Геракл и Омфала

Какабадзе Манана
Олег Фурсин.


I

«Я держал на плечах голубой небосвод,
Воевал и дружил, вызволял я народ,

Самых разных чудовищ на развилках дорог
Я развеял по ветру, я многое смог!

Многих женщин я знал, не бывал одинок,
Но у ног лишь одних я – не я, я – щенок…*

Не герой, миротворец, не политик и лев,
Я – мальчишка счастливый, и тает мой гнев…

Я позволил ей всё, я отдал свой наряд,
И геройский мой меч, что имел, все подряд!

По приказу её я пряду шерсть рукой,
Той, которой стрелял и душил, – в миг иной…

Все геройство мое – как растаявший снег…
Как всё это стерпеть в силах я, Человек?»

II

«Ты, конечно, уйдёшь, так бывало всегда…
Пронесутся, промчатся над нами года.

Ты, конечно, герой, и Геракловых рук
Мир припомнит всю силу, милый супруг…

Я не в силах тебя близ себя удержать,
Плач мальчишек моих не мешает бежать

У тебя есть судьба, ты привязан лишь к ней,
Нет причины быть здесь – суть печали моей…

Но однажды, вдали от меня – и любви,
Ты поймёшь, что минуты эти – в крови…

Что был счастлив ты миг, что твоим был час,
Час, в который три мойры связали наc…

Отпускаю, иди, для тебя – целый мир…
Не дождётся вдали торжественный пир!

III

Да, однажды он вспомнил. Кипела кровь…
И прохладу любви той позвал он вновь…



*Омфа;ла  — в древнегреческой мифологии лидийская царица, дочь (по другим версиям рабыня) бога реки Иардана, жена, затем вдова Тмола (бога горы).

Когда Геракл, в наказание за убийство Евритова сына Ифита, был продан Гермесом в рабство (по Ферекиду, продан за 3 таланта), госпожой его оказалась Омфала, и три года (либо год Геракл находился у неё в услужении. Геракл подарил ей боевой топор (лабрис), захваченный им у Ипполиты.

У Омфалы от Геракла было несколько детей. Она родила Гераклу Агелая (либо Лама) либо родила Гераклу Тирсена. Она считалась родоначальницей лидийских царей, главным образом тех, которые происходили от ассирийских Гераклидов.

По истолкованиям учёных нового времени, это малоазиатская полубогиня, наполовину воинственного, наполовину женственного характера, покровительница удовольствий и представительница женской производительности. Её отождествляли иногда с финикийской Астартой или Афродитой-Уранией и считали богиней луны.






                ***


Рецензии