Медный тазик или хрустальная ваза?

В чем существенное отличие деревенских людей от городских?
Деревенские жители картину мира видят намного ШИРЕ и ЦЕЛОСТНЕЙ..
И хотя они более приземлены, не видят светлого будущего за далёкими горизонтами, да и тенденции с основными трендами тоже как бы не про них; но их картина мира более ВЗАИМОСВЯЗАНА .
Городской может виртуозно разбираться , например, во французской моде, но быть при этом без понятия, от чего у сельчан овощи в погребе заводятся , и откуда текут молочные реки прямо в трехлитровые банки или сколько надо вложить труда, чтобы вырастить свою свинину, откуда берётся вода в кране, и не мочь при этом этот самый кран починить. Зачем это мне - скажет он - я овощи , молоко и мясо в магазине куплю ; на работе денег заработаю и заплачу сантехнику - он пусть разбирается в кранах , а я так и буду в небесах парить.

Чем дальше в лес, тем таких парящих в небесах всё больше по всему миру - хотя будем надеяться, что современный мировой кризис ни одного такого макнёт рыльцем в грязь, вернув на землю-матушку. Не потому, что я не уважаю городских , а потому, что эти самые городские считают себя лучше деревенских.
Горожане считают "дерёвню" чем-то примитивным, и стараются как можно дальше от неё держаться ; корни этого явления лежат в небрежении к русскому : " Чё мы будем как патлатые иваны, если мы приехали такие в город и теперь вовсе даже просвещённые европейцы".
С каких таких пирогов всё это?
Основным отличием деревенского образа мышления от городского считаю понимание взаимосвязей происходящего вокруг себя и через это причастность ко всему окружающему. Человек может по-разному относиться к окружающему, но он ко всему имеет отношение; и через это у него в голове формируется целостная картина мира; пусть неполная, пусть слегка ограниченная, но тем не менее - вполне достаточная для понимания процессов вокруг.

В некотором плане это будет довольно обидно для городских, но горожане , даже являясь мега-образованными и высококультурными, не считают себя причастными к окружающему - и в этом аспекте им далеко до простой деревенщины. Городской житель - каждый сам за себя ("мой дом - моя крепость" ) , а деревенские - как веник, который фиг сломаешь, потому что каждый прутик за другой цепляется.
Экономическую основу из-под ног выбить можно, а вот целостную картину мира из головы вытравить уже куда сложнее.
Не идеализирую деревню - в ней сейчас люмпенов тоже полно, чуть не больше чем в городе. Но эти люмпены - как раз плод внесения инфекции городской морали в деревенскую жизнь - "я будут жить как мне хочется, я никому ничем не обязан и пофиг чё каво".
Из-за разрушения экономической системы в деревне для многих деревенских жизнь фактически потеряла смысл, вот они его и ищут на дне бутылки.
И тем не менее у "деревни" сохранилось чувство причастности к окружающему - к своей деревне, своему делу, соседям и т.д. Да, бывают и разборки, и мордобои - но в целом это разбирательство между своими. Даже когда ходили стенка на стенку, улица на улицу - это всё равно моя улица против чужой; то есть человек был в составе коллектива; хотя этим в основном промышляла молодёжь.
Та же самая причастность до последнего времени и в городах оставалась - как правило, города у нас в стране небольшие, и жизнь там до послевоенного времени не особо-то и отличалась от деревенской. Если поездить по провинции, где до индустриализации жило подавляющее число людей, то можно видеть, что города в массе своей состоят из таких же частных домов, кроме самого центра - там иногда и скотину держали, и всё такое.
Отличительная черта причастного к окружающему человека - он не отрывает себя от окружающего мира, и пытается изменить его своими силами. Деревенский, видя, что прохудилась крыша, не будет снимать видеоролик, обличающий Путина во всех грехах, а пойдёт залатывать её сам - всё равно больше некому. А городской, приехав из отпуска в восторгах от заграничной жизни, скажет : "А вот у нас тут в Рашке грязь и бедлам" - и тут же кинет окурок или фантик. Нет у человека понимания, что он сам и есть та самая Рашка; более того - он и есть основная грязь и основной бедлам. Увы...
Понятно, что ноги данной непричастности растут ещё со времён индустриализации - когда народ в города переселили, а родными города для людей так и не стали; даже горожане во втором-третьем поколении ругаются на "бетонные коробки" и грезят о домике в деревне и своей земле. В принципе , есть порода горожан, которые и в городах ведут себя как деревенские - ходят по соседям, активничают, обустраивают общественный быт, разбивают у дома клумбы за свой счёт - просто потому, что им тут жить; но эта порода нынче в загоне: "тебе что, больше всех надо, что ли?"

