться весомых успехов на литературном поприще. Литературный труд – труд кропотливый и тяжелый. Он требует от автора полной самоотдачи, а потому для продуктивной авторской работы необходимы соответствующие условия для жизни и творчества. В настоящее время литературный труд может оказаться непосильной ношей даже для талантливого автора. Необходимо отметить и то, что литературные произведения, правдиво отражающие день сегодняшний, вряд ли будут приняты и поддержаны широкими слоями общества на данном этапе нашей непростой жизни. Может быть по этой причине поиск дороги к всенародному признанию неотделим сегодня от изучения конъюнктуры читательского спроса. Но это уже ближе к бизнесу, нежели к творчеству.
 Принадлежность автора к тому или иному профессиональному писательскому сообществу, на данном этапе жизни, пока еще вызывает повышенное внимание в читательской среде и к самому автору, и к его творческим работам, однако, авторские  работы, как старые, так и новые, с получением членского удостоверения лучше не становятся, и некоторые произведения профессионалов довольно часто подвергаются язвительным насмешкам на страницах Интернета со стороны любителей. Отличить профессиональную работу от любительской становится всё труднее, поскольку творческий уровень любителей, вырвавшихся из домашних стен на просторы Интернета, постоянно растёт и заметно прибавляет в весомости. Жизнь диктует свои условия, и многие профессионалы уже давно и прочно обосновались на страницах Интернета к огромной радости любителей.
 Если подытожить всё сказанное, то вывод напрашивается невесёлый. Разрушение стройной системы регулирования и управления литературным сообществом, искусственное разделение рядов некогда мощной и монолитной организации породили целый ворох серьёзных системных проблем, которые, в свою очередь, привели к снижению уровня профессиональных творческих работ и, как следствие, к падению авторитета профессиональных сообществ в глазах читателей.
Не следует забывать и то, что главной отличительной чертой творческого профессионализма во все времена считалась возможность удовлетворения житейских потребностей творца за счет его творческой деятельности. И если попробовать применить упомянутый критерий к современному поэтическому сообществу, то стройные ряды профессионалов растают у нас на глазах и окажется, что никакой зияющей пропасти между любителями и профессионалами просто не существует, а есть только индивидуальное мастерство автора, которое совершенно не зависит от принадлежности автора к тому, или иному писательскому сообществу.


Рецензии