Введение

Букварь Кариона Истомина – это первая хорошо иллюстрированная русская азбука, предназначенная для обучения чтению подрастающего поколения. Азбуки печатались и раньше, но подобного букваря, заложившего образовательные методики на столетия вперед, прежде не было никогда. Печатное издание вышло в 1694 году в 106 экземплярах. Книга (хоть это и не совсем книга) замечательна во многих отношениях. Первоначально она состояла из 43 гравированных медных листов, на каждом из которых имелись стилизованные изображения буквицы из человеческих фигур (отсюда название «лицевой»), различные виды шрифтов, аналоги буквы в греческом, латинском и польском алфавитах, предметы, называвшиеся на эту букву и нравоучительные стихотворные пояснения. Рисунки выполнил Леонтий Бунин – гравер Оружейной палаты Московского Кремля.

Сам Карион Истомин – монах Чудова монастыря – один из просвещеннейших людей XVII века, педагог, поэт и переводчик. С 1679 г. он работал на Московском печатном дворе. Примерно с 1682 г. начал выполнять обязанности секретаря патриарха Иоакима. Сохранил эту должность при патриархе Адриане. В качестве патриаршего секретаря Карион Истомин составлял слова на все важнейшие события политической жизни России.

Первые, еще рукописные экземпляры букваря автор преподнес матери Петра Великого – царице Наталии Кирилловне – для ее внука царевича Алексея. Вот что пишут про книгу исследователи: «Букварь был не только пособием для овладения грамотой, но и первым русским иллюстрированным изданием для детей, где текст и рисунок органично слиты, где иллюстрация несет познавательную нагрузку. Занимательные и высокохудожественные рисунки должны были заинтересовать учащихся, привлечь их к изучению азбуки. По сравнению с азбуками того и последующего времени «Лицевой букварь» Кариона Истомина и Леонтия Бунина был книгой необычной, яркой, ломающей устоявшиеся представления об учебном пособии. Появление его удивительно, и трудно сказать, сколь успешно этот букварь использовался в педагогической практике, ибо для занятий по нему требовалась особая методика, в то время в школах Руси еще не известная. «Лицевой букварь» открывает новую страницу в нашей педагогике. Следует отметить, что «Лицевой букварь» переиздавался и в последующие времена».

Карион Истомин назвал свое издание под стать традициям времени – длинно и витиевато: «Букварь словенороссийских  уставных и скорописных букв, а также греческих, латинских и польских с иллюстрациями и нравоучительными стихами: во славу Всетворца Господа Бога и в честь пресвятой Богородицы девы Марии и всех святых. Изображен гравировкой на пластинах для отроков и отроковиц, мужчин и женщин, желающих учиться грамоте. В нем напечатаны буквы славенского, греческого, латинского и польского языков.
Под каждой буквой любознательным подросткам предложены иллюстрации в помощь обучения чтению: что видит, то и произнесет с названием буквы. Например, А: Адам, алектор, аспид и прочее; Б: борода, бич; В: венец, виноград, воин;  Г: город, гроб. И весь букварь представлен в таком порядке. Далее из этих букв начнут складываться слоги.
Некоторые буквы, такие как Ъ и Ь, и некоторые другие, не начинают названия предметов, но соединяются с другими буквами. Их в свой черед по славенской азбуке можно увидеть в середине или в конце слов. Например, бабръ, багоръ, вервь, сельдь, лебедь и прочее. Изображения предметов, приличных молодым людям, а также нравоучительные стихи помогут в освоении букв.
И пусть всякая душа, во имя Господа пишущая и читающая, спасение обретет и получит благословение Божие в завещанном занятии своем на земле и на небе. Ради этого и сделано сие издание. Если в картинках или словах букваря чего-либо не достает, то оправданием тому – отсутствие предшествующих подобных книг. Букварь наш новый, изданный своим трудом и иждивением. Благоразумный не осудит, а должным образом исправит и дополнит.
Пишите и читайте себе и другим на пользу. Желаю вам здоровья и спасения на долгие годы, о всех славу воссылая человеколюбивому Богу и ныне, и присно, и во веки веков, аминь!
Писал в надежде на прощение и исправление кланяющийся вам иеромонах Карион Истомин».

От себя добавлю, что рассматривать рисунки и подписи к ним, сделанные более трехсот лет назад, – довольно любопытно. Выясняется, что многие вещи люди представляли себе совершенно иначе, нежели мы. Часть предметов быта сегодня можно встретить разве что в музеях, а некоторые навсегда исчезли, и даже слова, их обозначавшие, в выпущенных столетиями позже толковых словарях разъясняются неверно.


Рецензии