Книжная полка-122. Т. Вечерина, Л. Звонарева. Р. К

 Осень — время для хороших книг. Чтение делает хмурые вечера светлее.
На нашей книжной полке новая книга.  Таисия Вечерина, Лола Звонарёва. Труды и дни Риммы Казаковой:«Отечество, работа и любовь…». – М.: «Academia», ИЦ «Вест-Консалтинг», 2018

О ней нам расскажет Елена Севрюгина. Страница автора тут: http://www.stihi.ru/avtor/vslava2009

Когда в твои руки попадает биография известной, выдающейся личности, пусть и недавно ушедшей из жизни, невольно возникает ощущение, что ты прикасаешься к истории – к тому, что уже свершилось и стало неотъемлемой частью культуры и общества. Говоря иными словами, ты чувствуешь себя литературным археологом, изучающим прошлое.
Но книга Таисии Вечериной и Лолы Звонарёвой, посвящённая жизни и творчеству удивительной женщины и поэта Риммы Казаковой, вызвала у меня совершенно иные чувства. Возможно, потому, что с Риммой Фёдоровной меня связывали десять лет знакомства и дружбы, я не смогла воспринять рассказ о ней как только лишь достояние истории. Нет – здесь всё живое, настоящее, без ненужного хрестоматийного глянца и ложного пафоса, позволяющее ощутить живой пульсирующий нерв никогда не умирающей души поэта.
Нисколько не преувеличу, если скажу, что чтение стало для меня настоящим испытанием и вызвало очень неоднозначные чувства. С одной стороны, оторваться от книги невозможно – биография написана потрясающим художественным, «живым» языком и больше напоминает увлекательный роман о жизни знаменитой поэтессы. С другой… хоть и тяжело в этом признаваться, мне стоило колоссальных усилий справиться с собой – с той страшной ностальгией, которая стала мучить уже с первых страниц книги.
Низкий поклон авторам этой биографии за то, что сумели сотворить истинное волшебство – возвратить читателю и лично мне настоящую, живую Римму – такую знакомую и близкую, и в то же время недосягаемую, блистательную, великую во всех смыслах этого слова. Не было никакого ощущения авторского посредничества между читателем и героиней – а это и есть высший уровень художественного мастерства. Я как будто просто продолжила разговор с хорошо знакомым мне человеком – казалось, что мы сидим друг напротив друга, и Римма Фёдоровна своим негромким завораживающим голосом рассказывает мне о себе – так просто, доверительно, так по-женски откровенно. И тут же начинает захлёстывать волна воспоминаний – ведь многое из того, о чём написано в этой книге, мне доподлинно известно от самой Риммы Фёдоровны.
Книга стала для меня экскурсом в прошлое – я окунулась в дорогие, а иногда и горькие воспоминания не только о Римме, но и своей юности. Вспомнилось так много всего – и стало очевидно, что период знакомства и общения с Риммой Фёдоровной был, безусловно, лучшим периодом моей жизни, что её жизненная история – это часть и моей истории тоже.
Но было бы конечно несправедливым утверждать, что всё в этой книге было для меня уже знакомым. Безусловно, были и неожиданные и очень приятные открытия. Например, я не знала, что поэтесса более семи лет работала на Дальнем Востоке и прошла пешком всё Охотское побережье, и первую свою книгу «Встретимся на Востоке» она выпустила именно в Хабаровском книжном издательстве.  Это был поистине человек мирового масштаба, всех заслуг которого и не перечислишь: она была секретарём правления Союза писателей по пропаганде литературы, неизменно возглавляла писательские делегации в поездках по разным странам, в целом побывала более чем в восьмидесяти странах мира, в течение всей своей жизни поддерживала талантливых детей и молодёжь, вела поэтические семинары в Переделкино, была неоднократным членом жюри многих поэтических конкурсов.
Можно перечислять до бесконечности, и до бесконечности удивляться, откуда эта женщина брала столько жизненной энергии и любви к людям и творчеству.
 Самой большой заслугой биографов я считаю умение выделить в характере и личности Риммы Фёдоровны особенно важные, определяющие её черты-ипостаси: это женщина-воин на поэтическом фронте («поэзия – мужичье дело, воловий труд, солёный пот: зачем же Орлеанской девой в поэты девочка идёт?»), женщина-мать («родился сын-пылиночка, лобастенький, горластенький, горит его пелёночка – видна во всех галактиках»), женщина – жена, любовница, жертва любви («и если женщина приходит, себе единственно верна, она приходит – как проходит чума, блокада и война»). Ну и конечно главная ипостась Риммы – это женщина – гражданин своей страны, верная ей до конца, вопреки всему и всем («страна, как истина, одна, – она не станет посторонней, и благостней и проторённей тебе дорога не нужна»).
 
 
Моё главное пожелание авторам – чтобы эту книгу читали все – от мала до велика, в школах и библиотеках, в университетах и даже дома на диване. И, возможно, это станет лекарством и опорой для тех, кто разуверился, или же лишним доказательством того, что верить надо, любить надо, дружить надо, дарить себя надо – и воздастся сторицей.
 
  *****************
 Здесь мы приводим только выдержки из статьи Елены. Целиком эту статью можно прочесть на сайте 45 параллель, в свежем выпуске № 29 от 11.10.2019 г.


Рецензии
Наша современница - большая поэтесса Римма Казакова, стихи которой я люблю.
Спасибо большое за публикацию рецензии.
С уважением Екатерина.

Екатерина Рыскова   21.10.2019 11:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.