Дмитрий Шемяка

(из цикла "Государи")

Безумие, страсть, наваждение,
Слепая обида и месть,
Как–будто бы в нём от рождения,
С младенчества – были и есть.

Суровый и храбрый отчаянно...
Но, всё–таки, кто им владел,
Когда жаркий взгляд холодел,
И стыла душа неприкаянно?
 ________________
 * Иллюстрация:
    фрагмент картины Павла Чистякова (1832 – 1919) «Великая   
    княгиня Софья Витовтовна, срывающая пояс с Василия Косого
    на свадьбе Василия Тёмного».

Дмитрий Шемяка (1420 – 1453) – князь Галицкий (Галича Костромского), сын князя Юрия Дмитриевича, внук Дмитрия Ивановича Донского. Это упорный и настойчивый участник феодальной войны на Руси. В своей "Истории Государства Российского" Н.М. Карамзин высказался о жестоком нраве и провале политики князя. Но есть и те, кто его пытается оправдать.

Прозвище князя имеет два варианта происхождения. По одной из версий, Шемяка восходит к татаро–монгольскому слову "чимек", что в переводе означает украшение. По другой – изначально прозвище звучало как "шеемяка", значение которого очевидно.

После смерти Великого Князя Василия I на престол заступает единственный оставшийся в живых из сыновей Василий II (будущий Василий Тёмный). Молодой князь снискал одобрение и ярлык на правление и от татаро–монгольского хана. Однако дядя Василия, Юрий Дмитриевич, отец Дмитрия Шемяки, приходившийся младшим братом Василию I, не был согласен с положением вещей.

В феврале 1433 года в Москве состоялась свадьба Василия Васильевича с княжной Марией Ярославной. На свадьбу прибыл князь Дмитрий Шемяка вместе с братом Василием Косым. Во время празднования Захарий Кошкин (по другой версии — Пётр Добрынский) «узнал» драгоценный пояс на Василии Юрьевиче: пояс якобы был украден у великого князя Димитрия Донского во время его свадьбы с Евдокией Дмитриевной в Коломне и в дальнейшем попал к Василию Косому. Присутствовавшая на торжестве Софья Витовтовна сорвала пояс с Василия Юрьевича. Это было страшным оскорблением. Дмитрий и Василий Юрьевичи, «роззлобившися», покинули свадьбу, направившись к отцу в Галич. По дороге они «розграбиша» казну ярославских князей, являвшихся сторонниками Василия II. Братья, прибыв домой, увидели, что отец их Юрий Дмитриевич «собрався со всеми людьми своими, хотя итти» на Василия II и выступили весной 1433 года в поход вместе с отцом. В сражении у берегов реки Клязьмы они наголову разбили ратников Василия II, и Юрий Дмитриевичвступил на великое княжение, однако в 1434 году ушёл из жизни. Великим Князем самовольно стал присутствовавший на тот момент в Москве Василий Косой, что возмутило младших братьев. Потомки Юрия Дмитриевича пригласили на престол Василия II и помогли прогнать из столицы старшего брата.

После получения поддержки благодарный Василий дарует Дмитрию Шемяке уделы в Ржеве и Угличе. Но властолюбивый Шемяка вскоре воспылал желанием самому стать Великим Князем, чтобы править Русью, а не отдельными уделами.

В 1445 году Василий II был вынужден выйти в поход против Орды, нарушившей границы государства. Брата поддерживал и Дмитрий Шемяка. В решающий период сражения он не оказал помощи Василию II, и в результате битва была проиграна, а Великий Князь пленён ордынцами.

Дмитрий Шемяка занимает престол. Пленённый Василий II, между тем, пообещал хану огромный выкуп за свободу, от которого тот не смог отказаться. В 1446 году Василий II при поддержке ордынцев возвращает престол. Только вот московские бояре и духовенство оказались недовольны засильем татар. Дмитрий Шемяка воспользовался пошатнувшимся авторитетом Василия, вступив в сговор с князьями Иваном Можайским и Борисом Тверским. В том же 1446 году Шемяке доносят о поездке Василия на молебен в Троицкий монастырь. Воспользовавшись отсутствием правителя, Дмитрий при поддержке приспешников возвращает правление.

