Послесловие

 Осенью 2013 года по Украине поползли тревожные слухи. Сторонники евроинтеграции шептались на кухнях и в компаниях о возможном отказе президента Януковича от ранее провозглашённого курса. В этой связи говорили о каких-то тайных переговорах с Москвой, обещании Путина «озолотить» Украину. Так называемые патриотические силы, сделавшие вступление в ЕС целью и смыслом своей жизни, готовились на всякий случай к массовым протестам. В свою очередь, приверженцы союза с Россией и интеграции Украины в евроазиатское пространство обречённо обсуждали будущее Украины после объединения с Европой. Такая перспектива грозила разрывом не только экономических связей с Россией, где жили родственники, друзья, знакомые.
 Надежд на поворот в сторону Востока было мало, поэтому рассматривались даже самые невероятные сценарии. Это состояние неуверенности украинское общество переживало прежде не раз. К.Паустовский в своей автобиографической книге «Повесть о жизни» рассказывает, как в 1919 году петлюровцы распускали в Киеве слухи, один фантастичнее другого. «Слухи при Петлюре приобрели характер стихийного, почти космического явления, похожего на моровое поветрие. Это был повальный гипноз. Слухи эти потеряли своё прямое назначение – сообщать вымышленные факты.      
 Слухи приобрели новую сущность, как бы иную субстанцию. Они превратились в средство самоуспокоения, в сильнейшее наркотическое лекарство. Люди обретали надежду на будущее только в слухах».               
 Замечу, это происходило, когда ещё не было ни сотовых телефонов, ни телевидения, ни интернета. С появлением всех этих средств коммуникации возможности влиять на массовое сознание тысячекратно увеличились. Помню, с каким напором и остервенением отвергалась «патриотическими» изданиями даже сама возможность альтернативы прозападному курсу. Как будто у людей отбирали надежду на будущее и вопрос стоял ребром: жить или умереть? Искусственное нагнетание страстей было очевидным, однако последствия этого предвидеть было невозможно. Во всяком случае, до ноября 2013 года, когда на Майдане в Киеве началась новая революция.
 По всем признакам она напоминала первую, «оранжевую революцию» 2004 года. Как и тогда, собравшиеся на площади Независимости выражали недовольство правительством, президентом; как и тогда, протест был до некоторого момента мирным. Но потом, когда Янукович заупрямился и не поднял перед брюссельской бюрократией сразу руки вверх, был включён другой, силовой сценарий «цветной революции». Тот, где уже лилась кровь, но виновной при этом снова объявлялась власть.
 Разгон в ночь с 29 на 30 ноября 2013 года кучки «мирных» студентов, оказавшихся вдруг способными противостоять силам правовопорядка, перелистнул последнюю страницу в истории той постсоветской Украины, которую мы знали и которую все, пусть и по-своему, любили. С февраля 2014 года это единение закончилось. Начался отсчёт нового времени в истории страны. Я не беру на себя смелость  описывать последовавшие затем события – это отдельная тема, которая ждёт своего Булгакова или Плутарха. Замечу только, что переходить подобный Рубикон пришлось не одной  Украине. Например, в октябре 1993 года такой же шок испытала Россия. Тогда, по приказу президента РФ Бориса Ельцина, из танковых пушек был расстрелян российский парламент. Сколько человек за несколько дней в нём погибло от пуль и снарядов, до сих пор достоверно неизвестно.               
 На Западе силовое подавление «бунта» российских парламентариев одобрили и назвали «защитой демократии». Как оценят потомки то, что произошло на Украине после свержения законно избранного президента Януковича, пока неясно. Джинн, вырвавшийся из бутылки, продолжает бродить по стране и нагонять страх. Это неизбежный спутник революционной эпохи.
 Те, кто думали, что сразу после захвата власти наступит мир, и они смогут заняться привычными делами, сильно ошиблись. В истории немало примеров подобного рода. Великая Французская революция, начавшаяся в 1789 году взятием Бастилии, этим не закончилась. Она открыла эпоху наполеоновских войн, продолжавшуюся почти двадцать лет. Ещё более растянутой во времени оказалась Российская революция 1917 года, положившая конец 300-летней династии Романовых. В обоих случаях пострадали миллионы людей, поверивших в скорое и замечательное будущее. Ничто не даётся так дорого, как избавление от иллюзий. Похоже, что и украинскую революцию 2014 года  ждёт та же искупительная судьба.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.