Григорий Гуркин... Забытые имена

Картина: "Хан Алтай".


...Я не буду говорить, что моя жизнь — тяжелый, горький труд и несчастья. Нет!.. Моя жизнь для меня лично — это красивая сказка.
Из письма Г. Гуркина внукам. Алтай. — Онос. 1935 г., янв. 7-го.


Григорий Иванович Гуркин (Чорос-Гуркин (12 января 1870 года — 11 октября 1937 года) — российский и советский художник, ученик И. И. Шишкина. По происхождению — телеут и представитель рода чорос.

Григорий Гуркин родился в селе Улала (сейчас Горно-Алтайск) в 1870 году в семье кустаря-седельника из рода Чорос (впоследствии национальное самосознание побудило его к добавлению имени рода к фамилии).
Григорий Гуркин учился в школе Алтайской духовной миссии, а в свободное время часто посещал иконописную мастерскую, где с радостью выполнял мелкие поручения. После окончания школы будущий художник почти 15 лет проработал иконописцем.

В 1896 году Гуркин познакомился с А. В. Анохиным, русcким этнографом, собирателем алтайского фольклора, который увидел в нем зачатки настоящего таланта и уговорил его уехать в Санкт-Петербург. Там Григорий Гуркин предпринял неудачную попытку поступить в Академию художеств со своей картиной «Ночь жертвы». Однако работы алтайского художника-самоучки заметил И. И. Шишкин и пригласил его работать в свою мастерскую. За зиму, проведенную в мастерской под руководством Шишкина, Гуркин многому научился, и уже в марте 1899 года его принимают в пейзажный класс Академии художеств. После смерти своего первого наставника Гуркин много работал под руководством А. А. Киселева. Уже в работах 1903-1905 гг. можно увидеть кисть зрелого мастера, он уходит от подражания и встает на собственный путь.

В 1905 году Г. И. Чорос-Гуркин возвращается на Алтай, и с этого момента все его творчество посвящено малой родине. В 1906-1907 гг. в Томске прошла первая выставка художника, сразу же принесшая ему известность. В течение следующих нескольких лет Гуркин объездил с выставками всю Сибирь и был признан настоящим классиком сибирской живописи.

Ключевым звеном в творчестве Гуркина стала картина «Хан Алтай», работе над которой художник посвятил несколько лет. Картина существует в двух вариантах, первый из которых был написан в 1903 году, а второй — незадолго до смерти. Картина поражает своей монументальностью: величественные каменистые громады изображены в ненастную погоду, которая долго не удавалась кисти Гуркина.

К другой, стержневой в его эволюции картине «Озеро горных духов» (Красноярский государственный художественный музей им. В. И. Сурикова) Гуркин шёл через длинный ряд работ, связанных общим мотивом. Мотив этот — реки и озёра, сбросившие оковы льда. Одной из первых по времени исполнения в этом ряду стоит картина "Озеро Лаже" с её ясной умиротворенностью и величавостью. Низко нависшие облака и свинцовые, доходящие местами до черноты воды озера создают образ сурового, безлюдного края (Горное озеро, Каракольское озеро).

А еще этот чудо-мужик напишет более пяти тысяч произведений, отыщет и перенесет на полотно могущество тайги и контрасты суровой природы. Он доберется до самых дремучих уголков своего края, где тоже есть прорывы света на дальних планах. В волнении от прекрасного, в желании наполниться этим великолепием, он начнет собирать народный эпос, сказания, легенды, песни, и изделия народного творчества.

Важный период жизни и творчества Гуркина (1917—1937) связан с событиями революции, Гражданской войны и установления Советской власти в Сибири. В 1917 году на волне революции создаётся государственное образование алтайцев (Каракорум-Алтайская окружная управа), и художника, как самого известного представителя коренной национальности, уговаривают возглавить её. А уже в апреле 1919 года колчаковцы арестовали неудачливого руководителя «за сепаратизм и измену Родине» и отправили в тюрьму города Бийска. Выпущенный под залог (в его административной деятельности не нашли «практических действий»), художник, спрятав свои картины, с семьёй поспешил перебраться в Монголию, а в 1920 году он переехал в Туву.

В 1925 году художника уговорили возвратиться в Советскую Россию. Приём поначалу был восторженным, художнику устроили две выставки в Новосибирске (в те годы ставшем административным центром Западной Сибири), а в 1926 году — в Москве, где к хору восхищавшихся самобытным талантом присоединил свой голос и Луначарский.

Творческий путь художника в 20—30-е годы был тесно связан с социалистической новью Алтая, это значит, что его талант был востребован Советской властью: ни один праздник в Горном Алтае, да и в Новосибирске, не обходился без участия художника. Плакаты, разрисовки и другая подённая работа становятся обязанностью художника. Он создал рисунки к алтайскому букварю, иллюстрировал народный эпос. И продолжал писать картины. Его живопись обрела новые качества: красочность, умиротворённость. Всё большую роль в его творчестве играла декоративность.

В 1937 году Гуркин был расстрелян как враг народа, все его работы оказались запрещены до реабилитации в 1956 году. Творческое наследие алтайского живописца насчитывает около 5000 произведений. Наиболее полное собрание картин художника можно увидеть в Республиканском краеведческом музее имени А. В. Анохина.

В 2006 году в Горно-Алтайске открыли памятник знаменитому земляку, здесь же в его честь названа одна из центральных улиц. В селе Анос Чемальского района, в котором он жил с семьёй, в 2006 году был открыт музей.


                @


Рецензии
Хороший рассказ, о жизни интересного Человека. Приятно было прочитать и узнать о Его Творческом пути.

Добра Вам!
с Уважением,
Сергей.

Сергей Холмский   17.10.2019 15:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, за отзыв и доброту! С уважением Алексей.

Алексей Гончаров2   17.10.2019 16:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.