Его сподвижник Иван Можайский захватывает Василия II, Дмитрий Шемяка ослепляет соперника, после чего тот и получает прозвище Тёмный. Вместе с семьёй он ссылается в заточение в Углич. Правда, немногим позже под давлением митрополита Ионы Василий Тёмный освобождён, враги примирились и подписали мировую договорённость. Василий получил удел в Вологде, куда и отправился с семьей и детьми.

Между тем деятельность Дмитрия Шемяки в качестве Великого Князя не отличалась успехами. Правитель из Дмитрия Юрьевича вышел жестокий, властолюбивый и бездарный. В период правления начался произвол, взяточничество и судебное самоуправство. В историю вошло выражение о "Шемякинском суде" как о несправедливом и продажном.

Провал в политике, недовольство многих людей и боярства привели к тому, что, едва добравшись до вверенного удела, Василий Тёмный получает поддержку приспешников. Достаточное для сопротивления войско собралось с невиданной скоростью. Узнав о назревающем нападении, Дмитрий Шемяка с Иваном Можайским вышли навстречу мятежникам.

Но тут неожиданно в Москве взяли власть сподвижники Василия II. Дмитрию Шемяке ничего не оставалось, как спешно скрыться в Галиче. В 1447 году непокорный князь приступил к переговорам с противником, достигнув соглашения о передаче земель Углича, Ржева и Бежецкой волости Василию II. Предписано также вернуть казну и оставить попытки занять престол. Но жадный до власти Дмитрий Шемяка не собирался следовать договору. Готовый добиваться престола любыми путями, он вносит смуту среди новгородцев, жителей Вятки, оскверняет имя Василия Тёмного, ищет поддержки удельных правителей.

Духовенство, на плечи которого Василием II был возложен суд над Шемякой, попыталось увещевать буяна. По неподтвержденным данным, Дмитрий даже отлучен от церкви и предан анафеме. Между тем Сбор епископов и укоризненные посылы не возымели влияния на мятежного князя. В 1448 году Василий Тёмный выступил походом на Дмитрия. Испугавшись разгрома Шемяка согласился на мир. Правда, условия мирного соглашения он по–прежнему выполнять не собирался. В 1449 году войска Шемяки пытались захватить Кострому, но безуспешно. В 1450 году московское войско подошло к Галичу и одержало победу над шемякинскими ратниками.

Бежавший из удела мятежный князь обосновался в Новгороде, смог захватить Устюг, жестко расправляясь с теми, кто не хотел подчиняться. В 1452 году Василий II отправился на освобождение устюжан. Шемяка ретировался обратно в Новгород.

В 1453 году Василий послал в Новгород дьяка Степана Бородатого с приказом умертвить ненавистного и непокорного Дмитрия. Подкупив с помощью приближенных Шемяки повара, посланнику удалось осуществить задуманное. В куриное мясо, приготовленное к столу, повар подсыпал яд. Шемяка, промучившись 12 дней, скончался. По другой версии отравление Шемяки было организовано новгородскими князьями, уставшими от феодальной войны и противостояния с Великим Князем. Дмитрий Юрьевич Шемяка был похоронен в Георгиевском соборе Юрьева монастыря Великого Новгорода.


Рецензии
Дима, ты прости пожалуйста, но тут совсем не в кассу. Шемякин суд - не от Дмитрия Шемяки, а от более позднего литературного произведения. Набери "шемякин суд" хоть в википедии, которая воспроизводит комментарии известного академического 8-томника Древнерусской литературы 1970-х годов.

Николь 77   16.10.2019 01:21     Заявить о нарушении
"Витязь на распутье" не читал ведь? Эта книжка историка Зимина, научная монография, написанная на основе широчайшего (более тысячи) круга источников, в 1960-е годы совершенно перевернула взгляд историков на феодальную войну 1 половины 15 века в Московском царстве. Я тебе процитирую самый конец её заключения - по поводу офигенно положительной роли Василия Тёмного - антогониста Шемяки. Кстати, последние слова книги - редчайший случай в академической науке - стали настолько цитируемыми, что, можно сказать "ушли в народ".

