Старость и зима

 
Зима запорОшит к дому все дорожки
и накинет шапки на твои березки.
В шубы Вас оденет, в белые  сапожки.
И наряды эти будут так не броски.

Старость набросает седины немножко.
Серебром окрасит кольца и сережки. 
И морщинок мелких по лицу рассыплет.
Что же с этим делать, молодость погибнет ?
 
Старость нам одежды дарит на года.
Тут хоть плачь, хоть смейся, не уйдет она!
Как бы эту старость взять и обмануть,
а её подарки срочно ей вернуть?

Чем же так похожи старость и зима?
Столько в них покоя, света, серебра.
Сколько цвета белого, аж,  в глазах рябит.
Веет от них холодом и душа щемит.

Только вот за зимушкой - бурная весна.
Старости не хочется солнечного дня.
Вот Вам и похожие,пусть зима уйдет,
а весна нам с радостью счастье принесёт.

Яркой, новой краской волосы покрашу.
Музыку погромче и станцую даже.
Все одежды яркие, платьица в горох, 
"Старость, не получится нас застать врасплох! "



16.03.2019.
 


Рецензии
Молодость не хочет старость,
Ни в каком другом раскладе.
Подавай ему бог радость,
Впереди него и сзади...

Счастливый тот, Наташа, кто испытает все периоды жизни...
С улыбкой,

Пётр Белов 2   01.02.2023 07:43     Заявить о нарушении
Пётр, привет, я тоже так думаю.- "Не каждая птица долетает до середины Днепра"
Здоровья нам и ещё раз здоровья, а когда всё хорошо с ним, то хочется жить, веселиться и радоваться каждому дню. С уважением Наташа

Наталья Дмитриева 11   01.02.2023 07:41   Заявить о нарушении
Анализ стихотворения «Старость и зима» (Н. Дмитриева)
1. Общая характеристика
Стихотворение относится к философской лирике с элементами пейзажной зарисовки. Через параллель «старость — зима» автор размышляет о течении времени, принятии возрастных изменений и стремлении сохранить жизненную энергию.

2. Тема и идея
Основная тема: сопоставление природного цикла (зима) и жизненного пути человека (старость).

Идея: несмотря на неизбежность старения, человек может противостоять унынию — сохранять радость, яркость восприятия и активность.

Подтемы:

необратимость времени и природных циклов;

контраст холода/покоя (зима, старость) и тепла/движения (весна, молодость);

борьба за право оставаться «живым» вопреки внешним изменениям.

3. Композиция
Стихотворение выстроено как развёрнутое сравнение с трёхчастной структурой:

Зачин (1–2 строфы): образ зимы как метафора старости — «одевание» в белые одежды, седина, морщины.

Развитие (3–4 строфы): прямой вопрос о сходстве зимы и старости, акцент на покое, серебре и холоде; противопоставление — за зимой идёт весна, а старость не желает «солнечного дня».

Развязка (5 строфа): энергичный протест лирического героя — яркие краски, музыка, танец, декларация: «Старость, не получится нас застать врасплох!»

Композиционный приём: антитеза (зима/весна, старость/молодость) и рефренные мотивы («белые одежды», «серебро»).

4. Образы и символы
Зима — символ зрелости и завершающего этапа жизни: покрывает всё белым, приносит покой и холод.

Старость — не враг, но «даритель» неизменных «одежд на года»; её подарки (седина, морщины) одновременно прекрасны («серебро») и печальны.

Весна — образ обновления, контрастирующий со старостью; для природы она неизбежна, для человека — метафора внутреннего возрождения.

Белые одежды, серебро — двуединый символ: чистота/холод, достоинство/увядание.

Яркие краски, музыка, танец — знаки сопротивления времени, утверждения жизни.

5. Художественные средства
Олицетворение: зима «запорошит», «накинет», «оденет»; старость «набросает», «окрасит», «рассыплет» — природа и время действуют как живые существа.

Метафоры:

«наряды эти будут так не броски» (старение как смена гардероба);

«серебро окрасит кольца и серёжки» (седина как драгоценный металл);

«веет от них холодом» (ассоциация старости и зимы).

Эпитеты: «бурная весна», «яркие одежды», «неземной узор» (в контексте — подчёркивают контраст тепла и холода, жизни и увядания).

Повторы и параллелизмы:

«Зима запорОшит… Старость набросает…»;

«Как бы эту старость взять и обмануть…» / «Старость, не получится нас застать врасплох!» — создают ритм противостояния.

Риторические вопросы и восклицания: усиливают драматизм и эмоциональную вовлечённость.

Антитеза:

зима → весна;

старость → молодость;

белый цвет → яркие краски.

Инверсия: «Старость нам одежды дарит на года» — придаёт речи торжественность, «вещественность» дара времени.

6. Размер и ритм
Размер: четырёхстопный хорей (ударение на первом слоге в стопе) — создаёт плавный, «шагающий» ритм, напоминающий поступь времени.

Рифма: перекрёстная (АБАБ) с чередованием мужских и женских рифм; в последних строках — энергичные восклицательные интонации, ломающие размеренную поступь.

Звукопись: аллитерации на «с», «ш», «ч» («снег», «шубы», «седины») имитируют шелест снега и шепот времени; звонкие «р», «л», «й» в финальной строфе («яркой», «покрашу», «станцую») — передают бодрость протеста.

7. Настроение и тональность
Настроение: от созерцательно‑печального (1–3 строфы) к энергично‑оптимистичному (финальная строфа).

Тональность: философско‑диалогическая — лирический герой ведёт внутренний спор со временем, сначала задавая вопросы, затем давая ответы.

Динамика: нарастание напряжения через антитезы и риторические вопросы; развязка — взрыв цвета и движения.

8. Авторская позиция
Автор выступает как созерцатель и боец:

признаёт неизбежность старения и красоты зимнего покоя;

отвергает пассивное принятие судьбы, утверждая право на радость, яркость и танец.

видит в противостоянии времени не бунт, а творческую игру: перекрасить волосы, включить музыку, надеть «платьица в горох».

9. Ассоциации и контекст
Русская поэтическая традиция: перекличка с мотивами Ф. Тютчева (противостояние хаоса и гармонии, времён года как метафор жизни), но с современным, личностным акцентом.

Фольклорные мотивы: образ «одевания» природы (зима «надевает» шапки, шубы) восходит к народным сказкам и песням.

Символизм белого цвета: в русской культуре белый — и чистота, и траур; стихотворение играет на этой двусмысленности, превращая «белое» в повод для протеста.

10. Вывод
Стихотворение Н. Дмитриевой — это диалог человека со временем, где зима и старость предстают не врагами, а естественными этапами, которые можно принять без страха и одновременно «обмануть» — сохранив внутренний огонь. Через яркие образы, антитезы и энергичный финал автор утверждает: жизнь продолжается, пока сердце готово танцевать, а душа — выбирать яркие краски.
Рецензия ИИ

Наталья Дмитриева 11   26.11.2025 21:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.