Апрельский экстрим

Апрель месяц - перепутье зимы и весны.  Расплавленный дневным солнцем лёд и снег в городской черте, превращался в лужи. Морозу же за ночь из луж удавалось наморозить скользкие пяточки. Ледоход на реках подходил к концу,  солнышко и дождик заканчивали уборку снега в полях и лесах. Весна набиралась сил и уверенно приступала к обновлению природы.
   Страсть к рыбалке, годами, рождённая на водоёмах, не давала покоя. Последний лёд манил и не только уловом, но и процессом, начиная со сборов. Чтобы выяснить ледовую обстановку на озёрах,  я позвонил приятелям и  поспрашивал о состоянии льда, но и они находились в  неведении… Хотя и их тоже манил  последний лёд .
Но вот зазвонил телефон. На проводе Валерий Фёдорович, товарищ по работе и рыбалке .
-Как на счёт рыбалки завтра?- спросил он, - правда, солнце днём знатно печёт, но ночные заморозки не дают озёрам раскиснуть. Рискнём?
--Рискнём,- ответил я, - пригласи Мечислава и Яниса.
-- (Работали мы с ними в одной фирме и они всегда рыбачили с нами.)
 И в пять часов утра вся наша команда уже в Дубках. Дубки –это посёлок… Трёхкилометровый довольно широкий канал, проторённый в своё время природой, заканчивался у границ посёлка. Через тростниковые заросли по нахоженной рыбаками тропинке, выходим на лёд. Канал – любимое место ловли, в том числе и нами. Лёд на нём, умытый дождём, приглаженный солнцем и ночью подмороженный, блестел, как зеркало.
Ветер где-то отдыхал в это раннее утро. Малиновый рассвет, разлившись по восточному склону неба, подкрашивал соседние тучки всеми цветами радуги. Мы любовались этой красотой.
В шипованных сапогах, уверено перемещаясь по скользкому льду, каждый из нас пошёл на своё излюбленное место лова. Янис и Мечислав ушли к противоположному берегу, ( по устоявшейся привычке рыбаков всегда  считается, что там лучший клёв.) Я и Фёдорович расположились на середине канала недалеко друг от друга.
Около двадцати рыбаков уже сидели на ящиках. Незаметно было,
чтобы они часто выуживали рыбу. Но это дело времени. Клёв может
начаться в любой момент.

Отозвались первые окушки и небольшая плотва.- Клёв крупной рыбы в этих метах начнётся через неделю, -- сказал сосед-рыбак, тогда она пойдёт в нерест, но лёд уже будет слабым.
Частое перемещение по водоёму рыбаков подтвердил что сосед –рыбак говорил правду.
Огромный оранжево - белый огненный шар солнца вылез из-за горизонта, поднялся над верхушками сосен, и мы начали ощущать нарастающее тепло. Ночью,намороженная поверхность льда, начала таять, зеркальное отражение помутнело. Поверхность ледяного поля стала рушиться, превращаясь в мелкие кристаллы. Но это  не пугало - под нами двадцати пятисантиметровый лёд. А когда солнце вошло в зенит, захотелось снять верхнюю одежду.
У меня возле лунки уже лежала солидная кучка рыбы, когда подошёл Фёдорович и сказал:
--Что-то неуютно стало на льду, начало потрескивать.
-- Предлагаешь сматывать удочки? - спросил я.
--Да,  - ответил Фёдорович, но ближе к двум часам.
--Хорошо, - согласился я и пошёл к берегу к нашим рыбакам.
--Как успехи, ребята?- вижу, кое-что надёргали. Возле лунки у каждого шевелилась кучка из окуньков плотвы и подлещиков.
                --К двум часам закончить рыбалку вы не против? – спросил я. Янис с Мечеславом переглянулись и согласились.
--В два часа встречаемся у машины,-- напомнил я, уходя,
В оставшееся время рыбы у меня  прибавилось немного.
Повышение температуры воздуха с каждым часом волновало Фёдоровича, и он предложил:
--Пойдём на берег через кладку  у бани,- это самый безопасный выход. Звонил ребятам, они поддержали .
-- Пойду утренним путём, он короче,- решительно сказал я.
--Как знаешь, - с удивлением произнёс  Фёдорович,- на всякий случай парашютный  фал у меня в машине имеется. И удалился. Через некоторое время, закончив ловлю и, уложив снасти и улов, пошёл к машине .  Возле неё уже собрались мои друзья. Они явно ждали меня. Ускорив шаг, пошёл к утренней тропке в тростнике. Когда уже я двигался по ней, то недалеко от берега, неожиданно подо мной рухнул  двадцатисантиметровый лёд- под   жаркими лучами  солнца он стал пористым и не выдержал мой вес.
В образовавшемся  проёме, вокруг меня,  плавали  обломки  льда. Я удержался левой рукой за ледяной выступ. Под ногами было более двух метров глубины. Через несколько секунд, ледяная вода, наполнив сапоги и пропитав одежду, словно железным обручем стиснула грудь.

