Введение
Сам Карион Истомин – монах Чудова монастыря – один из просвещеннейших людей XVII века, педагог, поэт и переводчик. С 1679 г. он работал на Московском печатном дворе. Примерно с 1682 г. начал выполнять обязанности секретаря патриарха Иоакима. Сохранил эту должность при патриархе Адриане. В качестве патриаршего секретаря Карион Истомин составлял слова на все важнейшие события политической жизни России.
Первые, еще рукописные экземпляры букваря автор преподнес матери Петра Великого – царице Наталии Кирилловне – для ее внука царевича Алексея. Вот что пишут про книгу исследователи: «Букварь был не только пособием для овладения грамотой, но и первым русским иллюстрированным изданием для детей, где текст и рисунок органично слиты, где иллюстрация несет познавательную нагрузку. Занимательные и высокохудожественные рисунки должны были заинтересовать учащихся, привлечь их к изучению азбуки. По сравнению с азбуками того и последующего времени «Лицевой букварь» Кариона Истомина и Леонтия Бунина был книгой необычной, яркой, ломающей устоявшиеся представления об учебном пособии. Появление его удивительно, и трудно сказать, сколь успешно этот букварь использовался в педагогической практике, ибо для занятий по нему требовалась особая методика, в то время в школах Руси еще не известная. «Лицевой букварь» открывает новую страницу в нашей педагогике. Следует отметить, что «Лицевой букварь» переиздавался и в последующие времена».
Карион Истомин назвал свое издание под стать традициям времени – длинно и витиевато: «Букварь словенороссийских уставных и скорописных букв, а также греческих, латинских и польских с иллюстрациями и нравоучительными стихами: во славу Всетворца Господа Бога и в честь пресвятой Богородицы девы Марии и всех святых. Изображен гравировкой на пластинах для отроков и отроковиц, мужчин и женщин, желающих учиться грамоте. В нем напечатаны буквы славенского, греческого, латинского и польского языков.
Под каждой буквой любознательным подросткам предложены иллюстрации в помощь обучения чтению: что видит, то и произнесет с названием буквы. Например, А: Адам, алектор, аспид и прочее; Б: борода, бич; В: венец, виноград, воин; Г: город, гроб. И весь букварь представлен в таком порядке. Далее из этих букв начнут складываться слоги.
Некоторые буквы, такие как Ъ и Ь, и некоторые другие, не начинают названия предметов, но соединяются с другими буквами. Их в свой черед по славенской азбуке можно увидеть в середине или в конце слов. Например, бабръ, багоръ, вервь, сельдь, лебедь и прочее. Изображения предметов, приличных молодым людям, а также нравоучительные стихи помогут в освоении букв.
И пусть всякая душа, во имя Господа пишущая и читающая, спасение обретет и получит благословение Божие в завещанном занятии своем на земле и на небе. Ради этого и сделано сие издание. Если в картинках или словах букваря чего-либо не достает, то оправданием тому – отсутствие предшествующих подобных книг. Букварь наш новый, изданный своим трудом и иждивением. Благоразумный не осудит, а должным образом исправит и дополнит.
Пишите и читайте себе и другим на пользу. Желаю вам здоровья и спасения на долгие годы, о всех славу воссылая человеколюбивому Богу и ныне, и присно, и во веки веков, аминь!
Писал в надежде на прощение и исправление кланяющийся вам иеромонах Карион Истомин».
От себя добавлю, что рассматривать рисунки и подписи к ним, сделанные более трехсот лет назад, – довольно любопытно. Выясняется, что многие вещи люди представляли себе совершенно иначе, нежели мы. Часть предметов быта сегодня можно встретить разве что в музеях, а некоторые навсегда исчезли, и даже слова, их обозначавшие, в выпущенных столетиями позже толковых словарях разъясняются неверно.
Свидетельство о публикации №119101404543