Человеку с целостным мышлением сложно впарить что-то такое, что ему не надо. Что ему надо, он и так заинтересуется; а вот что не вписывается в его систему ценностей и вообще в его достаточно замкнутый мирок - оно и не надо. И с этим самосознанием ведётся вполне осознанная войнушка со стороны финансово заинтересованных кругов.
Для борьбы с причастностью человека к окружающему миру у нас в стране выбрали весьма странный путь - к нам в общество усиленно внедряют... зэковские порядки. Так как народ в подавляющем большинстве являлся носителем деревенской морали, то лучшего и большего круга лиц, обладающих противоположной моралью, попросту не нашлось .
Нередко, называя человека деревенщиной, люди подразумевают, что он - простоват. Мол и одевается не так, и громко говорит, да и поведение..........вообще - простоват, во всем. И вкус у человека - не изысканный.
И учат - как надо бы!
Но , с другой стороны, деревенская простота от природы, она - настоящая. Не созданная искусственно. Не наманикюренная. Не извращенная элитными столпами городского общества .
Не думайте, что если человек живет в городе, он автоматически становится интеллигенцией. Быдлоты и хитропопости здесь даже поболее будет.
Часто приходится слышать от горожан такое: " Что ты споришь ? У меня кругозора , информации и знаний всяко разно поболее , чем у тебя".
Я стесняюсь спросить, а с какого переляду тебе это все примерещилось?
У тебя за плечами- ВУЗ( а бывает и кроме школы - ничего) и у меня - ВУЗ , у тебя в квартире стоит тот же зомбоящик , что и у меня , и с теми же многочисленными каналами, на которых одно и то же - Украина и Сирия , тот же комп с интернетом.
Да, библиотеки в деревне, конечно , скудноватые.
Но ведь нужную литературу можно найти в интернете.
А ты в курсе , что сейчас идет в драмтеатре твоего города ?Ты когда в последний раз там был , и был ли когда - нибудь вообще?
А я , дерёвня, раз в месяц обязательно нахожу время и средства выехать за сотни верст в город , чтобы посмотреть спектакль.
А у тебя , видимо, один маршрут: дом - работа, работа- дом...ну ещё фитнесклуб или спортзал..( приезжай в деревню хотя бы на недельку, я тебе такой фитнес на своей усадьбе организуют, причём совершенно бесплатно...)
Что ты увидел или узнал о жизни своих соотечественников , следуя по одному из твоих скудных маршрутов ? Как ты можешь больше меня знать о настоящих ( не перевёрнутый с ног на голову телеведущими) проблемах своей страны, если даже своих соседей по площадке не всех знаешь в лицо ??
И, как это ни парадоксально выглядит , но с бо'льшим презрением и снобизмом к деревенским жителям относятся не "чистокровные " горожане, а вчерашняя "дерёвня", переселившаяся жить в город. Проще говоря, вылезшая из той же навозной кучи..
У многих горожан образ деревни ассоциируется с уличным туалетом, похожим на конуру, с допотопным умывальником на кухне, с русской печью , занимающей половину избы, с баней по - черному, с бабушками, лузгающими семечки на лавочках.
Современная деревня выглядит совсем иначе. Каждый житель в силу своих материальных и физических возможностей старается приблизить своё жильё к городскому : провести в дом водопровод, установить унитаз и ванну или душевую кабинку, стиральную машинку- автомат, оборудовать слив или выгребную яму.
И бабушки теперь не сидят на лавочках. Бабушек , в том прежнем представлении, вообще теперь нет. Есть дамы элегантного возраста, неплохо ориентирующиеся в интернете.
И эта деревенская бабушка иному горожанину сто очков вперед вставит.
Так что , медный тазик, не корчи из себя хрустальную вазу!!!


Рецензии