Сапоги на ногах, словно пудовые гири тянули на дно. Мокрая одежда увеличила вес. Однако я надеялся выбраться самостоятельно, располагая опытом в подобных случаях. Но три попытки не увенчались успехом, таяла надежда. Тревожная мысль проскользнула  в голове, но как бы подбадривая меня,  в  сознании мгновенно всплыли  предыдущие мои провалы под лёд  с удачным исходом…
… Даугава, весенний ледоход и мы, пацаны, живущие на берегу, бегали по изломанному льду. Как-то раз, когда движение льда в очередной раз остановилось, мы гурьбой помчались  наперегонки, перепрыгивая с одной льдины на другую.  Кто дальше забегал, тот был у нас в почёте. Я вырвался вперёд, и…провалился. Мальчишки с испугу кинулись к берегу. Меня спасло, что под ногами, в месте провала подо льдом, оказалась небольшая льдина. Когда я на неё опирался, она пыталась погрузиться  в глубину, поджимая ноги - она поднималась вслед за ногами и поддерживала меня. Выбрав момент, я упал грудью на крепкий лёд и выбрался.  Весеннее жаркое солнце быстро высушила одежду.
…На литовском озере Смелине, ещё, будучи безусым рыбаком,  возвращаясь  после удачного весеннего лова, я провалился возле брега. Вода- выше пояса,  дно глинистое,  берег крутой. Выбрался вымазанным в глине и чернозёме.
…Белорусское озеро Струста у нас числилось, как уловистое, и мы не могли с друзьями в апреле не попытать рыбацкого счастья. На середине водоёма, я наступил на чёрный лёд и… провалился. К счастью подо мной была мель, и я оказался по пояс в воде. Ребята на берегу   шутили, что видели, как Кириллович шёл, шёл и вдруг стал на половину короче.
…До сих пор не могу себе простить, что я организовал рыбалку в середине апреля в жаркую погоду на озеро  Рушоны (Латвия.)  Мы подъехали к озеру и увидели, что лёд уже отошёл от берега на 3-4 метра. Пришлось рубить дерево для переправы. Водитель отказался рыбачить, а мы четверо, вышли на лёд. У берега, с северной стороны, он был ещё прочным. Мне захотелось ловить у острова, а до него метров пятьсот. Пока собирались, организовывали выход на лёд, солнце оказалось в зените и жгло неимоверно.
Пройдя метров сто пятьдесят в сторону намеченной цели, я обратил внимание, что на озере нет ни одной живой души. Чёрный лёд шипел на ледяном пространстве, и легко покачивался под ногами. Поняв, что, если здесь провалюсь, то это будет конец, повернул обратно. Накануне вечером я прочёл инструкцию, что делать в такой ситуации, оказывается осенью, когда уплотняется лёд,  появляются трещины. Из трещин выступает вода и замерзает в виде сварочного шва. И это самое прочное место на льду весной.

Я выполнил указание  инструкции и, раскинув руки в горизонтальное положение, в одной  руке держа ящик,  в другой льдобур, начал движение. Наварка на трещине выдерживала меня, хотя лёд под ногами продолжал покачиваться. Мелкими шагами я уже подходил к берегу, где приспособились к рыбалке мои друзья. В это время Женя из нашей компании, меняя место лова, вдруг провалился. Я бросился ему на помощь, метров десять прошёл быстрым шагом и сам оказался в воде. Жене ребята кинули верёвку и вытащили его. Я же выбрался самостоятельно.
                …  Возвращаясь к реалиям в Дубках, находясь в воде, и устав от попыток выбраться, я, наконец, осознал, что был слишком самоуверенным.
Предыдущие  погружения под лёд  со счастливым концом ложно уверовали меня, что такие приключения мне нипочём.
Всё изменилось в Дубках, на озере  Разна, когда провалившись, я понял, что выбраться самому, на сей раз не получится. Лёд высокий. И, когда я пытался на него взобраться, то смог зацепится только за краешек, и не было ни своих, ни посторонних сил, чтобы продвинуться по льдине хотя бы на  сантиметров 15-20. К тому же намокшие ноги не слушались.  В этой ситуации было только два выбора:  раздеваться в воде и быстрее снимать сапоги или обратиться за помощью к друзьям, подавив самолюбие.
 Федорович уже стоял на берегу с парашютным фаллом в руках и ждал моего решения. Рядом с ним Янис. Волнение моё стало набирать обороты.
--Ну, чего же вы там?- с горечью выкрикнул я.
                - Держи фал! И Фёдорович бросил  его мне. Я ухватился за него двумя руками. Это было моё спасение. Намотав фал на правую руку, я в левой держал бур и ящик. Фёдорович и Янис напряглись и потянули меня. Через полтора метра лёд подо мною вновь рухнул, затем он рушился через каждый метр.
 Я, словно ледокол крошил льдину до самого берега. Наконец почувствовал твёрдый грунт под ногами и, выйдя на берег, шатаясь от усталости, поблагодарил друзей за спасение.
                Резвые водяные ручейки  скатывались  с  одежды. Сколько смог, столько отжал воду из брюк. Мелкие льдинки приютились в сапогах. Пришлось раздеваться. Друзья поделились кое-чем из сухой одежды.
                --Остановишься возле ближайшего продуктового магазина,-- сказал я водителю,-- отпразднуем и день рождение моё, вчера оно было, и крещение. Всё обошлось наилучшим образом – хворь не пристала. Только в апреле больше на рыбалку я не езжу. Коварный месяц.