Хитрый Бог

В раннем фольклоре СССР есть любопытная сказочка. Суть её вкратце такова: Владимир Ильич Ленин на самом деле не умер, а притворяется, чтобы проверить, как люди справятся с жизнью самостоятельно, без постоянных ссылок на его авторитет. Иногда он встаёт из мавзолея, инкогнито гуляет по стране, посещая пролетариев.
Не берёмся судить, доподлинно народная ли это история или искусный гомункул «красных» фольклористов, однако интерес она в любом случае представляет. Поскольку на её примере можно видеть любопытное свойство советской пропаганды. Как известно, товарищ Ленин полагал борьбу с религией азбукой марксизма. Но также известно, что свято место пусто не бывает – посему пришлось хитрецу самому его занимать. Оболванивания и уничтожая христианство, пропаганда в то же время переносила некоторые черты Бога на Вождя. Вот и сказка «Хитрый Ленин», перефразируя апостола Павла, повествует о свободе в Ильиче. Ведь если существует христианский Бог, то это Он умер и воскрес, это Он не хочет, чтобы Его поминали всуе. Правда для более полной аналогии со Творцом сказочному Ленину стоило бы стать немного оппортунистом, то есть создать для «красных» и «белых» общий компромиссный уклад и даже дать гражданам ограниченную свободу для злых, антисоветских убеждений и дел.
Подобно противникам на Гражданской войне, охотники до «твёрдых» доказательств существования Бога делятся на два лагеря. Воинствующим «верунам» нужно огненное Всевидящее око, мгновенно карающий грешников Большой брат. Уже этому идеалу недостаёт – страшно выговорить – трансцендентности, однако атеистам нужно что-то ещё более приземлённое. Добрый нелепый дедушка на облаке, с которым можно не особо считаться. А то и вовсе космическая плесень.
Думается, у большинства читателей оба этих идеала вызовут мало расположения. Но интересней всего другое: если верить Библии, то они уже осуществились. В Ветхом Завете Яхве, грозной тучей летая над израильским народом, сурово карал за малейшие провинности, часто повелевая убивать и собственноручно убивая неверных. С высоты времени многое в этом методе воспитания справедливо кажется жестоким, тем более, что вопреки ежовым рукавицам Всевышнего атеисты, наряду с язычниками, существовали уже в древности. Иначе про кого спел царь Давид: «Сказал безумец в сердце своём: “Нет Бога"»?
В Евангелии же всё переворачивается с ног на голову: Бог, продолжая непостижимым образом держать весь мир в руках, предстаёт даже не облачным дедушкой, а земным молодым человеком едва за тридцать. Им восхищались. Его не понимали. С Ним не считались. Его убили. В отличие от Ленина, Бог в тот раз умер по-настоящему. Зато и воскрес по-настоящему, как говорят некоторые чудаки. Но даже не в этом суть.
В конце концов, некоторые обретают поразительную гармонию и в глухом атеизме. Происходит это например так. Человека в детстве водят за ручку в храм на службы, ничего не объясняя. Скучно, непонятное хоровое пение, свечи, запах ладана. Однажды человек вырастает, возводит взгляд под купол и чётко понимает: Бога нет, можно спокойно заниматься своими делами, ни с кем не считаясь.
Всё верно; что сделает порядочный человек с большим сердцем, услышав, как с опорой на его авторитет кого-то силой втягивают в непонятные обряды и дела? Попросит передать, что его нет. А что уж говорить о Небесном Отце? Да и многие ли из нас искренне и бесповоротно хотят, чтобы Бог существовал? Вряд ли. А те оригиналы, что хотят, никому не будут ничего доказывать, как не придёт нам в голову доказывать существование солнца, ветра и воды.
Существует Бог или нет, у Него можно многому поучиться. В идеале, хорошо бы нам стать немного богами как для любящих нас, так и для ненавидящих. Одних радовать, других без гнева и пристрастия оставлять в покое – и если очень хочется, очень нужно (разные бывают обстоятельства в жизни), то тоже радовать, но незримо, будто радость случается сама по себе.
Итак, если Бога нет, то всё позволено.

И если есть – всё позволено, потому что в нас и в нашу самостоятельность Он верит намного больше, чем мы в Его покровительство.

И мне случалось видеть блеск —
сиянье Божьих глаз:
я знаю, мы внутри небес,
но те же неба в нас.

Как будто нету наказанья
тем, кто не веруя живет,
но нет, наказан каждый тот
незнаньем Божьего сиянья.

Не доказать Тебя примером:
перед Тобой и миром щит.
Ты доказуем только верой:
кто верит, тот Тебя узрит.

Не надо мне твоих утех:
ни эту жизнь и ни другую, —
прости мне, Господи, мой грех,
что я в миру Твоем тоскую.

Столь одиноко думать что,
смотря в окно с тоской?
— Там тоже Ты. В чужом пальто.
Совсем-совсем другой.

(Стихи Леонида Аронзона)


Рецензии