"В конце XV — первой половине XVI в. в России происходила борьба двух тенденций развития страны. Стоял вопрос, по какому пути пойдет Русь: по предбуржуазному, который развивался на Севере с его соледобывающей промышленностью, или по крепостническому? Север противостоял Центру и был в конечном счете им подмят под себя. Предвестником этого противостояния и была борьба Москвы с Галичем, Вяткой и Устюгом в годы смуты. Крепостнической, крестьянской и монашествующей Москве противостояла северная вольница промысловых людей (солеваров, охотников, рыболовов) и свободных крестьян. Гибель свободы Галича повлекла за собой падение Твери и Новгорода, а затем и кровавое зарево опричнины.

Итак, слепой, немудрящий правитель вернул свой престол. Его противники повергнуты были во прах. Единство земель вокруг Москвы было восстановлено. Но какой ценой? «Гнездо Калиты» было ликвидировано. ... На [его]смену пришла семья великого князя, а там был уже лишь шаг и до одного самодержца типа Ивана IV Васильевича.

Появилось и столь редкое в предшествующее время средство борьбы с непослушниками — массовые казни. Они стали заключительным аккордом правления Василия II. Московские казни дворян, пытавшихся освободить серпуховского князя, были устрашающими. А в народе (единодушно бояре, купцы и простолюдины) в ужасе говорили: «…недостойно бяше православному великому осподарю, по всей подсолнечной сущю, и такими казньми казнити, и кровь проливати во святыи Великии пост».

Не то еще увидят их потомки через сто с небольшим лет.

Получили сполна и те, кто по селам и весям молился о здравии великого «осподаря» и своим трудом возделывал нивы, чтобы напитать его служилых людей. В середине XV в., когда еще не отзвучали громы последних битв за единодержавие, в далеком Белоозере князь Михаил выдаст Кириллову монастырю грамоту, в которой предписывает крестьянам-должникам выходить от своего землевладельца только за неделю до и неделю после Юрьего дня осеннего. Пройдет еще время, и ярмо крепостного права будет достойной наградой за «безумное молчание» послушного народа.

И снова малиновый звон колоколов. На этот раз в отстроенном Кремле конца XV в., с его новыми мощными стенами и изысканными соборами. Вот уже появились и льстецы, возводящие власть самодержца к Августу-кесарю, а то и к самому Вседержителю. Вот уже и наследники Орды лишены «выходов» — их собирают теперь в свою казну великие князья. Набеги воинственных соседей постепенно прекращаются. Страна вроде бы благоденствует. Каждый при своем деле. Мужик пашет. Купец торгует. Барин воюет и управляет. Появились иноземные гости и послы, дивящиеся, откуда взялась такая мощная держава. И плата ведь, которую весь народ (и господа, и слуги) заплатил за царство благоденствия, невелика — всего только утеряна свобода («один только росчерк пера»). Да помилуйте, нужна ли она вообще? И была ли она когда-нибудь на Святой Руси? Может быть, и не было, НО ГРАДУС НЕСВОБОДЫ ПОВЫСИЛСЯ."

Николь 77   16.10.2019 02:09   Заявить о нарушении
Оля, за роскошную цитату - спасибо огромное! Очень мне текст понравился! Относительно "Шемякина суда"... Я понимаю, о чём ты говоришь. Но у меня есть своё оправдание перед академической наукой - я не историк и в этом качестве ориентируюсь на Н.М.Карамзина. Из V тома "Истории Государства Российского: "«Не имея ни совести, ни правил чести, ни благоразумной системы государственной, Шемяка в краткое время своего владычества усилил привязанность москвитян к Василию, и в самих гражданских делах, попирая ногами справедливость, древние уставы, здравый смысл, оставил навеки память своих беззаконий в народной пословице о суде Шемякине, доныне употребительной». Этот текст Карамзин сопроводил примечанием: «В Хронографе: от сего убо времени в Велицей Руссии на всякого судью и восхитника во укоризнах прозвася Шемякин суд». Да, «Хронограф», на который ссылался Николай Карамзин, сейчас не известен, он утрачен в последующие времена. Но дело даже не в этом. В некоторых случаях я отдаю предпочтение народной памяти и легенде.Это как раз тот случай.

Димитрий Кузнецов   16.10.2019 10:00   Заявить о нарушении
Я сделал отдельное стихотворение - "Шемякин суд". А здесь, в цикле, изменил текст.

Димитрий Кузнецов   16.10.2019 14:16   Заявить о нарушении